СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке рассказывается о развитии функциональной грамотности на уроках информатики

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках информатики»

«Функциональная грамотность на уроках информатики»  Автор: Смирнова Екатерина Геннадьевна Учитель информатики МБОУ СОШ №2 г. Шахунья

«Функциональная грамотность на уроках информатики»

Автор: Смирнова Екатерина Геннадьевна

Учитель информатики

МБОУ СОШ №2 г. Шахунья

Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Компоненты функциональной грамотности

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач: Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

  • Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования.
  • Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
  • Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия: учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ; обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью; используются продуктивные формы групповой работы; обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
  • обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;
  • используются продуктивные формы групповой работы;
  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.
Педагогические технологии проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; Информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Педагогические технологии

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • Информационные и коммуникационные технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Активные методы работы  на уроках информатики метод проектов  — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость; мозговой штурм  — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника; групповые обсуждения  — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек); кейс-метод – ознакомление с проблемой и способы ее решения.

Активные методы работы на уроках информатики

  • метод проектов  — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
  • мозговой штурм  — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
  • групповые обсуждения  — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
  • кейс-метод – ознакомление с проблемой и способы ее решения.
Формирование функциональной грамотности  на уроках информатики Логические приемы Примеры заданий  1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать  2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому  3. уровень - применение Применить, проиллюстрировать, решить  4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия  5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план  6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики

Логические приемы

Примеры заданий

1. уровень - знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - применение

Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень - оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

1 уровень - знание 1 . Составить алгоритм решения примера (15 – 7)*(8-3):2^2 в форме блок-схемы  2. Составить программу, которая запрашивает  трехзначное число и выводит на экран количество  сотен, десятков и единиц.

1 уровень - знание

1 . Составить алгоритм решения примера

(15 – 7)*(8-3):2^2 в форме блок-схемы 

2. Составить программу, которая запрашивает

трехзначное число и выводит на экран количество

сотен, десятков и единиц.

2 уровень - понимание  Опишите алгоритм вставки рисунка из коллекции клипов.  2. Рассмотрите блок- схему и определите к какому алгоритму они относятся:

2 уровень - понимание

  • Опишите алгоритм вставки рисунка из коллекции клипов.

2. Рассмотрите блок- схему и определите к какому алгоритму они относятся:

 3 уровень - применение Составить таблицы истинности для логических операций: Установите соответствие операции со значком или командой

3 уровень - применение

Составить таблицы истинности для логических операций:

Установите соответствие операции со значком или командой

Установите соответствие между действиями человека и органами чувств, с помощью которых человек при этом воспринимает и распознает информацию:   Действия 1 Чтение книги 2 Разговор по телефону 3 Органы чувств а – зрение Просмотр кинофильма 4 б – слух Обед в школьной столовой 5 в – вкус Экскурсия в вычислительный центр г – осязание д – обоняние

Установите соответствие между действиями человека и органами чувств, с помощью которых человек при этом воспринимает и распознает информацию:

Действия

1

Чтение книги

2

Разговор по телефону

3

Органы чувств

а – зрение

Просмотр кинофильма

4

б – слух

Обед в школьной столовой

5

в – вкус

Экскурсия в вычислительный центр

г – осязание

д – обоняние

4 уровень - анализ Сравнить : Текстовой процессор : Табличный процессор:  Выполнить алгоритм и придумать условие задачи:

4 уровень - анализ

Сравнить :

  • Текстовой процессор :
  • Табличный процессор:

Выполнить алгоритм и придумать условие задачи:

5 уровень - синтез Создайте  рекламный буклет фирмы по продаже компьютерной и оргтехникой; 2. Придумать дизайн : комнаты, спортивного зала, бассейна.

5 уровень - синтез

  • Создайте рекламный буклет фирмы по продаже компьютерной и оргтехникой;

2. Придумать дизайн : комнаты, спортивного зала, бассейна.

6 уровень - оценка Групповая работа : Создать мини-проект, используя известную вам программу, по одной из тем, предлагаемых ниже: Кодирование информации; Компьютерная графика Совместное использование информации компьютерами и сотовыми телефонами.

6 уровень - оценка

Групповая работа :

Создать мини-проект, используя известную вам программу, по одной из тем, предлагаемых ниже:

  • Кодирование информации;
  • Компьютерная графика
  • Совместное использование информации компьютерами и сотовыми телефонами.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели

Индикаторы функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели):

Общая грамотность

Написать сочинение, реферат.

Считать без калькулятора.

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.

Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная

Искать информацию в сети Интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

Грамотность действий в чрезвычайных

ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.

Заботиться о своем здоровье.

Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Читать чертежи, схемы, графики.

Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.

Анализировать числовую информацию.

Коммуникативная

Работать в группе, команде.

Расположить к себе других людей.

Не поддаваться колебаниям своего настроения.

Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Организовать работу группы.

Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст.

Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.

Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).

Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой,

Правовая и общественно-политическая

GPS-навигатором

грамотность

Отстаивать свои права и интересы.

Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса, символику РК

Модель  формирования и развития функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка –  учитель  Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Модель формирования и развития функциональной грамотности

Деревофункционально грамотная личность

Водапедагогические технологии

Яблочкиключевые компетенции

Лейка учитель

Формула успеха

ОВЛАДЕНИЕ =

УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!