Функциональная грамотность Читательская грамотность Анализ программы «Грамотный читатель» (автор Антошин М. К.)
Учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 48 г.Челябинска»:
Зубкова Н.А.
2023 г.
Функциональная грамотность
«Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело».
К.Д. Ушинский
Функциональная грамотность
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Леонтьев А.А .
(Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35)
Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (Международная программа PISA.2009)
Сфера применения курса «Грамотный читатель» АнтошинаМ.
- Дополнительное образование,
- Внеурочная деятельность,
- Урок
Курс предназначен для реализации на начальном уровне образования и составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программой начального общего образования (ПООП НОО) на основе программы Антошина М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы, 3-4 классы», М.: Просвещение.
Главный принцип успешно реализованных в пособиях УМК «Грамотный читатель»:
Поддержание детского интереса через:
2. Увлекательные сюжеты.
Основы пособий тексты разных жанров (художественные произведения-наилучшие образцы отечественной литературы и фольклора, научно-познавательные и учебные тексты, связанные по смыслу с художественным произведением)
Цель курса :
- формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задачи курса :
- полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.
- Развитие смысловой стороны чтения
Эмоциональное восприятие :
(формирование эмоциональной оценки текста)
Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
- Развитие смысловой стороны чтения
Словарнаяя работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
- Развитие смысловой стороны чтения
- Развитие смысловой стороны чтения
Анализ языка произведения и средств художественной выразительности :
Анализ языка произведения и средств художественной выразительности:
работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
- Развитие смысловой стороны чтения
Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
- Развитие технической стороны чтения
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:
- дыхания;
- артикуляционного аппарата;
- дикции;
- интонационного строя речи.
Методологическая основа программы- системно-деятельностный подход
Занятия имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности:
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная
деятельность.
Место курса в учебном плане
- На первом году обучения смысловому чтению предусмотрено 20 учебных часов. Занятия начинаются по окончанию букварного периода, 1 раз в неделю.
- Со второго по четвертый классы по 34 часа, 1 раз в неделю.
Содержание курса
- Раздел «Виды речевой деятельности»
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Содержание курса
- Раздел «Виды читательской деятельности»
Содержание курса
- Раздел «Круг детского чтения»
Содержание курса
- Раздел «Круг детского чтения»
Содержание курса
- Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)»
Методические рекомендации
Для педагога даются краткие методические рекомендации в конце каждого пособия. Методические приемы, которые использованы в данном пособии представляют полноценный инструментарий для организации системной работы, направленной на формирование у обучающихся качественного навыка смыслового чтения.
Функциональная грамотность Читательская грамотность Анализ программы «Грамотный читатель» (автор Антошин М. К.)
Учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 48 г.Челябинска»:
Зубкова Н.А.
2023 г.