Методическая разработка урока по теме
«Функциональные разновидности языка (стили речи)»
5 класс
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов Л.А., Тростенцова Л.А.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: использование тенологии системно-деятельностного подхода.
Цель урока: дать понятие о стилях речи.
Задачи урока:
1.создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия текстов разных стилей;
2.развить коммуникативные компетенции;
3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
1. иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном, деловом, публицистическом) и их характеристике;
2. уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.
Метапредметные:
1. способность использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
2. владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
Личностные:
-1. воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
-2. умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;
3. стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль, официально-деловой, публицистический
Межпредметные связи: литература, биология.
Индивидуальные задания к уроку: 1. Выразительно вычитать стихотворение,
2. подготовить выступление о слове «стиль» и стилях речи.
Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; карточки с заданиями;
Методы контроля: тест, фронтальный опрос, самостоятельная работа в паре, составление кластера по прослушанным сообщениям..
Приёмы опроса: игра «Верю - не верю» , решение проблемной ситуации, индивидуальные сообщения учащихся, отчёт пар по определению стиля текста, творческая работа в паре (преобразование художественного стиля в научный)
| Этапы урока | Вре-мя | Обоснование |
1 | Организационный момент -Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка, на нём присутствуют гости. Поприветствуем их. Какое у вас настроение? Выберите « смайлик». -Эпиграфом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех» (на доске) | 1-2 Мин | включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу» Выбор «смайлика» помогает определить эмоциональное состояние ученика и обеспечить учителю индивидуальный подод. |
2 | Проверка домашней работы | 2 мин | Взаимопроверка |
3 | Актуализация знаний -Повторим тему «Язык и речь». Для этого проведём игру «Верю-не верю». Учитель задаёт вопросы, дети верят или нет. | 2 мин | Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
| Текст состоит из предложений К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки Возникновение проблемной ситуации. -Представьте , вы на улице услышали разговор 2 ребят. -Ты опять правило не выучил. Скоро конец четверти. -Да ладно, ещё успею. Но, если вы увидите официальное уведомление родителям от классного руководителя: «Уважаемые родители! Ваш ребёнок регулярно не выполняет домашние задания. Он может не справиться с контрольной работой по теме. Настоятельно советую взять под контроль выполнение домашних заданий Вашим сыном» -Одинаковые ли ситуации, описанные в тестах? Задачи? -Вывод: в различных ситуациях с разными людьми мы говорим по-разному. Для этого используем разные стили речи. -Именно о стилях речи мы будем говорить сегодня на уроке. | 2 мин | Учащиеся отвечают на вопросы, соглашаясь с учителем или нет. Учащиеся анализируют ситуации, отвечают на вопросы, делают вывод +Разные. И задачи тоже. |
4 | Постановка темы урока и учебной задачи -Откроем тетради и запишем тему урока: стили речи. - А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова: Вспомнить… Познакомиться … Научиться определить… -Сегодня мы узнаем, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. | 2 мин | Учащиеся по опорным словам ставят задачи урока. |
5 | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Индивидуальное сообщение подготовленных учащихся о стилях речи и их особенностях. (выступают с сообщениями 5 учеников ) (Приложение1) - составьте кластер, прослушав сообщение. Учитель: У вас на столах таблицы: цель стиля, сфера применения, особенности стилей. – Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса: (схема на доске) -Повторим особенности каждого стиля, отвечая на эти вопросы, уясним для себя цель, сферу применения, особенности каждого стиля речи. | 10 мин | Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения Работа в паре Составляют кластер по сообщениям учеников. Учащиеся отвечают на эти вопросы, повторяют особенности каждого стиля. |
6 | Самостоятельная работа в паре (работа по текстам учебние) Самоанализ и самоконтроль (Приложение 2) Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Составили схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю. – На что вы будете обращать внимание? (показать на схему): где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности. Проверка: 1 человек от пары(вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют. -Откроем учебник – параграф 5. Каждая пара работает по своему тексту. Работаем дружно, помогаем друг другу. | 5-6 мин | Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Самостоятельная работа (в пара) Учащиеся определяют стиль текста. Учащиеся обсуждают тексты и определяют их стиль. Потом один ученик от пары аргументирует принадлежность текста к стилю. Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. |
7 | Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа творческого характера Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Берёза» (индивидуальное задание) - Определим стиль текста, для этого проведём анализ стихотворения.( Приложение 2) Учитель: Какие ассоциации вызывает это стихотворение? Учитель: Как поэту удалось создать образ красивой березы? Какой это стиль? Учитель: Каким стилем речи пользуетесь вы, отвечая на поставленные перед вами вопросы о стилях речи? Назовите его признаки. - Как вы думаете, когда и где вам нужны будут эти знания?) - Как вы думаете, где применяется научный стиль? Учитель: Вспомните, какую задачу мы еще ставили в начале урока Учитель: Давайте в группах попробуем создать текст научного стиля о березе на основе прослушанного стихотворения. (Береза –лиственные деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.) Тест – Чтобы проверить,, как вы усвоили новый материал проведём тестовую работу (Приложение 3) Ответы: 1 в г е 2 а | 10 мин | Предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Ученик читает стихотворение. +Перед нами возникает образ белой березы. Мы можем ее фотографировать. Поэт описывает красоту зимней березы + С помощью тропов: сравнений, эпитетов. (ищут). Художественный. +научным Цель научного стиля речи – это сообщение научной информации: различных фактов и сведений +В жизни, на работе В учебниках, словарях, энциклопедиях, где нужна точная, достоверная, проверенная информация. Преобразовывать текст художественного стиля в научный (Береза –лиственные деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.) Контроль Учащиеся пишут тест. |
7 | Рефлексия деятельности (итог урока). Учитель: Отлично. Ребята, как вы считаете, от чего зависит выбор использования того или иного стиля текста? (От того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. той речевой ситуации, в которой этот текст будет использован). -А сейчас вы оцените свою работу. Выставление оценок. -А теперь выберите» смайлик» и определите своё эмоциональное состояние. Инструктаж домашнего задания. Упражнение 15 (определить стиль, преобразовать текст в научный стиль). | 4-5 мин | . Рефлексия деятельности (итог урока). + От того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. той речевой ситуации, в которой этот текст будет использован. Учащиеся оценивают свою работу в паре и индивидуальную. Ученики выбирают «смайлик». Записывают домашнее задание |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 1
Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой – в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.
Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Разговорный стиль Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств.
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко.
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д.
Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением…
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать…
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Приложение 2
Стихотворение С.Есенина «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Приложение 3
Тест
Выбери черты художественного стиля:
А. отсутствие образности.
Б. краткость
В. Эмоциональность
Г. Конкретность
Д. сухость
Е. образность
В какой строке указаны стили речи
А. научный, разговорный
Б. описание, рассуждение
В. Повествование, описание