СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные стили. Подстили речи. Жанры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция2

Просмотр содержимого документа
«Функциональные стили. Подстили речи. Жанры.»

Лекция 2. Функциональные стили. Подстили речи. Жанры.

 

План

1.  Общая характеристика понятия «функциональный стиль речи» (определение, стилеобразующие факторы, подстилевое и жанровое своеобразие).

2.  Особенности разговорного стиля речи.

3.  Особенности литературно-художественного стиля речи.

4.  Особенности общественно-публицистического стиля речи.

5.  Особенности научного стиля речи.

6.  Особенности официально-делового стиля речи.

7.Функционально-смысловые типы речи.


Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.

Виды функциональных стилей речи

В зависимости от сфер общественной жизни, в которой на стили: официально-деловой, научный, публицистический, разговорный и художественный. Функциональные стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

     Слово стиль происходит от греческого «стилос» — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берёсте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — “стиль”, “стирали” неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось.

     Отсюда — выражение “Часто перевёртывай стиль” (Горации), т. е. исправляй, “отделывай сочинение” (Н. Кошанский).

     Стили, которые выделяются в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека, называют функциональными.

     Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует.

Из истории русской стилистики. Многие исследователи проблему стилей относят к числу центральных в лингвистической стилистике.

Так, М.В. Ломоносов в основу «трех штилей» положил экспрессивно- жанровый принцип. Он выделял

• Высокий штиль (ода)

• Средний штиль (проза)

• Низкий штиль (драма, трагедия, комедия)

Востоков выделял 3 типа речи по выбору слов, в нее входящих:

• Важная или благородная речь - книжный язык.

• Простонародная речь – просторечие.

• Между первыми двумя – обыкновенная речь или разговорная.

Функции языка

Язык как явление социальное выполняет разные функции, связанные с различными сферами общения человеческой деятельности.

Важнейшие общественные функции: общение, сообщение, воздействие.

На сегодняшний момент выделяют 5 функциональных стилей в зависимости от функций языка.

Функциональные стили не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны.

Функциональный  стили:

Разговорный и книжный: научный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Особенности функциональных стилей:

Разговорный

- неофициальность, непринужденность общения;

- неподготовленность, автоматизм речи;

- преобладание диалогической речи; сопровождение речи жестами, мимикой;

- конкретизированный характер речи;

- эмоционально-оценочная информативность (слова со стилистич.

пометами (разг., прост.), сущ. и прил. с суффиксами оценки ласкательности, пренебрежения, уменьшительности, увеличительности: ущ- (-ющ) (большущий, здоровущий), -еньк- (-оньк-) (беленький, здоровенький), -ешенек-, -ешеньк-, -ехоньк- (-охоньк-) (седехонек, седешенек, здоровехонький), -ик, -чик (супчик, лимончик), -ек, -ок (чаек, лучок), -ец (супец), -к- (молочко), -це (деревце) -уха, -ушка (простушка) -ану- : долбанул, стуканул) + междометия,

выражающие разнообразные эмоции: Увы! Ах! О! Батюшки!

- прерывистость, часто логическая непоследовательность речи (-Вы куда? – Мне надо!); + пропуски главных членов предложения: Ты откуда?; Воды сюда! - наличие речевых стандартов (а здравствуйте!)

- идиоматичность речи (фразеологизмы) море по колено, с ножом к горлу, тяжелый на подъем, уши вянут, валять дурака, губа не дура, ума не приложу.

- сложные слова, образованные путем повторов: еду-еду, иду-иду, шел-шел, тихо-тихо, тихо-мирно, тихо-претихо

- частицы, например, такие, как: ну, вот, ведь.

- формы н. вр. используются в рассказе о прошлых событиях, чтобы сделать наглядным, образным повествование о прошедшем: Шел я вчера по улице и вижу: идут по улице колонны курсантов.

- причастия и деепричастия заменяются обычно личными глаголами (вместо: увидя, сказал употребляется: увидел и сказал; вместо: мальчик, прочитавший книгу - мальчик, который прочитал книгу).

- более свободный порядок слов, чем в других стилях.

- сложносоч. и бессоюзные предл-я –мало. (около 10%)

- Чаще - сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, которые присоединяются к глаголам: говорить, сказать, думать, слышать, увидеть, видеть, почувствовать и под. : Он увидел, что…; Я сказал, что…; Он понял, что…

- предложения, выражающие согласие (утверждение) или

несогласие (отрицание): Да.; Нет.; Конечно.; Безусловно.- много вводных слов, выражающих утверждение, сомнение, предположение: может быть, кажется, безусловно, действительно и др.

Научный стиль

Предмет содержания научной литературы - сама наука – ее идеи, факты, законы и категории. Отсюда: преобладание письменной формы речи, продуманность, намеренность, подготовленность, следовательно - тщательность ее оформления;

строгая определенность предмета высказывания и объективное отношение к нему;

Главный стилеобразующий фактор – содержательность (преобладают существительные и прилагательные – что придает информационный вес); отвлеченно – обобщенный характер, объективность изложения, точность, логичность; терминизированность;

искусственный язык – графический (чертежи, рисунки, химические элементы);

ссылки, сноски, примечания, что обусловлено такой чертой научного стиля, как его точность;

нормативность;

стандартизации средств выражения.: речь идет о проблеме,

следует заметить, что…, данные приводят к следующим выводам…,

выводы носят предварительный характер, из сказанного ранее вытекает…, перейдем к рассмотрению. употребление форм настоящего времени глагола - обобщенное вневременное значение;

Чередование форм настоящего и прошедшего времени указывают на закономерность явления;

возвратные глаголы в страдательном значении (внимание сосредоточивается на явлениях, а не на производителе действия);

краткие страдательные причастия: Культура речи и норма могут быть осмыслены и осмысливаются с разных точек зрения;

категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, более обобщенным. Не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ” (авторское МЫ): Мы исследовали и пришли к выводу…

употребление формы единственного числа вместо множественного: точка, треугольник.

конструкции с производными предлогами: в течение, в продолжение, в свете, в отношении, в результате, в силу, в отличие от, благодаря, по мере, в меру, в случае, в соответствии, в связи, в качестве, в целях, в процессе, в режиме, в виде, при помощи;

сложноподчиненные предложения с союзами: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, придаточные причинны, условия, времени, следствия, изъяснительными;

наличие однородных членов предложения, которые перечисляют логически однородные понятия;

вводные слова, словосочетания и вставные конструкции: они начинают новое предложение или абзац: Таким образом, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов.

 Подстили:

По тематике: естественно- научный

Научно-технический научно-гуманитарный

Функциональные (по жанрам):

1. научно-справочный (словарь, справочник, каталог);

2. научно-информативный (реферат, аннотация);

3. собственно-научный (монография, статья, доклад);

4. учебно-научный (учебник, учебно-методическое пособие);

5. научно-популярный (очерк, книга, лекции).

Публицистический

Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами: газетные, политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, т.е. все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи – публичные выступления на общественно-политические темы. Отсюда – трудность характеристики.

1. информативность изложения, связанная с популяризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров.

2. стандартность языковых средств в результате повторяемости и ограниченности временем. Газетные клише: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножать боевые традиции, общечеловеческие ценности и т.п.;

3. экспрессивность;

4. оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый + книжная лексика: дерзание, Отчизна, Отечество, миссия, вдохновение, чаяния, + просторечная лексика: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п.

5. метафоры, олицетворения: новости спешат, забушевала весна, клевета и лицемерие ходят рядом;

6. различные словообразовательные средства: суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина;

7. обобщенность изложения, его аналитичность;

8. сложные синтаксические конструкции, чаще – с подчинительной связью;

Художественный

художественная речь использует языковые средства всех других стилей, особенно наиболее яркие, типичные из них.

В связи с этим некоторые лингвисты [Ширяев] считают, что нет художественного стиля литературного языка, есть лишь особый, художественный тип речи.

Традиционно же функциональный художественный стиль выделяется на том основании, что в художественном произведении используются языковые средства всех других стилей в особой функции – в эстетической, образуя систему средств.

Сложность описания художественного стиля: общие черты художественной речи сочетается с существованием индивидуальных стилей, без которых невозможна художественная литература.

В эстетических целях в художественной литературе используются языковые средства не только литературного языка, но и диалектизмы, просторечные единицы, жаргонизмы и т.д., которые служат созданию системы образов, выражению мысли автора.

Официально-деловой

Деятельность государственных учреждений, дипломатические, юридические, экономические и культурные взаимоотношения

Преимущественно письменная речь

Стандартность средств выражения, императивность. Безлично-объектная тональность изложения.

Специфическая терминология, устойчивые выражения, составные наименования. Употребление слов преимущественно в прямом значении. Недопустимо использование эмоционально окрашенной лексики.

Сложные и сложносокращенные слова, книжные суффиксы. Сугубо именной характер текста. Преобладают отглагольные существительные. Употребление кратких форм прилагательных и причастий.

Отыменные производные предлоги. Возвратные глаголы. Ограниченное употребление наречий. Отсутствие местоимений и глаголов 1 и 2 лица.

Преобладание прямого порядка слов в предложении. Предложения значительны по длине. Использование вводных слов

Для многих текстов характерна особая композиция.

3. Разговорный стиль уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи устная (беседа, разговор), но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи — личных дневниках, записках, частных письмах.

В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в текстах других стилей, реализуется функция общения, или коммуникативная.

К основным свойствам текстов разговорного стиля можно отнести неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от ситуации, характеристик и взаимоотношений говорящих, меньшая степень регламентации, по сравнению с книжными стилями.

Поскольку разговорные тексты имеют преимущественно устную форму, особую роль играют средства фонетического уровня — интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. В отличие от других жанров, существующих в устной форме, — научного доклада, политического выступления, лекции — тексты разговорного стиля характеризуются неполным, иногда неотчетливым произношением звуков, слогов, слов, быстрым темпом речи. Орфоэпическая, или произносительная, норма разговорной речи допускает варианты: Здрасьmе, Лексей Михалыч (Здравствуйте, Алексей Михайлович), приговор, договор с ударением на первом слоге (в научном докладе, лекции, выступлении такое ударение нежелательно).

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)

     Это формы речи, различающиеся по типовому значению, композиционным и языковым особенностям. К функциональным типам речи относятся повествование, описание, рассуждение. Они являются составляющими текста любого стиля. Каждый из них имеет свои особенности.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Коммуникативная цель – рассказать о чем-то, передать случай, эпизод из жизни, т.е в центре повествования – событие, происшедшее с повествователем или другими действующими лицами. Повествование имеет сюжет, оно динамично, события представлены как завершенные. К тексту в целом можно задать вопрос: что произошло? Что случилось?

Композиция  как правило трехчлена: а) начало события, б) развитие события, в) конец события.

Основное языковое средство – спрягаемые формы глагола совершенного вида прошедшего времени.

Определяющие языковые средства:

Имена существительные с конкретным, лексическим значением, одушевленные, собственные

Глаголы со значением движения, конкретного физического действия

Слова, указывающие на изменения в обстановке, настроении

Наречие времени, места

Неполные предложения, бессоюзные предложения, цепная связь.

ОПИСАНИЕ

Коммуникативная цель – нарисовать, воспроизвести какую-либо картину. Объектом описание может быть человек, животное, предмет, т.е. любое явление действительности. Описание может носить сравнительный характер. Описание бывает статическим и динамическим. К данному тексту можно задать вопрос: какой? Каков? Что из себя представляет?

Композиция  чаще всего представляет из себя: а) вступление, предающее общее впечатление от  объекта. б) основную часть, раскрывающую свойство объекта, в) концовку, чаще содержащую оценочный момент.

Главное языковое средство  - прилагательные или наречия, предающие действие или состояние

Определяющие языковые средства:

Имена существительные с конкретным лексическим значением

«цветовая» лексика

Качественные прилагательные, причастия разных грамматических разрядов, наречия.

Простые предложения, односоставные, назывные, безличные предложения.

Параллельная связь между предложениями.

РАССУЖДЕНИЕ

Коммуникативная цель – доказать свое мнение по какой-либо теме. Какому-либо вопросу. Прокомментировать какое-либо явление действительности. Убедить в чем-то собеседника или читателя.

Композиция  а) тезис – мнение, мысль, требующая доказательств, б) аргументирующая часть, содержащая развития тезиса, доказательства его истинности или ошибочности,  в)  вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса или указание на несогласие с ним, его опровержение.

Основное языковое средство – синтаксис, синтаксическая структура предложения и текста в целом ориентирована на показ логических связей между явлениями, предметами.

Определяющие языковые средства:

Лексика с абстрактным значением

Слова с оценочной семантикой, с модальной семантикой

Имена существительные и местоимения с обобщенным значением

Глагольные формы условного и повелительного наклонения

Спрягаемые формы глагола настоящего времени

     В тексте различные типы речи могут не только чередоваться, но и взаимодействовать, переплетаться  друг с другом. Поэтому могут возникнуть трудности вычленения и анализ типов речи в художественных текстах.


Вопросы для самоконтроля:

1.       Что такое функциональный стиль речи?

2.       Что является основой деления литературного языка на функциональные стили?

3.       Какие функциональные стили вам известны?

4.       Что означают термины «подстиль» и «жанр»?

5.       Какие подстили и жанры выделяются в каждом функциональном стиле речи?

6.       Каковы характерные особенности:

            а) разговорно-обиходного стиля;

            б) литературно-художественного стиля;

            в) общественно-публицистического стиля;

            г) научного стиля;

            д) официально-делового стиля?

7.  Как связаны между собой функциональные стили русского литературного языка

8.Какие типы тексов существуют? В чем их различие?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс