Группа 1
Фамилия и имя всех участников группы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваша задача – создать текст-повествование о лисе. Вспомните, какие сказки вы читали, в которых главной героиней была лиса. Попробуйте создать собственное подобное произведение. Можете включать в текст эпитеты, метафоры, сравнения.
Учитывайте композицию текста-повествования:
1. Завязка действия (начало события).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения).
4. Развязка (конец события).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 2
Фамилия и имя всех участников группы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваша задача – создать текст-описание о лисе, опираясь на энциклопедические сведения о лисе.
Учитывайте композицию текста-описания:
1. Общее представление о предмете или явлении.
2. Отдельные признаки предмета.
3. Авторская оценка, вывод, заключение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о лисе:
Обыкновенная лисица или рыжая лисица (лат. Vulpes vulpes; обиходное русское название – лиса) – хищное млекопитающее семейства псовых, наиболее распространённый и самый крупный вид рода лисиц. Длина тела 60—90 см, хвоста – 40—60 см, масса – 6—10 кг.
Ареалом возникновения современного вида Vulpes vulpes является Евразия. Именно здесь, на территории современного ареала известны ископаемые находки данного вида, начиная с конца раннего плейстоцена. В Северную Америку вид проник, вероятно, не ранее последнего межледниковья.
В целом размеры видов рода лисиц средние, однако обыкновенная лисица – самая крупная по сравнению с другими видами рода. В среднем длина тела – 60-90 см, хвоста – 30-60 см, таким образом по длине хвост составляет более половины длины туловища. Вес самок составляет от 5 до 8 кг, самцов-лисов – 6-10 кг.
Окраска и размеры лисиц различны в разных местностях; всего насчитывают 40-50 подвидов, не учитывая более мелких форм. В общем, при продвижении на север лисицы становятся более крупными и яркими по окрасу, на юг – мелкими и более тускло окрашенными. В северных районах и в горах чаще встречаются чёрно-бурые, сиводушки, крестовки (названы из-за наиболее выраженных крестообразных полос на спине) и другие меланистические формы окраски. Наиболее распространённый окрас – красная/огнёвка, характеризующийся следующими чертами: ярко-рыжая спина, белое (иногда чёрное) брюхо, тёмные лапы. Часто присутствуют бурые полосы на хребте и лопатках, похожие на крест. Общие отличительные черты – тёмные тыльные стороны ушей и белый кончик хвоста. Очень редко появляются лисы-альбиносы, а также так называемые горностаевые лисы, обладающие недостаточным альбинизмом.
Телосложение обыкновенной лисицы стройное, типичное для рода лисиц: внешне она представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких и тонких лапах, с невысокой вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Большие ушные раковины (размер – 7,7-12,5 см) позволяют улавливать звуковые колебания, в частности, лисы способны услышать передвижение добычи под слоем снега.
Линька происходит раз в год: начинается в феврале-марте (в средней полосе России) и заканчивается в середине лета. На севере ареала линька начинается с конца марта-начала апреля. Сразу же после этого начинает отрастать зимний мех, в который лиса полностью одевается к рубежу ноября и декабря. Летний мех гораздо реже и короче, зимний – гуще и пышнее.
Зрачок глаза – вытянутый вдоль, как и у кошек, может расширяться и сжиматься, реагируя на свет. Цвет радужной оболочки – оранжевый, янтарный. У новорождённых лисят цвет радужки голубой, встречаются и взрослые голубоглазые особи, а также зеленоглазые. У альбиносов также встречается розовый цвет глаз.
Лисица распространена весьма широко: на всей территории Европы, Северной Африки (Египет, Алжир, Марокко, северный Тунис), большей части Азии (вплоть до северной Индии, южного Китая и Индокитая), в Северной Америке от арктической зоны до северного побережья Мексиканского залива. На территории Российской Федерации обыкновенная лисица распространена повсеместно, за исключением самых северных районов. Лисица была акклиматизирована в Австралии и распространилась по всему континенту, за исключением некоторых северных районов с влажным субэкваториальным климатом.
Несмотря на то, что лисица принадлежит к типичным хищникам, она является всеядной и питается очень разнообразными кормами. Среди употребляемой пищи выявлено более 700 видов животных и нескольких десятков видов растений. Повсеместно основу питания составляют мелкие грызуны, главным образом мыши и полёвковые. Они составляют основу рациона лисиц на всём протяжении ареала вне зависимости от времени года, за исключением периода их низкой численности. Тонкие длинные челюсти лисиц с острыми зубами идеально приспособлены для их ловли. Можно утверждать, что от числа и доступности грызунов в значительной мере зависит состояние популяции этого хищника. Особенно это относится к зимнему периоду, когда лисица живёт в первую очередь охотой на полёвок: учуяв под снежным покровом грызуна, зверь прислушивается к его пискам или шорохам, а затем быстрыми прыжками ныряет под снег или разбрасывает его лапами, пытаясь поймать добычу. Этот способ охоты получил название мышкование.
Более крупные млекопитающие, в частности, зайцы, играют в питании много меньшую роль, хотя в некоторых случаях лисицы ловят их целеустремлённо (особенно зайчат), а во время заячьего мора могут поедать и их туши. Иногда большие лисицы нападают на детёнышей косули и оленят.
Птицы (преимущественно водоплавающие и куриные) не настолько важны в рационе, как грызуны, хотя лисица никогда не упустит случая поймать птицу, оказавшуюся на земле (от мелких до крупных, вплоть до гусей и глухарей), а также уничтожить кладку яиц или нелетающих птенцов. Похищает и домашних птиц, но, по наблюдениям зоологов, делает это намного реже, чем принято считать.
В пустынях и полупустынях часто добывают пресмыкающихся. В Канаде и северо-восточной Евразии лисицы, живущие у больших рек, сезонно питаются почти полностью лососями, погибшими после нереста. Летом поедают много жуков и других насекомых, а также, очень охотно, их личинки. В голодные периоды нередко питаются падалью, также поедая фекалии. В населённых пунктах и вблизи них роется в мусоре в поисках пищи, куда может заходить и в голодное время.
Растительные корма – фрукты, ягоды, реже вегетативные части растений – входят в состав питания лисиц почти повсеместно, больше всего на юге ареала, однако нигде не играют ключевой роли.
Группа 3
Фамилия и имя всех участников группы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваша задача – создать текст-рассуждение о лисе, опираясь на следующую структуру:
1. Тезис: почему в сказках лиса всегда представляется как хитрое животное?
2. Для доказательств (аргументов) используйте примеры из русских народных сказок (два аргумента).
3. Вывод: действительно ли лиса – хитрый персонаж?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7