СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность: математическая (презентация с комментариями к слайдам)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача данной презентации (2020г) состоит в том, чтобы показать коллегам, насколько актуальным является формирование функциональной грамотности обучающихся, в частности математической грамотности, и обзорно напомнить о некоторых моментах, связанных с этим понятием.

Каждый педагог, так или иначе использует элементы представленных на слайде технологий, которые способствуют формированию функциональной грамотности учеников, в частности, математической. Следует сказать, что математическая грамотность формируется и развивается постепенно посредством включения по усмотрению учителя разнообразных заданий на определенных этапах урока, тем самым используются различные приёмы с использованием элементов перечисленных ранее педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность: математическая (презентация с комментариями к слайдам)»

Педсовет МАОУ «СОШ №2» г.Первоуральск Функциональная грамотность:  математическая Слайд 1. Ещё раз здравствуйте. Моя задача состоит в том, чтобы показать коллегам, насколько актуальным является формирование функциональной грамотности обучающихся, в частности математической грамотности, и обзорно напомнить о некоторых моментах, связанных с этим понятием. Глазачева Г.А. руководитель ШМО учителей математики и информатики 2020 г

Педсовет МАОУ «СОШ №2»

г.Первоуральск

Функциональная грамотность: математическая

Слайд 1. Ещё раз здравствуйте. Моя задача состоит в том, чтобы показать коллегам, насколько актуальным является формирование функциональной грамотности обучающихся, в частности математической грамотности, и обзорно напомнить о некоторых моментах, связанных с этим понятием.

Глазачева Г.А.

руководитель ШМО

учителей математики и информатики

2020 г

Актуализация из прошлого  Математике должно учить в школе ещё с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.  Слайд 2. Хотелось бы показать, что в содержательном плане данное понятие не является чем-то новым в школьном образовании. Так мы видим из слов французского деятеля, что в 18 веке ставились те же цели в школе, что и сейчас. Лазар Карно (1753-1823) французский инженер и учёный, государственный и военный деятель

Актуализация из прошлого

Математике должно учить в школе ещё с той целью, чтобы познания,

здесь приобретаемые,

были достаточными

для обыкновенных

потребностей в жизни.

Слайд 2. Хотелось бы показать, что в содержательном плане данное понятие не является чем-то новым в школьном образовании. Так мы видим из слов французского деятеля, что в 18 веке ставились те же цели в школе, что и сейчас.

Лазар Карно (1753-1823)

французский инженер и учёный,

государственный и военный деятель

Актуализация на современном этапе

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:

правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. :

качество образования характеризуется cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании:

  • качества чтения и понимания текстов (PIRLS), качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
  • качества чтения и понимания текстов (PIRLS),
  • качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
  • по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Слайд 3. Мы видим, что в программе РФ «Развитие образования» от 2017 г. под качеством образования понимают сохранение лидирующих позиций РФ в международных исследованиях, в частности по оценке образовательных достижений учащихся PISA. В этой же связи в 2018г.Президентом дается Указ – обеспечить конкурентоспособность качества российского общего образования.

Математическая грамотность  - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Слайд 4. В 1991 году математическая грамотность была определена как способность человека определять и понимать роль математики в окружающем его мире, аргументированно высказывать свои суждения, использовать математику в реальных жизненных ситуациях. Международное исследование PISA, 1991г.

Математическая грамотность

- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,

высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,

чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Слайд 4. В 1991 году математическая грамотность была определена как способность человека определять и понимать роль математики в окружающем его мире, аргументированно высказывать свои суждения, использовать математику в реальных жизненных ситуациях.

Международное исследование PISA, 1991г.

Три составляющие  математической грамотности в программе PISA:   умение находить и отбирать информацию;   производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;   интерпретировать, оценивать и анализировать данные. Слайд 5. Выделены три составляющие математической грамотности. Вы их сейчас видите на слайде.

Три составляющие математической грамотности

в программе PISA:

  • умение находить и отбирать информацию;

  • производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

  • интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

Слайд 5. Выделены три составляющие математической грамотности. Вы их сейчас видите на слайде.

Уровни математической компетентности  воспроизведение   установление связей   рассуждения  Планируемые результаты на каждом уровне с позиции:   выпускник научится   выпускник получит возможность научиться Слайд 6. А так же уровни математической компетентности и позиции планируемых результатов на каждом уровне отображены на следующем слайде.

Уровни математической компетентности

  • воспроизведение

  • установление связей

  • рассуждения

Планируемые результаты на каждом уровне с позиции:

  • выпускник научится

  • выпускник получит возможность научиться

Слайд 6. А так же уровни математической компетентности и позиции планируемых результатов на каждом уровне отображены на следующем слайде.

Приемы формирования  математической грамотности  Технология критического мышления   Технология проблемного обучения   Проектная технология   Игровая технология   Информационно-коммуникационная технология   Здоровьесберегающая технология   Личностно-ориентированная технология Слайд 7. На самом деле, каждый педагог, так или иначе использует элементы представленных на слайде технологий, которые способствуют формированию функциональной грамотности учеников, в частности, математической.

Приемы формирования математической грамотности

  • Технология критического мышления

  • Технология проблемного обучения

  • Проектная технология

  • Игровая технология

  • Информационно-коммуникационная технология

  • Здоровьесберегающая технология

  • Личностно-ориентированная технология

Слайд 7. На самом деле, каждый педагог, так или иначе использует элементы представленных на слайде технологий, которые способствуют формированию функциональной грамотности учеников, в частности, математической.

Постепенное развитие  математической грамотности  Регулярное включение в ход урока заданий на : «изменение и зависимости», «пространство и форма»,  «неопределенность», «количественные рассуждения»...  Использовать по усмотрению учителя как :  игровой момент на уроке;  проблемный элемент в начале урока;  задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;  задание для смены деятельности на уроке;  модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;  задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;  задание , мотивирующее сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты … Слайд 8. Следует сказать, что математическая грамотность формируется и развивается постепенно посредством включения по усмотрению учителя разнообразных заданий на определенных этапах урока, тем самым используются различные приёмы с использованием элементов перечисленных ранее педагогических технологий.

Постепенное развитие математической грамотности

Регулярное включение в ход урока заданий на :

«изменение и зависимости», «пространство и форма»,

«неопределенность», «количественные рассуждения»...

Использовать по усмотрению учителя как :

  • игровой момент на уроке;
  • проблемный элемент в начале урока;
  • задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
  • задание для смены деятельности на уроке;
  • модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;
  • задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
  • задание , мотивирующее сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты …

Слайд 8. Следует сказать, что математическая грамотность формируется и развивается постепенно посредством включения по усмотрению учителя разнообразных заданий на определенных этапах урока, тем самым используются различные приёмы с использованием элементов перечисленных ранее педагогических технологий.

Объем знаний и умений  для математически грамотного современного человека  пространственные представления и воображение;  свойства пространственных фигур;  умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации;  умение работать с формулами;  знаковые и числовые последовательности;  нахождение периметра и площадей нестандартных фигур;  действия с процентами;  использование масштаба;  использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов;  умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др. Слайд 9. На данном слайде определен некий объем знаний и умений для математически грамотного современного человека. Полагаю, что каждый здесь присутствующий педагог, просмотрев данный список, сочтет себя достаточно грамотным с точки зрения применения математики в своей повседневной жизни. Не менее грамотными должны быть и наши выпускники.

Объем знаний и умений для математически грамотного современного человека

  • пространственные представления и воображение;
  • свойства пространственных фигур;
  • умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации;
  • умение работать с формулами;
  • знаковые и числовые последовательности;
  • нахождение периметра и площадей нестандартных фигур;
  • действия с процентами;
  • использование масштаба;
  • использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов;
  • умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др.

Слайд 9. На данном слайде определен некий объем знаний и умений для математически грамотного современного человека. Полагаю, что каждый здесь присутствующий педагог, просмотрев данный список, сочтет себя достаточно грамотным с точки зрения применения математики в своей повседневной жизни. Не менее грамотными должны быть и наши выпускники.

Оценка уровня сформированности математической грамотности В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности :  1-ый - способны ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы; способны распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенных ситуациях 2-ой - могут интерпретировать и распознать в контекстах такие ситуации, где требуется сделать не более чем прямой вывод; могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем.  Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности. В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается . Слайд 10. Математическая грамотность формируется , как было отмечено, постепенно, и подлежит оценке, делится на 6 уровней, каждый из которых имеет свою характеристику в деятельностном плане. Так 1-2 уровням могут соответствовать достижения учащихся 5-6 класссов, а в 7 классе развитие продолжается.

Оценка уровня сформированности математической грамотности

В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности :

1-ый - способны ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы; способны распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенных ситуациях

2-ой - могут интерпретировать и распознать в контекстах такие ситуации, где требуется сделать не более чем прямой вывод; могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем.

Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности.

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается .

Слайд 10. Математическая грамотность формируется , как было отмечено, постепенно, и подлежит оценке, делится на 6 уровней, каждый из которых имеет свою характеристику в деятельностном плане. Так 1-2 уровням могут соответствовать достижения учащихся 5-6 класссов, а в 7 классе развитие продолжается.

Оценка уровня сформированности математической грамотности В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности:  3-ий - способны интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе; демонстрируют способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, с пропорциональными зависимостями 4-ый - способны эффективно работать с четко определенными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций, которые могут иметь определенные ограничения или требуют установления некоторых допущений. В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки навыков. Они могут достичь уровней 3-4 функциональной грамотности Слайд 11. В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки навыков. Они могут достичь уровней 3-4 функциональной грамотности.

Оценка уровня сформированности математической грамотности

В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности:

3-ий - способны интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе; демонстрируют способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, с пропорциональными зависимостями

4-ый - способны эффективно работать с четко определенными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций, которые могут иметь определенные ограничения или требуют установления некоторых допущений.

В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки навыков. Они могут достичь уровней 3-4 функциональной грамотности

Слайд 11. В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки навыков. Они могут достичь уровней 3-4 функциональной грамотности.

Оценка уровня сформированности математической грамотности В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности : 5-ый - могут создавать и работать с моделями сложных проблем-ных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать соответствующие допущения; могут выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, которые отвечают этим моделям. 6-ой- обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения; могут применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций   Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 5-6 ее уровням Слайд 12. Ну и в 9-10 классе учащиеся совершенствуют навыки функциональной грамотности на 5-6 уровне.

Оценка уровня сформированности математической грамотности

В исследованиях PISA - 6 уровней математической грамотности :

5-ый - могут создавать и работать с моделями сложных проблем-ных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать соответствующие допущения; могут выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, которые отвечают этим моделям.

6-ой- обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения; могут применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций

 

Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки

функциональной грамотности, соответствуя 5-6 ее уровням

Слайд 12. Ну и в 9-10 классе учащиеся совершенствуют навыки функциональной грамотности на 5-6 уровне.

Практико-ориентированные задачи №1 - №5 на ОГЭ-2020

Задания нацелены на проверку умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели.

  • Задачи о дачном участке Задачи о земледелии в горных районах Задачи о мобильном интернете и тарифе Задачи о теплице Задачи про шины Задачи про форматы листов Задачи про ОСАГО
  • Задачи о дачном участке
  • Задачи о земледелии в горных районах
  • Задачи о мобильном интернете и тарифе
  • Задачи о теплице
  • Задачи про шины
  • Задачи про форматы листов
  • Задачи про ОСАГО

ОГЭ-2020 по причине пандемии отменено,

уровень сформированности функциональной грамотности

за курс 5-9 класса определить не удалось

Слайд 13. Запрос на формирование функциональной грамотности нашёл своё отражение и в изменении КИМов ОГЭ-2020 практически по всем предметам. В частности, в ОГЭ-2020 по математике были включены практико-ориентированные задачи, которые пугали не только учеников, но и учителей, где помимо математической грамотности требовалась и читательская грамотность. Обширное текстовое задание, где смысловая информация, взятая из жизненных реалий, перемешивалась с числовой, которая не всегда была записана цифрами, данный текст сопровождался рисунком, чертежом, графиком, и часто последующие 5 задач с возрастающим уровнем сложности относились именно к одному тексту и рисунку. НО проконтролировать на всех уровнях сформированность математической грамотности посредством этих задач не удалось.

Организация мониторинга функциональной грамотности

  • Выбор параллели учащихся для мониторинга( 5-ые классы).
  • Разработка инструментария входного и итогового контроля в каждом классе, параметров и критериев оценивания на уровне школы, города.
  • Организация учебно-проектной деятельности на основе выбора темы из списка , предлагаемого в учебниках по ФГОС, средствами внеклассной работы.
  • Использование на уроках практико-ориентированных задач и элементов педагогических технологий, способствующих развитию функциональной грамотности.
  • Подготовка к ВПР и ДКР, анализ результатов и на их основе коррекция рабочих программ.

Слайд 14. Таким образом, на городском уровне поставлена задача организовать мониторинг функциональной грамотности в школах. Разработать единый инструментарий. На городской секции привлечены учителя для этой деятельности, а коллеги на местах могут подключиться к этому процессу со своими предложениями. Рекомендованы задания-задачи для формирования функциональной грамотности, которые нужно включать в учебный процесс в качестве домашних заданий, во внеклассной деятельности, поскольку решение такого рода задач занимает достаточно много времени, иногда и урока мало. ВПР тоже, как правило, содержит интересные задачи по рассматриваемому направлению. Анализ результатов способствует дальнейшей коррекции рабочих программ.

О роли математической грамотности Через математические знания,  полученные в школе, лежит широкая дорога  к огромным,  почти необозримым  областям труда и открытий.  Маркушевич А.И. (1908-1979) Советский математик и педагог, доктор физико-математических наук, профессор и заместитель  министра просвещения РСФСР. Слайд 15. Ну и закончить свой обзор по теме функциональной грамотности в части математики, хотелось бы словами советского математика 20 века, замминистра просвещения РСФСР на тот момент. О чем его слова? О роли математической грамотности.  Моя презентация создана на основе посещения ГМО математиков, использована информация любезно предоставленная руководителем Семенюк Оксаной Николаевной. Благодарю за внимание.

О роли математической грамотности

Через математические знания, 

полученные в школе,

лежит широкая дорога 

к огромным, 

почти необозримым 

областям труда и открытий.

Маркушевич А.И. (1908-1979)

Советский математик и педагог,

доктор физико-математических наук,

профессор и заместитель

министра просвещения РСФСР.

Слайд 15. Ну и закончить свой обзор по теме функциональной грамотности в части математики, хотелось бы словами советского математика 20 века, замминистра просвещения РСФСР на тот момент. О чем его слова? О роли математической грамотности.

Моя презентация создана на основе посещения ГМО математиков, использована информация любезно предоставленная руководителем Семенюк Оксаной Николаевной. Благодарю за внимание.

Источники информации Семенюк О.Н.  « Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизма повышения качества и конкурентоспособности системы образования ГО Первоуральск», 27.08.2020  Купреева Т.Н., Лейсле Т.В.  « Педагогическая практика «Математическая грамотность»», 2018

Источники информации

Семенюк О.Н.

« Формирование функциональной грамотности обучающихся как механизма повышения качества и конкурентоспособности системы образования ГО Первоуральск», 27.08.2020

Купреева Т.Н., Лейсле Т.В.

« Педагогическая практика «Математическая грамотность»», 2018