СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные разновидности языка и стили речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматриваются функциональные стили. Каждый  функциональный стиль современного русского литературного языка –  это такая его подсистема, которая  условиями и целями общения в  какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью  стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны, каждый из них представлен рядом  жанровых разновидностей.

Просмотр содержимого документа
«Функциональные разновидности языка и стили речи»

Класс 6

Тема урока: функциональные разновидности языка и стили речи.

Цель урока: повторить, закрепить и расширить знания учащихся о стилях речи; развивать устную и письменную речь и орфографическую зоркость; воспитывать любовь к родному языку и Родине.

Задачи урока:

  1. обучающие – повторить известные сведения о стилях, вспомнить общее представление о функциональных разновидностях языка;

  2. воспитательные – формировать умение работать и мыслить самостоятельно, вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке, воспитывать потребность в использовании правильной и грамотной речи;

  3. развивающие – развивать способность правильно и грамотно анализировать текст, развитие речи.

Оборудование: учебник (русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В. 3 ч. Ч. 1 /С.И. Львова, В.В. Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 205 с.), доска, карточки.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации работы

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует, настраивает на работу

Демонстрируют готовность к уроку. Начинают оформлять классную запись (число, классная работа)

Фронтальная

Формирование положительного отношения к учению

Разминка

Тема этих пословиц поможет угадать, какое слово загадано (учитель читает пословицы).


Нет земли краше, чем страна наша.


Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.


(Ответ: Родина)


- Какие еще пословицы о Родине вы знаете?

- А что такое Родина? Подберите синонимы к этому слову.

Учитель знакомит учащихся с определением из словаря Ожегова-Шведовой (Родина – 1. Отечество, родная страна [Любовь к родине] 2. Место рождения, происхождения чего-нибудь [Индия — родина шахмат]).


- А от какого слова произошло слово «Родина»? Подберите однокоренные слова.

-  Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?


Отвечают на вопросы

Фронтальная

Стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним; осознание ответственности за себя и за свои действия.

 

Умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом.

 

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.

 

Готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.


Формулировка цели урока

Запишите тему урока. Она уже знакома вам. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит сделать? Какова наша цель?

Записывают тему урока. Делятся своими предположениями. Формулируют цель.

Фронтальная

Способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи.

 

Способность вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.


Актуализация знаний + «открытие» новых знаний

- Что такое стили речи?

Предлагает познакомиться с определением термина «стили речи».

[Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество]

 

- Какие стили речи вы вспомнили?

 

Делит класс на 5 команд, раздает материалы по группам (1-ая готовит разговорный стиль речи, 2 – научный, 3 – официально-деловой, 4 – публицистический, 5 – художественный).

 

 


Дают ответы. Слушают учителя. Работают в команде.


Групповая

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

 

Умение работать в команде.

 

Умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

 

Способность контролировать процесс и результаты деятельности.

 

Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

 

 


Закрепление материала

Диктует текст.

[С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину.

(По И.А. Бунину)]

 

Какие допустили ошибки?

Подключает весь класс к работе над ошибками.

 

Даёт время поработать с текстом самостоятельно.

Задание: определить стиль текста, объяснить свой ответ.

 

*Разрешено использовать карандаш, выделяя характерные для данного стиля слова.

 

Слушает ответы, дополнения.

 

 

Просит открыть учебники (упр. 11). Предлагает выполнить задание устно.

Устная проверка.


Слушают текст. Записывают его под диктовку. Сверяют написанное с текстом на доске. Исправляют, обсуждают ошибки.

 

Определяют стиль текста. Подбирают аргументы. Отвечают. Слушают, дополняют друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фронтальная, индивидуальная

Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи.

 

Готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

 

Способность принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

 

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

Способность вносить необходимые коррективы в действия после его завершения.

 

Умение выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

 

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.

 


Рефлексия

- О чём мы сегодня говорили?

- Что узнали нового?

- Чему научились? - Достигнута ли цель урока?

Дают ответы, делятся впечатлениями.

Фронтальная

Способность оценивать свою деятельность.

 

 

Осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.


Домашнее задание

Знать материал, который изучили на уроке, упр. 11, 2-ая часть.













\


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!