СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные разновидности языка (стили речи)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала. На уроке учащиеся знакомятся ознакомительно со всеми стилями речи

Просмотр содержимого документа
«Функциональные разновидности языка (стили речи)»

Методическая разработка урока по теме

«Функциональные разновидности языка (стили речи)»

5 класс

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов Л.А., Тростенцова Л.А.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: использование тенологии системно-деятельностного подхода.

Цель урока: дать понятие о стилях речи.

Задачи урока:

1.создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия текстов разных стилей;

2.развить коммуникативные компетенции;

3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Планируемые об­разовательные результаты:

Предметные:

1. иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном, деловом, публицистическом) и их характеристике;

2. уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.

Метапредметные:

1. способность использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

2. владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

Личностные:

-1. воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

-2. умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;

3. стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль, официально-деловой, публицистический

Межпредметные связи: литература, биология.

Индивидуальные задания к уроку: 1. Выразительно вычитать стихотворение,

2. подготовить выступление о слове «стиль» и стилях речи.

Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; карточки с заданиями;

Методы контроля: тест, фронтальный опрос, самостоятельная работа в паре, составление кластера по прослушанным сообщениям..

Приёмы опроса: игра «Верю - не верю» , решение проблемной ситуации, индивидуальные сообщения учащихся, отчёт пар по определению стиля текста, творческая работа в паре (преобразование художественного стиля в научный)






































Этапы урока

Вре-мя

Обоснование

1

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка, на нём присутствуют гости. Поприветствуем их. Какое у вас настроение? Выберите « смайлик».

-Эпиграфом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех» (на доске)

1-2

Мин

включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу»

Выбор «смайлика» помогает определить эмоциональное состояние ученика и обеспечить учителю индивидуальный подод.

2

Проверка домашней работы

2 мин

Взаимопроверка

3

Актуализация знаний

-Повторим тему «Язык и речь». Для этого проведём игру «Верю-не верю». Учитель задаёт вопросы, дети верят или нет.

2

мин

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.



  1. Текст состоит из предложений

  2. К тексту нельзя придумать заглавие

  3. Все предложения в тексте имеют границы

  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

  6. Текст можно разделить на части

  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

Возникновение проблемной ситуации.

-Представьте , вы на улице услышали разговор 2 ребят.

-Ты опять правило не выучил. Скоро конец четверти.

-Да ладно, ещё успею.

Но, если вы увидите официальное уведомление родителям от классного руководителя:

«Уважаемые родители! Ваш ребёнок регулярно не выполняет домашние задания. Он может не справиться с контрольной работой по теме. Настоятельно советую взять под контроль выполнение домашних заданий Вашим сыном»

-Одинаковые ли ситуации, описанные в тестах? Задачи?

-Вывод: в различных ситуациях с разными людьми мы говорим по-разному. Для этого используем разные стили речи.

-Именно о стилях речи мы будем говорить сегодня на уроке.














2

мин






Учащиеся отвечают на вопросы, соглашаясь с учителем или нет.











Учащиеся анализируют ситуации, отвечают на вопросы, делают вывод





















+Разные. И задачи тоже.



4

Постановка темы урока и учебной задачи

-Откроем тетради и запишем тему урока: стили речи.

- А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова:

Вспомнить…

Познакомиться …

Научиться определить…

-Сегодня мы узнаем, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.


2

мин

Учащиеся по опорным словам ставят задачи урока.

5

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Индивидуальное сообщение подготовленных учащихся о стилях речи и их особенностях. (выступают с сообщениями 5 учеников )

(Приложение1)

- составьте кластер, прослушав сообщение.






Учитель: У вас на столах таблицы: цель стиля, сфера применения, особенности стилей.

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса: (схема на доске)

-Повторим особенности каждого стиля, отвечая на эти вопросы, уясним для себя цель, сферу применения, особенности каждого стиля речи.


10

мин

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения


Работа в паре

Составляют кластер по

сообщениям учеников.










Учащиеся отвечают на эти вопросы, повторяют особенности каждого стиля.

6

Самостоятельная работа в паре (работа по текстам учебние) Самоанализ и самоконтроль (Приложение 2)

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Составили схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

На что вы будете обращать внимание? (показать на схему): где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Проверка:

1 человек от пары(вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

-Откроем учебник – параграф 5. Каждая пара работает по своему тексту. Работаем дружно, помогаем друг другу.


5-6

мин

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Самостоятельная работа

(в пара)

Учащиеся определяют стиль текста.











Учащиеся обсуждают тексты и определяют их стиль. Потом один ученик от пары аргументирует принадлежность текста к стилю.

Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.


7

Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа творческого характера

Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Берёза» (индивидуальное задание)

- Определим стиль текста, для этого проведём анализ стихотворения.( Приложение 2)

Учитель: Какие ассоциации вызывает это стихотворение?



Учитель: Как поэту удалось создать образ красивой березы? Какой это стиль?



Учитель: Каким стилем речи пользуетесь вы, отвечая на поставленные перед вами вопросы о стилях речи? Назовите его признаки.



- Как вы думаете, когда и где вам нужны будут эти знания?)

- Как вы думаете, где применяется научный стиль? Учитель: Вспомните, какую задачу мы еще ставили в начале урока

Учитель: Давайте в группах попробуем создать текст научного стиля о березе на основе прослушанного стихотворения.

(Береза –лиственные деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.)





Тест

Чтобы проверить,, как вы усвоили новый материал проведём тестовую работу (Приложение 3)

Ответы: 1 в г е 2 а

10

мин

Предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

Ученик читает стихотворение.


+Перед нами возникает образ белой березы. Мы можем ее фотографировать. Поэт описывает красоту зимней березы

+ С помощью тропов: сравнений, эпитетов. (ищут). Художественный.

+научным

Цель научного стиля речи – это сообщение научной информации: различных фактов и сведений

+В жизни, на работе


В учебниках, словарях, энциклопедиях, где нужна точная, достоверная, проверенная информация.

Преобразовывать текст художественного стиля в научный

(Береза –лиственные деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.)

Контроль

Учащиеся пишут тест.

7

Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель: Отлично. Ребята, как вы считаете, от чего зависит выбор использования того или иного стиля текста?

(От того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. той речевой ситуации, в которой этот текст будет использован).

-А сейчас вы оцените свою работу.



Выставление оценок.

-А теперь выберите» смайлик» и определите своё эмоциональное состояние.

Инструктаж домашнего задания.

Упражнение 15 (определить стиль, преобразовать текст в научный стиль).




4-5

мин

. Рефлексия деятельности (итог урока).

+ От того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. той речевой ситуации, в которой этот текст будет использован.



Учащиеся оценивают свою работу в паре и индивидуальную.



Ученики выбирают «смайлик».

Записывают домашнее задание





















































Приложение 1

Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой – в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко.

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д.

 Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением…

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать…

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.



























Приложение 2



Стихотворение С.Есенина «Береза»

 Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.













Приложение 3

Тест


  1. Выбери черты художественного стиля:

А. отсутствие образности.

Б. краткость

В. Эмоциональность

Г. Конкретность

Д. сухость

Е. образность

  1. В какой строке указаны стили речи

А. научный, разговорный

Б. описание, рассуждение

В. Повествование, описание