СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Функциональная грамотность в начальной школе: из опыта работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для выступления на ШМО ,РМО , пед.совете либо для работы в рамках самообразования.

Просмотр содержимого документа
«"Функциональная грамотность в начальной школе: из опыта работы"»

Современные приёмы формирования функциональной грамотности  в начальных классах   Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 Белоглинского района Краснодарског края Переяслова Н.А.

Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальных классах

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 12

Белоглинского района Краснодарског края

Переяслова Н.А.

 Глоссарий • Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений • Функционально грамотная личность человек познающий, умеющий жить среди людей и самостоятельно развиваться. Данные качества могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы. • Основные признаки функционально грамотной личности это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями

Глоссарий

Функциональная грамотность рассматривается, как

способность использовать все постоянно приобретаемые в

жизни знания, умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах

человеческой деятельности, общения и социальных

отношений

Функционально грамотная личность человек познающий, умеющий жить среди людей и самостоятельно развиваться. Данные качества могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

Основные признаки функционально грамотной личности это

человек самостоятельный, познающий и умеющий жить

среди людей, обладающий определёнными качествами,

ключевыми компетенциями

Функциональная грамотность  Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО). В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413). Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО).

В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев

Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие

Функциональная грамотность  младшего школьника Возможность решать учебные и жизненные задачи Готовность взаимодействовать с окружающим миром Способность строить социальные отношения Владение рефлексивными умениями

Функциональная грамотность младшего школьника

Возможность решать учебные и жизненные задачи

Готовность взаимодействовать с окружающим миром

Способность строить социальные отношения

Владение рефлексивными умениями

Функциональная грамотность  – способность ребенка вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности  закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функциональная грамотность 

способность ребенка вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности 

закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности Интегративные компоненты Предметные компоненты Коммуникативная грамотность (предметы учебного плана) Языковая грамотность Информационная грамотность Математическая грамотность Социальная грамотность Естественно-научная грамотность

Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности

Интегративные компоненты

Предметные компоненты

Коммуникативная грамотность

(предметы учебного плана)

Языковая грамотность

Информационная грамотность

Математическая грамотность

Социальная грамотность

Естественно-научная грамотность

Под функциональной грамотностью в более узком смысле понимается способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из реального текста – его понимания, трансформации и передачи такой информации в реальном общении. Составной частью функциональной грамотности является владение умениями грамотного чтения. Это прежде всего умение анализировать письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Три фазы грамотного чтения Понимание смысла текста, нахождение информации просмотр установление значимых слов нахождение соответствий узнавание фактов воспроизведение и пересказ Интерпретация текста Осмысление и оценка прочитанного объяснение и сопоставление анализ соотнесение с личным опытом размышление над контекстом и выводами выдвижение гипотез формирование суждений моделирование и обобщение применение в жизни, учебе, профессии

Под функциональной грамотностью в более узком смысле понимается способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из реального текста – его понимания, трансформации и передачи такой информации в реальном общении. Составной частью функциональной грамотности является владение умениями грамотного чтения. Это прежде всего умение анализировать письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Три фазы грамотного чтения

Понимание смысла текста, нахождение информации

  • просмотр
  • установление значимых слов
  • нахождение соответствий
  • узнавание фактов
  • воспроизведение и пересказ

Интерпретация текста

Осмысление и оценка прочитанного

  • объяснение и сопоставление
  • анализ
  • соотнесение с личным опытом
  • размышление над контекстом и выводами
  • выдвижение гипотез
  • формирование суждений
  • моделирование и обобщение
  • применение в жизни, учебе, профессии
Упражнения для развития навыка быстрого чтения. 1. «Чтение наоборот» . 2. «Текст с наложением» . 3. «Текст перевёртыш» или «чтение вверх ногами». 4. «Вершки и корешки( чтение текста , закрытого наполовину )» 5. «Зашумленное чтение» 6. «Пунктирики»

Упражнения для развития навыка быстрого чтения.

1. «Чтение наоборот» .

2. «Текст с наложением» .

3. «Текст перевёртыш» или «чтение вверх ногами».

4. «Вершки и корешки( чтение текста , закрытого наполовину )»

5. «Зашумленное чтение»

6. «Пунктирики»

и во внеурочной деятельности

и во внеурочной деятельности

Задание:Вставь слово Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова. (Какой) … в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?) … лист и (какая?) … травинка. (Какие?) … травы и (какие?) … цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!

Задание:Вставь слово

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

(Какой) … в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?) … лист и (какая?) … травинка. (Какие?) … травы и (какие?) … цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н. Сладков

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!

Н. Сладков

Прочитайте.  Выберите слово, которое в большей степени подходит к сказке. Жил-был в одной деревне мужик Иван, (задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёзку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван хлеб (ест, закусывает). Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук.

Прочитайте. Выберите слово, которое в большей степени подходит к сказке.

Жил-был в одной деревне мужик Иван, (задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёзку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван хлеб (ест, закусывает). Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зелёной (траве, травушке) ползёт жук.

Проверь себя Жил-был в одной деревне мужик Иван, задумал он своего брата меньшего в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван утомился . Сел он под берёзку, лапти свои скинул . Сидит Иван хлеб ест . Достал он кувшин, решил водицы испить. Вот видит, по зелёной травушке ползёт жук.

Проверь себя

Жил-был в одной деревне мужик Иван, задумал он своего брата меньшего в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван утомился . Сел он под берёзку, лапти свои скинул . Сидит Иван хлеб ест . Достал он кувшин, решил водицы испить. Вот видит, по зелёной травушке ползёт жук.

Умение переводить информацию в другие текстовые формы.  (Создать сплошной текст на основе несплошного текста) Математика 2 класс Задание: Кассовый чек Задача: У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста)

Математика 2 класс

Задание: Кассовый чек

Задача:

У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:   *формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста; *использование полученной информации в новой ситуации; *сопоставление новой и ранее полученной информации;  *выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов. Окружающий мир: Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»

Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:

*формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста;

*использование полученной информации в новой ситуации;

*сопоставление новой и ранее полученной информации; *выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.

Окружающий мир: Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»

Умение самостоятельно создавать  и оформлять несплошной текст Задание: Литературное чтение,  В.Сутеев. «Снежный зайчик» 1. Прочитай текст.  2. Заполни таблицу, пользуясь текстом.

Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст

Задание:

Литературное чтение, В.Сутеев. «Снежный зайчик»

1. Прочитай текст. 2. Заполни таблицу, пользуясь текстом.

Задание:  Составление предложений  по данному началу За моим окном растет … Весной к нам … Летом я каждый день …

Задание: Составление предложений по данному началу

За моим окном растет …

Весной к нам …

Летом я каждый день …

 Задание :  Составление предложения по данному концу    ... и пошел снег. ... расцвели подснежники. ... сияет на солнце. … на каникулы в деревню.

Задание : Составление предложения по данному концу

... и пошел снег.

... расцвели подснежники.

... сияет на солнце.

на каникулы в деревню.

 Изучите плакат и расскажите о чудесах и свойствах русского языка.

Изучите плакат и расскажите о чудесах и свойствах русского языка.

1.Изучите листовку. 2.Выпишите плюсы и минусы употребления напитка. 3.Сформулируйте вывод. 1.Изучите состав напитка  «Кока-кола». 2.Выпишите слова: диоксид углерода, ортофосфорная кислота. 3.Найдите в Интернете информацию о данных веществах.

1.Изучите листовку.

2.Выпишите плюсы и минусы

употребления напитка.

3.Сформулируйте вывод.

1.Изучите состав напитка

«Кока-кола».

2.Выпишите слова:

диоксид углерода, ортофосфорная кислота.

3.Найдите в Интернете информацию о данных веществах.

Повернитесь, сидящие на первом варианте к соседу спиной, а на –втором варианте приложите ухо к спине своего соседа. Что вы слышите? Вы слышите удары сердца. С какой частотой оно бьётся, мы сейчас определим. Найдите пульс на левой руке. Посчитайте, сколько ударов в минуту делает ваше сердце. У взрослых в спокойном состоянии 60-70 ударов в минуту, а у детей 80-90 . При физической нагрузке количество ударов увеличивается. Каждый день сердце делает до 12000 ударов в сутки. 25 35 130

Повернитесь, сидящие на первом варианте к соседу спиной, а на –втором варианте приложите ухо к спине своего соседа. Что вы слышите?

Вы слышите удары сердца. С какой частотой оно бьётся, мы сейчас определим. Найдите пульс на левой руке. Посчитайте, сколько ударов в минуту делает ваше сердце.

У взрослых в спокойном состоянии 60-70 ударов в минуту, а у детей 80-90 . При физической нагрузке количество ударов увеличивается. Каждый день сердце делает до 12000 ударов в сутки.

25

35

130

«Урок без темы»    Этот прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не перегружая их непонятными терминами . Тема:

«Урок без темы»

Этот прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не перегружая их непонятными терминами .

Тема:

1. Согласны ли вы, что зарядка -это источник бодрости и здоровья? 2. Верно ли , что жевательная резинка сохраняет зубы? 3. Верно ли , что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? 4. Верно ли , что бананы поднимают настроение? 5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? 6 . Правда ли , что недостаток солнца вызывает депрессию? 7. Правда ли , что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов? Что такое хорошо и что такое плохо.

1. Согласны ли вы, что зарядка -это источник бодрости и здоровья?

2. Верно ли , что жевательная резинка сохраняет зубы?

3. Верно ли , что от курения ежегодно погибает более 10000 человек?

4. Верно ли , что бананы поднимают настроение?

5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма?

6 . Правда ли , что недостаток солнца вызывает депрессию?

7. Правда ли , что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов?

Что такое хорошо и что такое плохо.

Расшифруй название произведения:  из каждой строчки возьми только те буквы, которые не повторяются в этой строке У С Д М А К И И Р Н Е Я В А Д Л Е В Я Н И А И И Ы А О С Р Р У Л Д Ш О С О Д Н Ответ: Малыш и Карлсон

Расшифруй название произведения: из каждой строчки возьми только те буквы, которые не повторяются в этой строке

У

С

Д

М

А

К

И

И

Р

Н

Е

Я

В

А

Д

Л

Е

В

Я

Н

И

А

И

И

Ы

А

О

С

Р

Р

У

Л

Д

Ш

О

С

О

Д

Н

Ответ: Малыш и Карлсон

Кроссворды и ребусы

Кроссворды и ребусы

«Ложная альтернатива» Сколько будет 8 + 4: 11 или 13? Что растет на березе - яблоки или груши? Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»? и т.д. Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок? Столица России - Париж или Минск?

«Ложная альтернатива»

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13?
  • Что растет на березе - яблоки или груши?
  • Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»? и т.д.
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица России - Париж или Минск?
Приём «Ассоциации» Б е рёза  - б е лая М о роз – х о лод Р е бята  – д е ти  Уч е ник – уч е ние Р я бина - я года

Приём «Ассоциации»

  • Б е рёза - б е лая
  • М о роз – х о лод
  • Р е бята – д е ти
  • Уч е ник – уч е ние
  • Р я бина - я года
Синквейн – это сочетание слов, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Имя существительное Снег Имя прилагательное Имя прилагательное Пушистый Белый Глагол Глагол Глагол Сверкает Лежит Хрустит Предложение из нескольких слов, оказывающее отношение к теме  Белоснежный ковер покрыл землю. Слово, связанное с первым словом, отражает суть темы Красота!

Синквейн – это сочетание слов, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Имя существительное

Снег

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Пушистый

Белый

Глагол

Глагол

Глагол

Сверкает

Лежит

Хрустит

Предложение из нескольких слов, оказывающее отношение к теме

Белоснежный ковер покрыл землю.

Слово, связанное с первым словом, отражает суть темы

Красота!

Приёмы рефлексии настроения, деятельности и самооценки Светофор Солнышко и тучка Лесенка успеха Цветы настроения

Приёмы рефлексии настроения, деятельности и самооценки

Светофор

Солнышко и тучка

Лесенка успеха

Цветы настроения

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа. синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.

Работа с информацией

является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.

Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа. синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.

Рекомендованная литература 1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. 2017. № 3.С. 3–7. 2. Губанова М. И. и др. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования. / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа плюс до и после. — М. : Баллас, 2009. — № 12. — С. 65–68. 3. Далингер В. А. и др. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие для академического бакалавриата. / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2016. — Бакалавр. Академический курс). 4. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях : пособие для работников системы образования РАО. / В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок/

Рекомендованная литература

1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность

младшего школьника: к постановке проблемы. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. 2017. № 3.С. 3–7.

2. Губанова М. И. и др. Функциональная грамотность

младших школьников: проблемы и перспективы формирования. / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа

плюс до и после. — М. : Баллас, 2009. — № 12. — С. 65–68.

3. Далингер В. А. и др. Методика обучения математике

в начальной школе: учеб. пособие для академического бакалавриата. / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2016. — Бакалавр. Академический курс).

4. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях : пособие для работников системы образования РАО. / В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок/

Задание :  Продолжи Внимательно прочитайте начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора. Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю …

Задание : Продолжи

Внимательно прочитайте начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю …

Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю:  Я хороший, я пригожий, Всех всегда благодарю.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю:

  • Я хороший, я пригожий,

Всех всегда благодарю.

Спасибо за  внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!