Мастер-класс «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ».
Цель: сформировать значимость межпредметной интеграции в формировании функциональной грамотности.
Ход урока
Вступительное слово.
Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.
Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
Какой методический прием (или приемы) лодочника Вы можете отметить?
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, мудрость этой притчи в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.
А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить эти добытые знания и умения в жизненной ситуации.
Это самое главное, чему мы должны учить детей.
Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели?
Мы понимаем, что возникает необходимость в освоении новых эффективных форм и приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функциональной грамотной личности ученика.
Сегодня я бы хотела вместе с Вами, уважаемые коллеги, на МК раскрыть некоторые приемы формирования ФГ и услышать Ваше мнение о возможности их использования применительно к вашей предметной области.
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.
Актуализация знаний.
Задание.
Напишите в верхней части листа бумаги четыре буквы: Н Г О К. Составьте как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво».
2. «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа»
Сколько будет 48 умножить на 4: 193 или 191?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
Столица России - Париж или Минск?
Каким действием вычисляется периметр прямоугольника: делением или вычитанием?
Звук А звонкий или глухой?
3. Креативное мышление.
What occurs twice in a week once in a year but never in a day?
Что случается дважды в неделю один раз в год, но никогда днем?
(важно смотреть именно в английское предложение, перевод только для понимания смысла).
Компания по производству средств для ухода за волосами нанимает маркетолога, чтобы увеличить продажи. Он добавляет всего одну фразу на этикетку — продажи растут в 2 раза. Что это была за фраза?
Он черный, когда его покупают, красный, когда используют и серый, когда выбрасывают. Что это?
4. Ассоциации.
Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте, как можно больше ассоциаций. Например: слово «зеленый».
Ассоциации: трава, поляна, лес, арбуз, огурцы.
5. Задача
Девочка справляла день рождения. Кто-то из гостей принес большую коробку конфет. Конфеты были сделаны в виде шоколадных бутылочек, наполненных густым малиновым сиропом. Всем очень понравились эти конфеты.
Один из гостей спросил:
— Интересно, как изготавливают бутылочки?
— Сначала делают шоколадную бутылочкуа потом заливают в нее сироп } — пояснил другой гость.
— Сироп обязательно должен быть густым, иначе конфета получится непрочной. А густой сироп трудно залить в бутылочку. Можно, конечно, нагреть сироп, он станет более жидким. Но вот беда — горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Выиграем в скорости, проиграем в качестве, будет больше брака...
И тут появился изобретатель.
- Есть идея! - воскликнул он. - Я знаю, как изготавливать такие конфеты быстро и без брака. Хитрость в том, чтобы… и он все объяснил. Действительно, конфеты можно изготавливать очень просто. Попробуйте догадаться – что предложил изобретатель.
Ответ: нужно налить сироп в форму, заморозить, а затем окунуть в шоколад.