Функциональные блоки по А.Р. Лурию.
А.Р.Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
1 энергетический блок - формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса организма и включает: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха - неуспеха). Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, приём лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
-истощаемость, утомляемость, вялость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира
- аллергии в самых разнообразных проявлениях;
-повышенная частота заболеваний;
- гипо- или гипертонус;
- дети пишут «как курица лапой»;
- долго не могут научиться завязывать шнурки;
- двигательная неловкость;
- синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма);
- вычурные позы;
- дизартрии, дисграфии;
- сужение полей зрения;
- слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;
- часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте);
- хорошо развитое мышление.
2 блок – приёма, переработки и хранения информации – формируется от 3-х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Особенностью этого блока является шестислойное строение коры:
- первичные зоны (обеспечивающие приём и анализ поступающей извне информации). При поражении возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражителя одной модальности (слепое пятно, гемианопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т.д.).
- вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора). При поражении наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии).
- третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации).
Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве. Причём, согласно закону прогрессивной латерализации, при поражении третичных зон правого полушария нарушается предметная ориентировка в пространств, а пи поражении аналогичных зон левого полушария – страдает символическая ориентировка в пространстве.
Признаки несформированности 2-го блока мозга:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость;
- несформированность сенсо-моторных координаций;
- несформированность пространственных представлений.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам.
При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат повреждён. При поражении моторной коры – наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц. Поражение премоторной коры приводит к распаду двигательных навыков, поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности и в этом случае целенаправленное поведение заменяется «полевым поведением».
Признаки несформированности 3-го блока мозга:
- синдром нарушения (недоразвития) программирования и контроля произвольных действий. Лобный синдром. Дефицит программирования и контроля у детей, его проявления в учебной деятельности;
- синдром нарушения (недоразвития) серийной (динамической) организации движений и речи у взрослых и детей;
- нарушения праксиса и речи, эфферентная и динамическая апраксия и афазия (дисфазия);
- недоразвитие моторики, фразовой и связной речи у детей. (по О.Ю. Цвирко)