СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA.

  • На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями, в частности четвёртая промышленная революция как прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0) и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг. Предполагается, что через 10 лет, то время когда наши школьники приступят к трудовой деятельности.

И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.   

  Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

-Меняющийся мир: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

- Экологические изменения. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий.

- Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах.

-Инновации в науке и технике, например, создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что значит быть человеком?», «что есть человеческое?».

-Финансовые изменения. Взаимозависимость на местном, национальном и региональном уровнях создала глобальную экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.

- Социальные изменения. По мере того, как населения планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее культурное, социальное, национальное многообразие меняет сообщества, связи в них, сами страны и их культурный код. В мире увеличивается неравенство. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности»

Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA.

  • На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями, в частности четвёртая промышленная революция как прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0) и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг. Предполагается, что через 10 лет, то время когда наши школьники приступят к трудовой деятельности.

И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

-Меняющийся мир: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

- Экологические изменения. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий.

- Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах.

-Инновации в науке и технике, например, создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что значит быть человеком?», «что есть человеческое?».

-Финансовые изменения. Взаимозависимость на местном, национальном и региональном уровнях создала глобальную экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.

- Социальные изменения. По мере того, как населения планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее культурное, социальное, национальное многообразие меняет сообщества, связи в них, сами страны и их культурный код. В мире увеличивается неравенство. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

1 слайд Функциональная грамотность — что это?


-это способность человека вступать в отношения с

 внешней средой и максимально быстро

 адаптироваться и функционировать в ней. 


- это  уровень знаний, умений и навыков,

 обеспечивающий нормальное функционирование

 личности в системе социальных отношений, который

 считается минимально необходимым для 

осуществления жизнедеятельности личности в 

конкретной культурной среде.


Ребенку важно обладать:

- Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

- Возможностью решать различные учебные и жизненные задачи.

  • Способностью строить социальные отношения.

Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление.


«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

  • предметная компонента (знания предмета )

  • процессуальная компонента (готовность, конкретный выбор содержания и вида деятельности, ее технологии)

  • деятельностная компонента (умения )



Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

Математическую гр

Читательскую гр, комп, функ чтен

Естественнонаучную гр, комп

Финансовую гр, комп

Глобальные компетенции

 Критическое мышление





Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.



По версии PISA математическая грамотность включает в себя:

  • математическое содержание, которое используется в заданиях;

  • контекст, в котором представлена проблема;

  • мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы;

  • формулировка ситуации математически;

  • применение математических понятий, фактов, процедур размышления;

-интерпретеция, использование и оценивание математического результата.


  1. Вербальный контекст — это законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов или предложений. Наличие вербального контекста всегда напрямую влияет на понимание любых сообщений, и отсюда часто встречающаяся в обществе ошибка цитирования, называемая «вырывание из контекста» (повторение некоторой усечённой части первоначального текста в ущерб его цельности, что может серьёзно искажать его исходное значение).

  2. Ситуативный контекст — это ситуация коммуникации, включающая обстановку, время и место, а также любые факты реальной действительности, помогающие более точно интерпретировать значение высказывания. В этой связи в различных текстах или речах часто упоминается различного рода социальный, культурный, политический или исторический контекст написанного или сказанного.


Пример: Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся прочие компоненты. Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. (контекст )

На сайте дана следующая информация:

Для наиболее популярных моделей велосипедов приведем размеры рамы (в см) и ее соотношение с ростом велосипедиста:

  • Рост 190 см (и более): шоссейные – 57-59, дорожные – 56-58, горные – 48-50,

  • Рост 180 см: шоссейные – 53-55, дорожные – 50-52 и горные – 44-46,

  • Рост 170 см: шоссейные – 50-52, дорожные – 46-48, горные – 41-44.» (матем. Сод.) (математ содерж)


Представьте данную информацию в табличном виде.

Выберите какой-нибудь тип велосипеда и подберите для себя подходящий (укажите размер рамы и размер колеса), соответствующий вашим параметрам.


Задание



Читательская компетенци (читательская грамотность, функциональное чтение) Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

-Поиск информации

-Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении

-Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.

-Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития.


ПРИМЕР:

Задание



Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

– научно объяснять явления;

– понимать особенности естественнонаучного исследования;

– научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Из этого определения вытекают требования к заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетенций и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют

измерительный инструментарий исследования PISA. Блок заданий включают в себя

описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. При этом каждый из вопросов-заданий классифицируется по следующим категориям:

· компетенция, на оценивание которой направлено задание;

· тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

  • · контекст;

  • · познавательный уровень (или степень трудности) задания.


Пример




Финансовая грамотность

это совокупность знаний, навыков и установок

в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни

Включает:

  • знание и понимание финансовых продуктов;

  • понимание финансовых понятий;

  • понимание финансовых рисков;

  • навыки, мотивацию и уверенность в применении данного знания и понимания;

  • способность принимать эффективные решения в различных финансовых ситуациях, направленные на рост финансового благополучия личности и общества.


Школьнику необходимо:



  • Знание финансовых продуктов слайд

  • понимание финансовых понятий слайд


обладать Умениями слайд


При формировании фиг грам акцент делать на повседневные ситуации решения собственных и домашних (семейных) финансовых вопросов слайд



Глобальные компетенции Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы: Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации? Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы? Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур? Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Сл Это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.

Сл Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей — один из самых важных мягких навыков в современном мире. 

Структура гл. комп. знания, умения, ценности, отношения

Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Сл Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее. Сложность предполагаемого анализа зависит от возраста ребенка: с пятиклассниками можно поговорить о том, почему нельзя выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе уже затронуть тему социального неравенства. 

Пример

Текст 1. Доступность чистой воды Каждый человек имеет право на доступ к достаточному количеству воды для личных и бытовых нужд (от 50 до 100 литров в сутки на человека). Доступная вода должна быть безопасной и дешевой. Источник воды должен находиться в пределах 1000 м от дома и на набор воды должно уходить не более 30 минут. Чистая вода имеет большое значение для здоровья человека. На планете достаточно пресной воды для каждого ее жителя. Однако в странах с невысоким уровнем развития экономики миллионы людей, в основном дети, заболевают и часто умирают от болезней, связанных с отсутствием доступа к чистой воде. Они не могут использовать чистую воду для умывания, стирки вещей, приготовления пищи. В странах с высоким уровнем развития экономики, людей, не имеющих доступа к чистой воде, значительно меньше, чем в экономически неразвитых странах. Доступа к чистой воде лишены 783 млн жителей планеты. Кроме того, от недостатка чистой воды страдает более 2 5 населения Земли, и эта цифра постоянно растет.

Задание 1. Используя текст, выберите все верные утверждения о проблеме доступности чистой воды

-Многие люди на Земле не имеют возможности использовать чистую воду для своих нужд.

- На Земле пресная вода доступна каждому жителю.

-Люди, которые используют грязную воду для питья, рискуют заразиться опасными болезнями.

- Во всех странах вода, которая продается для питья, стоит очень

Задание 2. Обсуждая текст с одноклассниками, Элла сказала: «В тексте говорится, что пресной воды на Земле достаточно, и также сказано, что от недостатка чистой воды страдает более 2/5 населения Земли. Я считаю, что эти утверждения противоречат друг другу». Согласны ли Вы с Эллой? Объясните свой ответ



Под креативным мышлением

понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны. 

Обычно под креативностью люди понимают некий порыв, результатом которого становится великое открытие или произведение искусства. Он связан не только с обладанием талантом, но и с мастерством и глубоким знанием предметной области. Такие порывы психологи называют «большой креативностью», но творческий потенциал может проявляться и иначе, в обычной жизни. Для ребенка это может быть, например, удачное оформление стены над кроватью, вкусно приготовленный из остатков продуктов завтрак или удачное планирование дня, позволяющее успеть много дел. 

Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему. Последнее особенно применимо в младших классах. 


Составляющие КМ

1.Любознательность (активный интерес к заданию) :

Интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше; Самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).


  1. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей: Оригинальность предложенных идей; Гибкость или подвижность; Способность продуцировать большое количество идей.


3. Развитие предложенных идей: Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее; Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.



Задания на формирование креативного мышления

50 вариантов

Письменные пятиминутки