ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
«ПРО БЕЛКУ»
Дорогой друг!
Для того чтобы быть успешным в обучении, ты должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Занятие научит тебя быть вдумчивым читателем, понимать чувства героев прочитанных произведений, рассуждать о том, чему могут научить книги.
Михаил Пришвин. «Беличья память»
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью вылазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними. Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Задание 1
А)Прочитанное произведение – это …
стихотворение
сказка
рассказ
Б)Определи тему прочитанного произведения.
О дружбе человека и животного.
Зимние изменения в природе.
Повадки диких животных.
В)Кто является главным героем прочитанного произведения. Отметь нужную карточку. Объясни свой выбор.
птицы
белочка
автор
зверушки
Задание 2
Объясни, как ты понимаешь смысл выражения «читать следы». Соедини выражение и подходящее, на твой взгляд, объяснение.
Понимать, что за зверь прошёл, куда и зачем.
Читать следы
С помощью справочника узнавать зверей по описанию.
По следам зверей определять толщину снежного покрова.
Задание 3
Найди верные утверждения. Если затрудняешься, перечитай текст ещё раз. Отметь утверждения, которые ты выбрал.
Белка находила и съедала жёлуди и семена шишек.
Белка чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда.
Белка помнила, где спрятала орехи осенью.
Белка находила и съедала спрятанные под снегом орехи.
Задание 4
Устно придумай вопросы по содержанию прочитанного текста.
Задание 5
*Подумай, какие чувства, эмоции испытывал
автор текста, разглядывая беличьи следы.
*Найди в тексте и прочитай слова, которые могут подтвердить твой выбор.
*Отметь, какой человек испытывает те же эмоции/чувства, что и автор рассказа .
Про белочку и погоду
Однажды декабрьским утром собралась белочка на поиски тайничков с орехами и желудями. Выглянула из дупла, а в лесу пурга и метель бушует. Холод такой, что носа из дупла не высунешь.
- Нет, пожалуй, я сегодня останусь дома,- подумала белочка.- Дождусь, когда выглянет солнышко…
Белочка любила бегать на поиски тайничков в солнечную погоду, когда температура воздуха не опускалась ниже 20 градусов мороза. Каждый день белочка вела и записывала наблюдения за погодой.
Задание 6.
На протяжении какого времени белочка вела наблюдения, записанные в таблице? Отметь свой ответ
1 неделя
2 недели
12 дней
1 месяц
Задание 7
Какие характеристики погоды отражены в наблюдении белочки? Отметь подходящие варианты
Температура воздуха днём
Направление ветра
Температура воздуха ночью
Виды осадков
Облачность
Задание 8
Закрась карточки со словами, которые подходят к характеристике «хорошей» погоды жёлтым карандашом, а слова, подходящие к характеристике «плохой» погоды- зелёным карандашом.
солнечная
дождливая
безветренная
ненастная
пасмурная
Лист самооценки
№ задания
да
№ 1
нет
1
№ 2
№ 3
Ответ в баллах
Сумма баллов и результат
Да – 1б
№ 4
0
Нет – 0 б
8баллов- я успешен
№ 5
7-6 баллов- я хорошо работаю
№ 6
5-3 баллов- внимательность-залог успеха
№ 7
2-0 баллов- надо потренироваться
№ 8
Итоговый балл
6