Лекция 2. Функциональные стили. Подстили речи. Жанры.
План
1. Общая характеристика понятия «функциональный стиль речи» (определение, стилеобразующие факторы, подстилевое и жанровое своеобразие).
2. Особенности разговорного стиля речи.
3. Особенности литературно-художественного стиля речи.
4. Особенности общественно-публицистического стиля речи.
5. Особенности научного стиля речи.
6. Особенности официально-делового стиля речи.
7.Функционально-смысловые типы речи.
Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.
Виды функциональных стилей речи
В зависимости от сфер общественной жизни, в которой на стили: официально-деловой, научный, публицистический, разговорный и художественный. Функциональные стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Слово стиль происходит от греческого «стилос» — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берёсте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — “стиль”, “стирали” неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось.
Отсюда — выражение “Часто перевёртывай стиль” (Горации), т. е. исправляй, “отделывай сочинение” (Н. Кошанский).
Стили, которые выделяются в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека, называют функциональными.
Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует.
Из истории русской стилистики. Многие исследователи проблему стилей относят к числу центральных в лингвистической стилистике.
Так, М.В. Ломоносов в основу «трех штилей» положил экспрессивно- жанровый принцип. Он выделял
• Высокий штиль (ода)
• Средний штиль (проза)
• Низкий штиль (драма, трагедия, комедия)
Востоков выделял 3 типа речи по выбору слов, в нее входящих:
• Важная или благородная речь - книжный язык.
• Простонародная речь – просторечие.
• Между первыми двумя – обыкновенная речь или разговорная.
Функции языка
Язык как явление социальное выполняет разные функции, связанные с различными сферами общения человеческой деятельности.
Важнейшие общественные функции: общение, сообщение, воздействие.
На сегодняшний момент выделяют 5 функциональных стилей в зависимости от функций языка.
Функциональные стили не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, границы между ними подвижны.
Функциональный стили:
Разговорный и книжный: научный, официально-деловой, художественный, публицистический.
Особенности функциональных стилей:
Разговорный
- неофициальность, непринужденность общения;
- неподготовленность, автоматизм речи;
- преобладание диалогической речи; сопровождение речи жестами, мимикой;
- конкретизированный характер речи;
- эмоционально-оценочная информативность (слова со стилистич.
пометами (разг., прост.), сущ. и прил. с суффиксами оценки ласкательности, пренебрежения, уменьшительности, увеличительности: ущ- (-ющ) (большущий, здоровущий), -еньк- (-оньк-) (беленький, здоровенький), -ешенек-, -ешеньк-, -ехоньк- (-охоньк-) (седехонек, седешенек, здоровехонький), -ик, -чик (супчик, лимончик), -ек, -ок (чаек, лучок), -ец (супец), -к- (молочко), -це (деревце) -уха, -ушка (простушка) -ану- : долбанул, стуканул) + междометия,
выражающие разнообразные эмоции: Увы! Ах! О! Батюшки!
- прерывистость, часто логическая непоследовательность речи (-Вы куда? – Мне надо!); + пропуски главных членов предложения: Ты откуда?; Воды сюда! - наличие речевых стандартов (а здравствуйте!)
- идиоматичность речи (фразеологизмы) море по колено, с ножом к горлу, тяжелый на подъем, уши вянут, валять дурака, губа не дура, ума не приложу.
- сложные слова, образованные путем повторов: еду-еду, иду-иду, шел-шел, тихо-тихо, тихо-мирно, тихо-претихо
- частицы, например, такие, как: ну, вот, ведь.
- формы н. вр. используются в рассказе о прошлых событиях, чтобы сделать наглядным, образным повествование о прошедшем: Шел я вчера по улице и вижу: идут по улице колонны курсантов.
- причастия и деепричастия заменяются обычно личными глаголами (вместо: увидя, сказал употребляется: увидел и сказал; вместо: мальчик, прочитавший книгу - мальчик, который прочитал книгу).
- более свободный порядок слов, чем в других стилях.
- сложносоч. и бессоюзные предл-я –мало. (около 10%)
- Чаще - сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, которые присоединяются к глаголам: говорить, сказать, думать, слышать, увидеть, видеть, почувствовать и под. : Он увидел, что…; Я сказал, что…; Он понял, что…
- предложения, выражающие согласие (утверждение) или
несогласие (отрицание): Да.; Нет.; Конечно.; Безусловно.- много вводных слов, выражающих утверждение, сомнение, предположение: может быть, кажется, безусловно, действительно и др.
Научный стиль
Предмет содержания научной литературы - сама наука – ее идеи, факты, законы и категории. Отсюда: преобладание письменной формы речи, продуманность, намеренность, подготовленность, следовательно - тщательность ее оформления;
строгая определенность предмета высказывания и объективное отношение к нему;
Главный стилеобразующий фактор – содержательность (преобладают существительные и прилагательные – что придает информационный вес); отвлеченно – обобщенный характер, объективность изложения, точность, логичность; терминизированность;
искусственный язык – графический (чертежи, рисунки, химические элементы);
ссылки, сноски, примечания, что обусловлено такой чертой научного стиля, как его точность;
нормативность;
стандартизации средств выражения.: речь идет о проблеме,
следует заметить, что…, данные приводят к следующим выводам…,
выводы носят предварительный характер, из сказанного ранее вытекает…, перейдем к рассмотрению. употребление форм настоящего времени глагола - обобщенное вневременное значение;
Чередование форм настоящего и прошедшего времени указывают на закономерность явления;
возвратные глаголы в страдательном значении (внимание сосредоточивается на явлениях, а не на производителе действия);
краткие страдательные причастия: Культура речи и норма могут быть осмыслены и осмысливаются с разных точек зрения;
категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, более обобщенным. Не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ” (авторское МЫ): Мы исследовали и пришли к выводу…
употребление формы единственного числа вместо множественного: точка, треугольник.
конструкции с производными предлогами: в течение, в продолжение, в свете, в отношении, в результате, в силу, в отличие от, благодаря, по мере, в меру, в случае, в соответствии, в связи, в качестве, в целях, в процессе, в режиме, в виде, при помощи;
сложноподчиненные предложения с союзами: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, придаточные причинны, условия, времени, следствия, изъяснительными;
наличие однородных членов предложения, которые перечисляют логически однородные понятия;
вводные слова, словосочетания и вставные конструкции: они начинают новое предложение или абзац: Таким образом, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов.
Подстили:
По тематике: естественно- научный
Научно-технический научно-гуманитарный
Функциональные (по жанрам):
1. научно-справочный (словарь, справочник, каталог);
2. научно-информативный (реферат, аннотация);
3. собственно-научный (монография, статья, доклад);
4. учебно-научный (учебник, учебно-методическое пособие);
5. научно-популярный (очерк, книга, лекции).
Публицистический
Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами: газетные, политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, т.е. все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи – публичные выступления на общественно-политические темы. Отсюда – трудность характеристики.
1. информативность изложения, связанная с популяризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров.
2. стандартность языковых средств в результате повторяемости и ограниченности временем. Газетные клише: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножать боевые традиции, общечеловеческие ценности и т.п.;
3. экспрессивность;
4. оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый + книжная лексика: дерзание, Отчизна, Отечество, миссия, вдохновение, чаяния, + просторечная лексика: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п.
5. метафоры, олицетворения: новости спешат, забушевала весна, клевета и лицемерие ходят рядом;
6. различные словообразовательные средства: суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина;
7. обобщенность изложения, его аналитичность;
8. сложные синтаксические конструкции, чаще – с подчинительной связью;
Художественный
художественная речь использует языковые средства всех других стилей, особенно наиболее яркие, типичные из них.
В связи с этим некоторые лингвисты [Ширяев] считают, что нет художественного стиля литературного языка, есть лишь особый, художественный тип речи.
Традиционно же функциональный художественный стиль выделяется на том основании, что в художественном произведении используются языковые средства всех других стилей в особой функции – в эстетической, образуя систему средств.
Сложность описания художественного стиля: общие черты художественной речи сочетается с существованием индивидуальных стилей, без которых невозможна художественная литература.
В эстетических целях в художественной литературе используются языковые средства не только литературного языка, но и диалектизмы, просторечные единицы, жаргонизмы и т.д., которые служат созданию системы образов, выражению мысли автора.
Официально-деловой
Деятельность государственных учреждений, дипломатические, юридические, экономические и культурные взаимоотношения
Преимущественно письменная речь
Стандартность средств выражения, императивность. Безлично-объектная тональность изложения.
Специфическая терминология, устойчивые выражения, составные наименования. Употребление слов преимущественно в прямом значении. Недопустимо использование эмоционально окрашенной лексики.
Сложные и сложносокращенные слова, книжные суффиксы. Сугубо именной характер текста. Преобладают отглагольные существительные. Употребление кратких форм прилагательных и причастий.
Отыменные производные предлоги. Возвратные глаголы. Ограниченное употребление наречий. Отсутствие местоимений и глаголов 1 и 2 лица.
Преобладание прямого порядка слов в предложении. Предложения значительны по длине. Использование вводных слов
Для многих текстов характерна особая композиция.
3. Разговорный стиль уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи устная (беседа, разговор), но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи — личных дневниках, записках, частных письмах.
В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в текстах других стилей, реализуется функция общения, или коммуникативная.
К основным свойствам текстов разговорного стиля можно отнести неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от ситуации, характеристик и взаимоотношений говорящих, меньшая степень регламентации, по сравнению с книжными стилями.
Поскольку разговорные тексты имеют преимущественно устную форму, особую роль играют средства фонетического уровня — интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. В отличие от других жанров, существующих в устной форме, — научного доклада, политического выступления, лекции — тексты разговорного стиля характеризуются неполным, иногда неотчетливым произношением звуков, слогов, слов, быстрым темпом речи. Орфоэпическая, или произносительная, норма разговорной речи допускает варианты: Здрасьmе, Лексей Михалыч (Здравствуйте, Алексей Михайлович), приговор, договор с ударением на первом слоге (в научном докладе, лекции, выступлении такое ударение нежелательно).
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)
Это формы речи, различающиеся по типовому значению, композиционным и языковым особенностям. К функциональным типам речи относятся повествование, описание, рассуждение. Они являются составляющими текста любого стиля. Каждый из них имеет свои особенности.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Коммуникативная цель – рассказать о чем-то, передать случай, эпизод из жизни, т.е в центре повествования – событие, происшедшее с повествователем или другими действующими лицами. Повествование имеет сюжет, оно динамично, события представлены как завершенные. К тексту в целом можно задать вопрос: что произошло? Что случилось?
Композиция как правило трехчлена: а) начало события, б) развитие события, в) конец события.
Основное языковое средство – спрягаемые формы глагола совершенного вида прошедшего времени.
Определяющие языковые средства:
Имена существительные с конкретным, лексическим значением, одушевленные, собственные
Глаголы со значением движения, конкретного физического действия
Слова, указывающие на изменения в обстановке, настроении
Наречие времени, места
Неполные предложения, бессоюзные предложения, цепная связь.
ОПИСАНИЕ
Коммуникативная цель – нарисовать, воспроизвести какую-либо картину. Объектом описание может быть человек, животное, предмет, т.е. любое явление действительности. Описание может носить сравнительный характер. Описание бывает статическим и динамическим. К данному тексту можно задать вопрос: какой? Каков? Что из себя представляет?
Композиция чаще всего представляет из себя: а) вступление, предающее общее впечатление от объекта. б) основную часть, раскрывающую свойство объекта, в) концовку, чаще содержащую оценочный момент.
Главное языковое средство - прилагательные или наречия, предающие действие или состояние
Определяющие языковые средства:
Имена существительные с конкретным лексическим значением
«цветовая» лексика
Качественные прилагательные, причастия разных грамматических разрядов, наречия.
Простые предложения, односоставные, назывные, безличные предложения.
Параллельная связь между предложениями.
РАССУЖДЕНИЕ
Коммуникативная цель – доказать свое мнение по какой-либо теме. Какому-либо вопросу. Прокомментировать какое-либо явление действительности. Убедить в чем-то собеседника или читателя.
Композиция а) тезис – мнение, мысль, требующая доказательств, б) аргументирующая часть, содержащая развития тезиса, доказательства его истинности или ошибочности, в) вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса или указание на несогласие с ним, его опровержение.
Основное языковое средство – синтаксис, синтаксическая структура предложения и текста в целом ориентирована на показ логических связей между явлениями, предметами.
Определяющие языковые средства:
Лексика с абстрактным значением
Слова с оценочной семантикой, с модальной семантикой
Имена существительные и местоимения с обобщенным значением
Глагольные формы условного и повелительного наклонения
Спрягаемые формы глагола настоящего времени
В тексте различные типы речи могут не только чередоваться, но и взаимодействовать, переплетаться друг с другом. Поэтому могут возникнуть трудности вычленения и анализ типов речи в художественных текстах.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое функциональный стиль речи?
2. Что является основой деления литературного языка на функциональные стили?
3. Какие функциональные стили вам известны?
4. Что означают термины «подстиль» и «жанр»?
5. Какие подстили и жанры выделяются в каждом функциональном стиле речи?
6. Каковы характерные особенности:
а) разговорно-обиходного стиля;
б) литературно-художественного стиля;
в) общественно-публицистического стиля;
г) научного стиля;
д) официально-делового стиля?
7. Как связаны между собой функциональные стили русского литературного языка
8.Какие типы тексов существуют? В чем их различие?