СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность как средство раскрытия учебных навыков и возможностей дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель образования - функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.

Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек - ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

     Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.

    Функциональная грамотность это умение извлекать информацию из разных источников и умело использовать ее, применяя в повседневной жизни.

     Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть

    Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность как средство раскрытия учебных навыков и возможностей дошкольников»

Н.Ч.Костокова

воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21 «Гармония» МО «Город Майкоп»


Функциональная грамотность как средство раскрытия учебных навыков и возможностей дошкольников


Цель образования - функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.

Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек - ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.

Функциональная грамотность это умение извлекать информацию из разных источников и умело использовать ее, применяя в повседневной жизни.

Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это:

- Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.

- Математическая грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

- Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

 Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:

1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.

2. Формирование речевой активности дошкольников.

3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Перед тем, как начать основную деятельность, было проведено анкетирование родителей по теме: «Значение малых форм фольклора в жизни дошкольников», а также диагностика речевого развития.

Что нужно поменять педагогам ДОО в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

Как это сделать?

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Неотъемлемой частью любой игры являются правила. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными. Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Мною были подобраны игры и задания, которые разделили на группы и использовали в разнообразных видах деятельности.

Игры на развитие умения планировать и контролировать свои действия: «Черепаха», «Слушай хлопки», «Запрещённое движение», «Бездомный заяц».

Например: подвижная игра «Слушай хлопки»

До начала игры с детьми обсуждается, какую позу животного будут они изображать, и на какое количество хлопков. Например:1хлопок - поза аиста, 2 хлопка – поза лягушки, 3 хлопка - дети возобновляют движение. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу. Эта игра помогает развивать волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу.

Игры на развитие умения сохранять заданную цель: «Кричалки – шепталки - молчалки», «Найди цвет», «Запомни, где что стоит», «Что сначала, что потом». Например: подвижная игра «Фруктовый салат».

Перед началом игры дети делятся на 3 группы. Каждая группа детей запоминает свой фрукт и выполняет следующие действия: при слове «яблоко» первая группа детей хлопает, при слове «груша» вторая группа детей топают, а при слове «вишня» третья группа поднимают руки вверх. Ну а если дети слышат слово «салат», то выполняют свои действия все вместе. Затем дети, слушая рассказ воспитателя, следуют инструкции.

Игры и задания на развитие умения работать по инструкции взрослого: «Замри», «Передай мяч», «Коршун», «Давайте поздороваемся», «Графический диктант», «Повтори узор» и т. д.

Например: Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 

1. Детям предлагаю образец геометрического рисунка и просим их повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. 2. Взрослый или ребёнок диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, дети выполняют работу на слух.

Игры и задания на развитие внимания: «Сделай так», «Морские волны», «Кого (чего) не стало», «Что изменилось», «Найди отличие и сходство» и т. д.

Например: игра «Морские волны» По команде «Штиль!» все дети замирают. По команде «Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми столами, через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д. Когда очередь доходит до последних столов, все дети вместе хлопают в ладоши, после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых столов. По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2–3 секунды, а быстро встают друг за другом и так же быстро садятся. Заканчивается игра командой «Штиль».

Многие игры и задания построены в виде соревнования двух и более игроков - это создаёт дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлечённость.

В последующем дети самостоятельно используют эти игры в режимных моментах, на прогулке. Ребята заранее договариваются, где они соберутся, в какие игры будут играть, по какому сигналу начнут игру (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

Итак, каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированности предпосылок УУД). Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра, то именно она предоставляет детям большие возможности для развития предпосылок регулятивных навыков.

Хочется закончить высказыванием Иоганна Генриха Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»


Литература

  1. Скоролупова О.В. О формировании функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. - Москва, 2016.