В прошлый аттестационный период раотала над темой «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы». Обратив внмание на слабую функциональную грамотность учащихся, на неумение работать с текстом, а также в плане подготовки учащихся к работе по требованиям PISA, решила поменять тему исследования. Функциональная грамотность является обязательным компонентом коммуникативной и методологической компетентностей. Быть грамотным – значит свободно владеть богатством родного языка в устной и письменной речи. Программа по русскому языку определяет объем знаний, умений и навыков учащихся, а учитель намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методологического наследия и личного опыта, дающий наибольший эффект в обучении.
Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Настоящий Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 — 2016 годы (далее — Национальный план) включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.
Цель Национального плана — создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций.
Ключевые компетенции – это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах.
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин «коммуникативное языковое умение» и включает следующие ключевые компетенции:
языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);
дискурсную (связанность, логичность, организация);
прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);
разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);
социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, «знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере»)
стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);
речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).
Успешное применение компетентностного подхода в обучении русского языка и литературы означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.
Составляющими функциональной грамотности являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения. Функциональную грамотность можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому комуникативную компетентность следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.
Ученые считают, что в 10–11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Какова же роль предмета «Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Учебный год я начинаю с диагностики учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д. для формирования не только коммуникативной компетенции, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”, технологии проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, пирамида Блума, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.

Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием « Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился » — осознание результативности деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозироватьприемы:
«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».
Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую приемы:
«Чтение с остановками»,
«Чтение с пометками»,
«Составление кластера».
«Ромашка Блума»
Развивает умение задавать вопросы прием
«Толстые и тонкие вопросы»:
Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые- неоднозначных, развернутых ответов.
Тонкие | Толстые |
кто | дайте объяснение почему |
что | почему вы думаете |
когда | в чем разница |
возможно | предположите что будет, если |
какой | что если |
Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки- лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
К приемам письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:
1. Написание эссе.
2. Составление телеграммы, памятки, инструкции.
Стихотворение по алгоритму.
4. Письмо по кругу.
Синквейн
Диаманта
Задания, направленные на формирование базовых познавательных уровней:
Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужную форму
Выясните какие фразеологизмы и поговорки используются по – русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Ответьте верные и неверные определения знаками «+» и «-».
Неотъемлемой частью работы является составление компетентностно-ориентированных заданий для учащихся 9-11классов. Их составление я подчинила чёткой структуре:
Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению заданий
Работая над развитием функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы, активно применяю следующие методы:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
Обсуждение, дискуссия,
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения
Предложенные технологии, приемы, методы, компетентностно-ориентированные задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.
Для примера можно привести разработки следующих уроков:
Русский язык 9 класс ( применение ИКТ)
Тема: ССП и его виды.
Цель: ознакомиться и закрепить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.
Задачи.
Образовательные:
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.
Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.
Развивающие:
Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной –преобразование информации: текст-схема.
Тип урока. Урок получения новых знаний.
Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация имеющихся знаний. Повторение.
Синтаксическая разминка на повторение темы предыдущего урока. (Работа со слайдами).
Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)
Задание для учащихся: определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.
Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.
№ слайда | Предложения | Ответ | № слайда с ответом |
3 | Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе. | ССП | 8 |
4 | Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. | ПП | 9 |
5 | Прозрачный лес один чернее, и ель сквозь иней зеленеет … | ССП | 10 |
6 | Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. | СПП | 11 |
7 | Луна сияла, июльская ночь была тиха. | БСП | 12 |
3. Применение знаний.
а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация).Слайд № 13
Определим содержание выделенных нами терминов.
На предыдущем уроке мы с вами изучали основные виды сложных предложений.
1. Дайте определение сложного предложения.
2. Дайте определение сложносочиненного предложения.
Расшифровка аббревиатур:
ПП - простое предложение
ССП – сложносочиненное предложение
СПП – сложноподчиненное предложение
БСП – бессоюзное сложное предложение
ССК – Сложная синтаксическая конструкция
4. Изучение новой темы:
А) Чтение материала учебника на стр
б) Слайды № 14–17. Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.
в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21
Учащиеся работают с опорной схемой. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.
1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)
2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)
№ слайда | Предложение | Схема. Слайды № 23-24 |
19 | 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. | То [ = - ] , то [ = - ]. Ни [ - = ] , ни [ = ]. |
20 | 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. | Не только [ - = ] , но и [ - = ]. Либо [ - = ] , либо [ - = ]. |
21 | 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. | [ = - ] , да [ = -]. [ - = ] , зато [ = ]. |
22 | Проверка. Ответы. | |
Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.
4. Практикум.
а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.
б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.
То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.
Слайд № 27.
в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Ответы учащихся.
Комментарий учителя. В сложносочиненном предложении запятая не ставится:
Если его части объединены общим второстепенным членом.
Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Это кто такие и что им надобно?
Как хороша эта девушка и как она умна!
Гармонь, играй и веселитесь, люди!
Слайд № 29.
Задание. Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая. Объясните почему.
1. Становилось жарко и я поспешил домой.
2. Сумерки приближались и надо было торопиться.
3. Вот крик и снова все затихло.
4. От кого письмо и что в нем сообщается?
5. Контроль знаний.
Тест. Тестовые вопросы выводятся как на слайдах, так и в виде раздаточного материала. Слайд № 30-36.
1. Найдите сложное предложение.
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Проверка. Взаимоконтроль. Слайд № 37.
6. Подведение итогов.
Прошу суммировать все правильные ответы, отмеченные на ваших полях, и поставить оценку за урок.
Слайд № 38
Сумма ваших баллов за урок?
“5” - 22-26 баллов
“4” - 17-21 балл
“3” - 12-16 баллов
7. Рефлексия. “Знаю – Узнал – Умею” Ответы учащихся.
Каждому из учащихся раздается такая таблица.
8. Домашнее задание.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ.
Раздаточный материал №1

Раздаточный материал № 2
1. Найдите сложное предложение.
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Раздаточный материал № 3
УРОКУ.
Тема: Односоставные предложения. Определенно-личные предложения. 8 класс
- Мы начинаем ближе изучать односоставные предложения. В ходе изучения этой темы мы должны убрать знаки вопроса из таблицы, ина сегодня наша задача – минимум: узнать, что такое определенно-личные предложения и чем может быть выражен главный член – сказуемое.
- Запишите тему урока ( 1 ученику доски)
| Способы выражения сказуемого |
1. Люблю грозу в начале мая. | 1 л., ед.ч., н. вр. |
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? | 2 л., наст. вр., ед.ч. |
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. | 1 л., мн.ч., буд. вр. |
4. Уходи, зима седая! | повелит. наклон. |
-Сделайте вывод о строении определенно-личных предложений.
Вывод: на первый план в них выдвигается действие, деятель же не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий: я люблю, мы выйдем.
Сфера их использования обширна (разговорная речь, публицистика, научный и официально – деловой стили речи).
Проблемные ситуации при повторении изученного.
Применение прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. То есть используется поисковый метод учения.
1. Игра «Эстафета» для двух команд. Учащиеся ( один за другим) из каждой команды выходят к доске и записывают по одному орфографически трудному слову ( на память). Побеждает та команда, которая не сделает ни одной ошибки.
Затем предлагается проблемно-поисковое задание – определить, какие орфограммы нашли отражение в записанных на доске словах ( сначала анализируются слова, записанные 1-й командой, потом 2-й).
Делается вывод о знаниях учащихся по изученным словам.
Проблемные задания в словарной работе.
Такие задания побуждают учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
1.Записать на доске и в тетрадях слова с удвоенными согласными :
Аккомпанемент, аккомпанировать, коллектив, коллективный, колосс, колоссальный, комментарий, комментатор, пассивный, пессимист, прогресс, прогрессивный, эффект.
Объяснить устно значение слова колосс. Сделать его фонетический разбор.
2.Записать слова, заменяющие слово портретист, провести словообразовательный анализ этого слова.
(ПОРТРЕТИСТ – художник, автор портрета, мастер живописи, создатель картины, живописец, певец гения, фамилия, имя, отчество и т.д.).
3.- Докажите (устно), что правописание слов зависит от знания частей речи и их морфологических признаков ( иногда контекста).
1. Письмо (не) написано, (не) отправлено, (не) получено, (не) зачем.
2. Детский плач. Ты не плачь. Ожег руку. Сильный ожог.
Проблемные ситуации при закреплении изученного материала.
Закрепление организуется путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих средний уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность изученного понятия.
1.Коллективные задания.
- Докажите, что двоеточие в предложениях относятся к трем разным правилам.
I. 1. Луны не было видно: она в ту пору поздно всходила. 2. Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Му-му, ни тяжкого всплеска воды.3. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.(И. Тургенев)
II. 1. Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 2. Ничто не шевелилось: ни одна трава внизу, ни один лист на верхней ветке. 3. Вдруг говорят мне: «Человек вас спрашивает». Я говорю: «Что ему надобно?»
2.Интонационно – смысловой анализ текста. Докажите, почему поставлены запятая и точка с запятой. Определите тип речи.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветви берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.( И. Тургенев).
Текст по содержанию и интонации делится на две части. В 1-й части ( до слов Вот и лес) быстрая смена приятных впечатлений обозначается перечислительной интонацией с небольшими паузами между простыми предложениями ( в составе БСП), следующими почти одновременно, и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой. Ставятся запятые.
Во 2-й части текста дается изображение лесной тишины и спокойствия, поэтому темп речи замедляется, паузы между простыми предложениями ( в составе БСП) становятся более продолжительными, голос перед паузами понижается почти до точки. Ставится точка с запятой.
Проблемные задания при обобщении изученного.
Такие задания побуждают учеников к обобщению изученного. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
1. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения на правописание приставок с последующей проверкой .Докажите, прав ли К. Чуковский, сказав: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла».
Проблемные ситуации в домашнем задании.
Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.
1. Составьте текст проблемной статьи на одну из тем: «Почему надо быть вежливым?», «Что такое дружба?», «Почему надо быть гуманным?»
2. Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение терминов по темам .
3. Уточнение определений школьного учебника. Например, ученики дополняют определение имени существительного как части речи: «В предложении имена существительные являются подлежащими ( в форме И.п.), дополнениями ( в форме косв. падежей), обстоятельствами ( в форме косв. падежей, если отвечают на вопросы где? куда? зачем? как? и др.).
4. Разработка наглядных пособий. Например: внимательно прочитайте материал учебника, постройте таблицу по ключевым словам текста.
5. Разработка кроссвордов, обеспечивающих подготовку к изучению нового материала, а также повторение основных лингвистических терминов. Например:
- Правильно решенный кроссворд позволит узнать новую тему, к изучению которой мы приступим в ближайшее время. Вспомните, что вам известно об этой части речи, придумайте примеры. Самостоятельная или служебная, изменяемая или неизменяемая часть речи, член предложения.
Раздел науки о зыке, в котором изучаются мельчайшие единицы устной речи (фонетика).
Главный независимый член предложения (сказуемое).
Способность говорить, говорение ( речь).
Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав (лексика).
Значимая часть слова (морфема), образующая формы изменяемой части речи (окончание).
Слова с противоположными значениями (антонимы).
Второстепенный член предложения, которым является искомая часть речи.
6. Задания, направленные на развитие орфографической и пунктуационной зоркости – анализировать читаемые тексты газет, журналов, художественных произведений, определяя условия постановки знаков препинания и букв с формулировкой правила.
7. Анализ опечаток. Наблюдение над связью слов.
Мертвые уши. С места в карьеру. Далеко идущие посредствия. Пережатки прошлого. Ксать подано. Вычислительная техника. Кропал без вести. Под гвоздействием критики. Сереотип мышления. Рыцарь печального образца. Остались щипанные дни. В перекосном смысле. Крадукты. Завидная елеустремленность. Морально устройчив.
8. Редактирование текста.
1) Внимательно прочитайте текст. Почему он вызывает смех? К какому стилю речи данный текст тяготеет? Напишите вариант «нормального» текста.
Как допускается порча хорошего настроения. Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых его наименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и прочее, причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных
План урока
Учитель: Мухамеджанова Э.Б
Предмет: русский язык Класс: 9 Дата: 19.11.2015г
Тема: СПП с придаточными условными.
SMART цель обучения: Научиться распознавать СПП условные
Знать: пути образования СПП условия
Понимать: правила постановки знаков препинания в СПП
Уметь: вычленять СПП в тексте, производить разбор и анализ СПП
Этап | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | дифференциация | оценивание | Ресурсы, Оборудован. |
1 вызов | 2мин | Орг.момент. Психологический настрой. | | | | |
До 7 мин | На экран предложения на повторение дом.зад Конкурс «Да-Нет» | Ответить на вопрсы, | Почему вы так решили? | Самооцениван и проверка по ключу. | Интерактивн. доска |
2 Осмысление | 2 мин | Переход к новой теме. | формулировка цели. | | | |
10-12 мин | Предлагаются примеры для наблюдения. На доску выставляется презентация. | Сравнительный анализ примеров, чтение §10, работа по презентации- конструирование предложений. | Работа в парах | | Интерактивн. доска |
1-2 мин | Деление на группы « Фруктовый салат» | | | | |
12-15 мин | Уч-ся предлагается тексты с грамматическим заданием. Соревнование «Кто быстрей?» Работа у доски. Задание на взаимопровер. | Работа по тексту Составление алгоритма рассуждения по разбору СПП с придаточным условия | Работа по опорной схеме | «Лестница успеха» Оценивание жестами. | |
3 рефлексия | Суммативное оценивание | |
|
Самооценивание урока | |
Раздаточный материал и презентация к уроку:




№ | Утверждение, вопрос | да | нет |
1 | СПП состоит из двух простых, независимых предложений | | |
2 | У СПП несколько (3) видов. | | |
3 | Части СПП соединяются при помощи сочинительных союзов. | | |
4 | Части СПП разделяются запятой. | | |
5 | Одна из частей СПП называется зависимой. | | |
6 | Зависимость частей СПП определяется по вопросу. | | |
7 | Придаточные в СПП всегда стоят после главного предложения | | |
8 | Разбираются СПП и ССП одинаково. | | |
Ключ:
1 - нет
2 - да
3 - нет
4 - да
5 - нет
6 – да
7 – нет
8 - нет
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Задания:
Работа по тексту:
Определить стиль текста.
Определить тип текста.
Укажите СПП с придаточными условными, распределите их в таблице.
«Кто быстрей?»
Выбрать одно СПП из текста и произвести его синтаксический разбор на доске, прокомментировать алгоритм рассуждения.
Работа по опорной схеме на интерактивной доске с комментарием.
Мои мысли по теме улучшения данного процесса:
Проводить еженедельно словарную практическую работу по изучению отдельных орфограмм в русском языке, которые вызывают затруднения у слабоуспевающих учеников.
Разнообразить структуру чтения литературных произведений через творческое осмысление - диалоги, эссе-рассуждение, ролевая игра.
Разрабатывать задания к текстам на грамотность чтения: аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные, используя таксономию Блума.
Больше в своей практике использовать интерактивные методы обучения.
Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы. Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания способствовали развитию речевой и письменной деятельности.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях.
Литература :
1. Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса
Алматы «Атамура» 2012.
2.Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г.
3. Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г.
4. Журнад. «Русский язык в школах и ВУЗах Казахстана» 2009 г