МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Южи
Доклад по теме
«Функциональные возможности обучающегося
в условиях пенитенциарной системы».
Учитель математики и физики С.А.Кукушкина
В условиях пенитенциарной системы у всех учеников на уровне основного общего образования очень низкий темп усвоения учебного материала и, соответственно, выполнения умственных операций (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования). Приемы умственной деятельности вырабатываются замедленно, с большим с трудом. Это свидетельствует о несформированности тех свойств ума, которые необходимы для успешного усвоения знаний: активность, самостоятельность и продуктивность, глубина ума, его гибкость, проявляющаяся в легкости перестройки знаний и умений в соответствии с измененными условиями.
При обучении осужденных следует особое внимание уделять преодолению ими психологического барьера, связанного с боязнью не осилить учебную программу. При отсутствии опоры на положительное педагог не затрагивает всего самого лучшего, что есть у ученика, он игнорирует его внутренний мир, его силы, способности и положительные качества.
Необходимо изучить психологические особенности осужденных, классифицировать их по степени нравственно-педагогической запущенности. Изучение психологических особенностей личности осужденного должно осуществляться в процессе обучения, с учетом усвоения ими учебного материала, наличия у них способностей применения полученных знаний к преобразованию собственной психологии.
Требования к организации педагогической деятельности при обучении взрослых имеют свою специфику. Для нас представляют интерес, насколько принципы обучения могут быть использованы и дают ли они ожидаемый эффект при организации обучения осужденных с низким уровнем образования.
Все дидактические принципы связаны друг с другом и проникают один в другой. Организуя образовательную деятельность в учреждениях пенитенциарной системы для взрослых обучающихся с низким уровнем образования, педагоги используют весь арсенал дидактических принципов, способных обеспечить эффективное устранение выявленных деформаций личности осужденного и восстановление ее социально значимых качеств.
Необходимо использовать данные принципы при организации обучения в общеобразовательных учреждениях пенитенциарной системы:
Приоритет самостоятельного обучения, то есть самостоятельного осуществления обучающимися организации своего процесса обучения.
Реализация принципа самостоятельности обучения в местах лишения свободы встречает на своем пути множество препятствий. Значительные перерывы в обучении, формальные переводы в период предыдущего обучения из класса в класс с целью скорейшего избавления от «трудного» подростка привели к тому, что скудный и непрочный багаж теоретических знаний стал почти минимальным. Под воздействием данных обстоятельств обучение осужденных носит компенсирующий характер, что особенно прослеживается в преподавании предметов естественно-математического цикла, где имеется внутренняя соподчиненность понятий и где содержание предмета должно быть освоено учащимися с целью постоянного и быстрого использования при решении различного рода задач. Отсутствие системных знаний ограничивает самостоятельность обучения. Взрослым обучающимся, особенно тем, у кого чрезмерно развито чувство собственного достоинства, часто бывает неловко перед учителем из-за своего незнания элементарных понятий. Оказавшись в ситуации вынужденного в соответствии с законодательством обучения, осужденные предпринимают попытки организовать его на максимально самостоятельной основе. Но очень скоро убеждаются, что непрочные навыки умственной деятельности утрачены, и самостоятельность может быть использована лишь в минимальных дозах. С повышением уровня образования и при изучении предметов гуманитарного цикла принцип самостоятельности используется чаще и более продуктивно.
К проблемам организации самостоятельного обучения следует отнести и отсутствие в общеобразовательных учреждениях пенитенциарной системы необходимых источников знаний, и ограниченность общих умений интеллектуальной деятельности у значительной части обучающихся.
Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с педагогом, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. Он чаще других используется в обучении осужденных с низким уровнем образования, так как выполнение учебных программ постоянно затруднено из-за отсутствия у обучающихся системных знаний. Совместными усилиями на каждом занятии приходится выстраивать цепочку неосвоенных понятий и операций и ликвидировать образовательные пробелы.
Взрослые обучающиеся - осужденные, хотя и обладают скудными научными познаниями, тем не менее, по каждому вопросу имеют свою точку зрения, не всегда совпадающую с общепринятым толкованием. Стимулируя самостоятельную познавательную деятельность учащихся, надо быть готовым к тому, что их отдельные выводы могут быть неточными или даже ошибочными, в том числе и по актуальным вопросам современной общественной жизни. В этом случае чрезвычайно важно продемонстрировать готовность разобраться в причинах заблуждений, попытаться найти аргументы за научную точку зрения, при необходимости выразить готовность продолжить дискуссию. Дискуссии возникают на каждом занятии, чаще на темы, не соответствующие цели урока, но в рамках учебной деятельности. Осужденные критически оценивают способность педагога быстро ориентироваться в обозначенных проблемах, доступно и аргументировано давать ответ на поставленные вопросы.
Важное значение в учебной деятельности взрослых имеет совместный анализ типичных ошибок, распространенных заблуждений, причин неверных представлений. Их частый анализ способствует развитию такого очень важного общего умения, играющего положительную роль в любой учебной деятельности, как самоконтроль.
Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей. Взрослым значительно проще объяснять сущность физических и химических процессов, так как со многими из них они знакомы на бытовых примерах. Интерес к изучению физики, химии, биологии, географии, предметов, имеющих большую практическую направленность, значительно выше. Среди учащихся - осужденных много талантливых резчиков по дереву, не зная теорем геометрии, они обладают навыками, основанными на практическом использовании следствий из них. Изучение геометрии для них не вызывает затруднения и несет в себе особую эмоциональную окраску. Действенен принцип опоры на опыт и при изучении предметов гуманитарного цикла. При этом следует помнить, что жизненный опыт существенно влияет на оценку значимости изучаемого материала и приемов познавательной деятельности. Под его влиянием обучающиеся легче усваивают некоторые конкретные сведения, понятия, имеющие предметную основу. Но с повышением уровня абстрактности понятия, влияние жизненного опыта на его усвоение ослабевает. 28-летним обучающимся 8 класса сложно понять, что такое «переменная» и для чего ее вводят при изучении математики.
4. Индивидуализация обучения. Индивидуальная программа обучения должна быть ориентирована на конкретные образовательные потребности и цели обучения, учитывать опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося.
Всех осужденных объединяет груз асоциальных взглядов и привычек, но у каждого есть что-то свое, особенное, глубоко индивидуальное. Одни из них имеют специальность и производственный опыт, но очень слабую общеобразовательную подготовку, другие не имеют ни специальности, ни знаний, как правило, люди нервные и неуравновешенные, с отклонениями в психике. Одним из них только исполнилось восемнадцать, другим – уже 29 лет, в молодости такая разница в возрасте существенна. Организуя образовательную деятельность в учреждениях пенитенциарной системы, педагоги учитывают специфические особенности каждого обучающегося. Это заставляет изменять методы обучения в зависимости от жизненного опыта, запаса знаний и умений конкретного ученика, его навыков к отвлеченному мышлению. Для подобных учебных заведений характерно большое движение обучающихся в течение учебного года: появляются новые ученики «с этапа», отчисляются старые, сменившие режим исполнения наказания или освобожденные. Это также обуславливает высокую степень индивидуализации обучения в местах социальной изоляции.
Системность обучения. Принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения. Данный принцип при обучении взрослых, в том числе и обучающихся в условиях социальной изоляции, вне зависимости от их низкого уровня общего развития, имеет особое значение, так как у взрослых существенно выше критичность мысли. Они подвергают анализу каждое предпринятое педагогом действие, сопоставляют необходимость включения каждого предложенного им задания, получают удовлетворение от логически завершенного занятия. Взрослые обучающиеся испытывают постоянную потребность в систематизации получаемых знаний посредством определения места изучаемого явления в общем курсе дисциплины, определения соотношения ранее изученного материала с тем, который рассматривается в настоящий момент, выявления причин и закономерностей развития изучаемых процессов и явлений.
Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств. При обучении молодых осужденных с низким уровнем образования отвечать на вопрос, где изучаемая тема может пригодиться в жизни, приходится очень часто. Для обучающихся ответ на него имеет первостепенное значение. Решая задачу повышения мотивации к обучению, педагог общеобразовательного учреждения пенитенциарной системы придает особое значение практической направленности при изучении каждой темы. Раскрывая возможности безотлагательного применения в жизни изучаемого материала, появляется шанс изменить негативное отношение большинства осужденных к процессу
7. Принцип развития образовательных потребностей.
Для осужденных ценность образования как важного фактора социализации редко становится личностно значимой. При этом важно учитывать, что такая жизненная позиция влияет на продуктивность учебной деятельности. Наши наблюдения показывают, что учащиеся-осужденные часто не осознают учебную деятельность как важный источник духовного обогащения, познания нравственных норм и правил. Отдельные из них, признавая объективную значимость учебы, не осознают ее ценности лично для себя. Вместе с тем именно для таких учеников характерен своеобразный духовный голод, проявляющийся, в частности, в том, что они охотно идут на обсуждение общественно-политических и нравственных проблем, испытывают потребность с кем-то поделиться своими мыслями и чувствами, особенно часто склоняют учителя к разговору о «постороннем». Эти разговоры возможно в полной мере использовать для развития образовательных потребностей обучающихся.
Принцип осознанности обучения. Означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения. Проявление данного принципа находится в теснейшей зависимости от сформированности потребности в обучении и от актуализации результатов обучения. Возможность безотлагательного применения на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств способствует резкому повышению заинтересованности осужденных при изучении материала и как следствие осознанности мыслительных операций.
На взрослых учащихся, а именно такими учащимися являются ученики из числа осужденных, очень эффективно действует в плане повышения интереса столкновение привычных житейских способов объяснения фактов с необходимостью их теоретического обоснования. Такого рода столкновения и противоречия желательно закладывать в основу проблемности.
Наибольшее распространение получил принцип совместной деятельности обучающихся и обучающих, как принцип, позволяющий совместными усилиями планировать, реализовать и корректировать процесс обучения в зависимости от уровня общей подготовленности осужденных.
Деятельность образовательного учреждения не может ограничиваться рамками учебного процесса, она должна включать в себя возможности влияния на все стороны организации воспитательной практики в исправительном учреждении. Педагоги общеобразовательного учреждения пенитенциарной системы должны способствовать формированию положительно направленного общественного мнения в среде всех осужденных, благожелательному нравственно-психологическому климату, способствующему развитию правильных взаимоотношений между администрацией и осужденными.
Учитывая психологическое воздействие кары наказания на заключенных и, как следствие, их состояние физической и психической усталости, педагоги организуют образовательный процесс таким образом, чтобы он являлся источником положительных эмоций. В процессе педагогического сотворчества учитель является координирующей фигурой. От него зависит благоприятность взаимодействия участников образовательно-воспитательной деятельности и результаты развития личности обучающегося.
Значимым при организации образовательного процесса в учреждении пенитенциарной системы является процесс установления межличностных контактов. Требуется умение преодолевать сложившиеся стереотипы. Для педагога любой правонарушитель, прежде всего обучающийся, который нуждается в моральной поддержке и в нравственном излечении. Любая ситуация, любой эпизод должны показать, что педагог руководствуется единственным желанием - помочь. Учет психологических особенностей обучающихся помогает педагогам направлять свои воздействия на преодоление у них чувства неуверенности в себе и снятие комплекса Существуют достаточно разнообразные модели образования. При этом каждая образовательная система ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Осужденные прибывают в места исполнения наказания ежемесячно, среди них немало лиц, подлежащих обучению. Вместе с тем существует практика зачисления осужденных в образовательное учреждение в течение всего календарного года (при определении индивидуального учебного плана и соответственно учебного года обучающегося). Заочное обучение в данном случае выступают в качестве социальной защиты осужденных на право получения образования.
Наличие у обучающихся длительных (более 10 лет) перерывов в обучении предполагает компенсирующий характер, что особенно прослеживается в преподавании предметов естественно-математического цикла, где имеется внутренняя соподчиненность понятий. При этом время на обучение и исправление осужденных ограничено сроком отбывания наказания. Чтобы обеспечить полноценное усвоение знаний, необходимо учитывать психологические особенности и закономерности самого процесса усвоения знаний.