«Функциональная грамотность на уроках информатики»
Автор: Смирнова Екатерина Геннадьевна
Учитель информатики
МБОУ СОШ №2 г. Шахунья
Компоненты функциональной грамотности
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:
- Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования.
- Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
- Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
- обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;
- используются продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.
Педагогические технологии
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- уровневая дифференциация обучения;
- Информационные и коммуникационные технологии;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Активные методы работы на уроках информатики
- метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
- мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
- групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
- кейс-метод – ознакомление с проблемой и способы ее решения.
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики
Логические приемы
Примеры заданий
1. уровень - знание
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. уровень - понимание
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. уровень - применение
Применить, проиллюстрировать, решить
4. уровень - анализ
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. уровень - синтез
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план
6. уровень - оценка
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
1 уровень - знание
1 . Составить алгоритм решения примера
(15 – 7)*(8-3):2^2 в форме блок-схемы
2. Составить программу, которая запрашивает
трехзначное число и выводит на экран количество
сотен, десятков и единиц.
2 уровень - понимание
- Опишите алгоритм вставки рисунка из коллекции клипов.
2. Рассмотрите блок- схему и определите к какому алгоритму они относятся:
3 уровень - применение
Составить таблицы истинности для логических операций:
Установите соответствие операции со значком или командой
Установите соответствие между действиями человека и органами чувств, с помощью которых человек при этом воспринимает и распознает информацию:
Действия
1
Чтение книги
2
Разговор по телефону
3
Органы чувств
а – зрение
Просмотр кинофильма
4
б – слух
Обед в школьной столовой
5
в – вкус
Экскурсия в вычислительный центр
г – осязание
д – обоняние
4 уровень - анализ
Сравнить :
Выполнить алгоритм и придумать условие задачи:
5 уровень - синтез
- Создайте рекламный буклет фирмы по продаже компьютерной и оргтехникой;
2. Придумать дизайн : комнаты, спортивного зала, бассейна.
6 уровень - оценка
Групповая работа :
Создать мини-проект, используя известную вам программу, по одной из тем, предлагаемых ниже:
- Кодирование информации;
- Компьютерная графика
- Совместное использование информации компьютерами и сотовыми телефонами.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности
Умения (эмпирические показатели):
Общая грамотность
Написать сочинение, реферат.
Считать без калькулятора.
Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.
Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная
Искать информацию в сети Интернет.
Пользоваться электронной почтой.
Создавать и распечатывать тексты.
Грамотность действий в чрезвычайных
ситуациях
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.
Заботиться о своем здоровье.
Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная
Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.
Читать чертежи, схемы, графики.
Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.
Анализировать числовую информацию.
Коммуникативная
Работать в группе, команде.
Расположить к себе других людей.
Не поддаваться колебаниям своего настроения.
Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.
Организовать работу группы.
Владение иностранными языками
Перевести со словарем несложный текст.
Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.
Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.
Грамотность при решении бытовых проблем
Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).
Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.
Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.
Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой,
Правовая и общественно-политическая
GPS-навигатором
грамотность
Отстаивать свои права и интересы.
Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса, символику РК
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Формула успеха
ОВЛАДЕНИЕ =
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ