СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при работе с интерактивными играми и презентациями

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время, в которое мы сейчас живет динамично, изменчиво. Прогресс не стоит на  месте, развиваются технологии, гаджеты занимаю все большее место в жизни людей. Вместе с прогрессом людям приходится больше работать, большинство родителей все меньше могут уделять время своим детям. Все чаще родителям не до совместных игр со своими детьми, нужно приготовить обед, выполнить уборку, постирать, отдохнуть от трудового дня. У взрослых возникает вопрос «Чем занять ребенка, чтобы сделать свои дела?».  Частые ответы - «Включить мультики», «Дать планшет/компьютер или телефон с играми».  Игры на электронных носителях привлекают детей своей яркостью, динамичностью, зачастую трехмерными изображениями.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при работе с интерактивными играми и презентациями»

Функциональная грамотность детей

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при работе с интерактивными играми и презентациями


Время, в которое мы сейчас живет динамично, изменчиво. Прогресс не стоит на месте, развиваются технологии, гаджеты занимаю все большее место в жизни людей. Вместе с прогрессом людям приходится больше работать, большинство родителей все меньше могут уделять время своим детям. Все чаще родителям не до совместных игр со своими детьми, нужно приготовить обед, выполнить уборку, постирать, отдохнуть от трудового дня. У взрослых возникает вопрос «Чем занять ребенка, чтобы сделать свои дела?». Частые ответы - «Включить мультики», «Дать планшет/компьютер или телефон с играми». Игры на электронных носителях привлекают детей своей яркостью, динамичностью, зачастую трехмерными изображениями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не являются исключением, они, как и нормально развивающиеся сверстники, проявляют интерес к интерактивным играм и презентациям. Задача педагога, поддержать этот интерес, направить в нужное познавательное и развивающее русло. Необходимо помнить, что игровая деятельность привлекательна для детей с ОВЗ и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. В то же время дидактическая игра является не только развлекательным средством, а еще и это образовательное упражнение, облачённое в занимательную форму. Игра требует от обучающихся с ОВЗ сообразительности, внимания, учит выдержке, взаимоподдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение, развивает и повышает интерес к предмету. Игровая обстановка способствует развитию познавательных интересов каждого ребёнка, даёт возможность участвовать в  обсуждении,  что позволяет ученику понять и усвоить новый материал, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Особенно интересной становится игра, когда она содержится на электронном носителе и является интерактивной. Что же представляет собой интерактивная игра? Интерактивное обучение – это обучение в процессе взаимодействия человека (в нашем случае ученика) и компьютера в диалоговом режиме. Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.

Говоря об эффективном использовании интерактивных технологий в процессе обучения детей с ОВЗ важно помнить, что в этом процессе все подчинено возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

У обучающих с ОВЗ (умственная отсталость, ЗПР) преобладает наглядно-образное мышление, слабо осознанное восприятие и внимание, низкая мотивация, слабое развитие познавательной активности. Учитывая данные особенности детей, можно и даже нужно периодически на уроках использовать ИКТ, включающие интерактивные дидактические игры и презентации, созданные на основе обучающих шаблонов.

Цель интерактивных игр на уроке может быть различной: от подготовки к усвоению материала урока до его закрепления и проверки знаний и навыков, при этом интерактивные игры стимулируют самостоятельность у детей, кат как построены в форме диалога с компьютером/игрой непосредственно. Интерактивная игра может быть использована на различных этапах урока. Регулярное и успешное проведение игр даёт не только множество дополнительных знаний, но и учит детей самостоятельно их добывать.

Применение интерактивных игр способствует развитию у обучающихся психических процессов, делает обучение более эффективным, повышает интерес к изучаемому материалу, повышает мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

В настоящее время многие школы оснащены высокотехнологичными информационными средствами развития и обучения, с помощью которых можно сделать обучение детей более интересным, ненавязчивым, наиболее эффективным.

В своей работе я часто использую интерактивные презентации и игры, создаю их сама на основе шаблонов. Применяю на уроках, но чаще на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях. Обучающимся очень нравится самим управлять мышкой, выполнять задания самостоятельно. Дети с нетерпением ждут новых игр, приходят в класс, спрашивают, будем ли мы сегодня работать на компьютере.

С применением интерактивных игр наблюдается изменение отношение детей к занятиям, они стали более внимательней, у них появилось желание думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Ребята стали более сообразительнее, на поставленные задачи часто находят несколько вариантов решений.

Хочу предложить вашему вниманию несколько интерактивных игры, которые возможно использовать на различных уроках и занятиях. Каждая интерактивная презентация подчинена одной теме, включает небольшое количество игровых заданий (7), что связано с большим процентом утомляемости особых детей, с быстрой потерей интереса и активности. Задания разнообразны: загадки, поиски ответов, четвертый/третий лишний и другие. Все шрифты крупные и хорошо читаемые на полупрозрачном тематическом фоне. Иллюстративный материал приближен к натуральным объектам окружающей среды. Все вопросы заданий предполагают зрительную (иллюстративную) опору, так как мышление у детей с умственной отсталостью преимущественно наглядное или образное. Каждый слайд включает задание (инструкцию), непосредственно иллюстративный материал и варианты ответов, представляет собой опросники на обобщение тем урока/занятия. Слайды выполнены в одном стиле. На последнем слайде каждой игры анимированные картинки и аплодисменты.


Интерактивная презентация «Грибы»

https://disk.yandex.ru/i/OWBk1Qqt_jLf9w

Интерактивная презентация «Насекомые»

https://disk.yandex.ru/i/zZu2CXIuenVO7A

Интерактивная презентация «Рыбы»

https://disk.yandex.ru/i/ErrvuifrNuUXpw


Систематическое использование интерактивных игр и тренажеров на разных этапах изучения различного по характеру материала является эффективным средством активизации учебной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), положительно влияющих на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся.