СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность на уроках русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках русского языка»

Мастер-класс «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ».

Цель: сформировать значимость межпредметной интеграции в формировании функциональной грамотности.


Ход урока


  1. Вступительное слово.

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

Какой методический прием (или приемы) лодочника Вы можете отметить?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, мудрость этой притчи   в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.

А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить  эти добытые знания и умения  в жизненной ситуации.

 Это самое главное, чему мы должны учить детей. 

Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели? 

Мы понимаем, что возникает  необходимость в освоении   новых эффективных форм и приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений  в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функциональной грамотной личности ученика.

Сегодня я бы хотела вместе с Вами, уважаемые коллеги, на МК раскрыть некоторые приемы формирования ФГ и услышать Ваше мнение о возможности их использования применительно к вашей предметной области. 

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

Актуализация знаний.

Задание.

Напишите в верхней части листа бумаги четыре буквы: Н Г О К. Составьте как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво».

2. «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа»

Сколько будет 48 умножить на 4: 193 или 191?

  • Что растет не березе - яблоки или груши?

  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

  • Столица России - Париж или Минск?

  • Каким действием вычисляется  периметр прямоугольника: делением или вычитанием?

  • Звук А звонкий или глухой?

3. Креативное мышление.

What occurs twice in a week once in a year but never in a day?

Что случается дважды в неделю один раз в год, но никогда днем?

(важно смотреть именно в английское предложение, перевод только для понимания смысла).

Компания по производству средств для ухода за волосами нанимает маркетолога, чтобы увеличить продажи. Он добавляет всего одну фразу на этикетку — продажи растут в 2 раза. Что это была за фраза?

Он черный, когда его покупают, красный, когда используют и серый, когда выбрасывают. Что это?

4. Ассоциации.

Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте, как можно больше ассоциаций. Например: слово «зеленый».

Ассоциации: трава, поляна, лес, арбуз, огурцы.

5. Задача

Девочка справляла день рождения. Кто-то из гостей принес большую коробку конфет. Конфеты были сделаны в виде шоколадных бутылочек, наполненных густым малиновым сиропом. Всем очень понравились эти конфеты.

Один из гостей спросил:

— Интересно, как изготавливают бутылочки?

— Сначала делают шоколадную бутылочкуа потом заливают в нее сироп } — пояснил другой гость.

— Сироп обязательно должен быть густым, иначе конфета получится непрочной. А густой сироп трудно залить в бутылочку. Можно, конечно, нагреть сироп, он станет более жидким. Но вот беда — горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Выиграем в скорости, проиграем в качестве, будет больше брака...

И тут появился изобретатель.

- Есть идея! - воскликнул он. - Я знаю, как изготавливать такие конфеты быстро и без брака. Хитрость в том, чтобы… и он все объяснил. Действительно, конфеты можно изготавливать очень просто. Попробуйте догадаться – что предложил изобретатель.

Ответ: нужно налить сироп в форму, заморозить, а затем окунуть в шоколад.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!