Функциональные возможности Google Форм как метода проверки знаний на уроках русского языка и литературы
В статье представлен анализ возможностей Google Форм как метода проверки знаний на уроках русского языка и литературы, целесообразность применения Google Форм для контроля знаний как в формате дистанционного обучения, так и очного.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, достоинства Google Форм, Google Формы как метод проверки знаний,
Реалии развития науки и общества в области современных технологий требуют изменений в образовательном процессе, в структуре преподавания предмета, формах и способах контроля знаний, умений и навыков.
Актуальными сегодня стали вопросы целесообразности и эффективности информационных образовательных ресурсов, подбора средств обучения и контроля при взаимодействии учителя и учащихся на расстоянии. Это качественно новый уровень преподавания, когда запросом общества является личность, способная ориентироваться в информационном потоке, нацеленная на самообразование и саморазвитие.
Дистанционные образовательные технологии дают возможность использовать учителю различные электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные технологии, технологические средства, позволяющие учителю стать проводником знаний, тьютором и помощником в образовательном процессе.
Основная задача образования, как очного, так и дистанционного - освоение учебной программы. Цель нового государственного образовательного стандарта – развитие личности учащегося, формирование у него предметных и личностных универсальных учебных действий. Кроме того, учитель должен обеспечить комплексную оценку результатов учебной деятельности. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет учителю расширить возможности обучения, способствует формированию у обучающегося технологических компетентностей.
Электронные образовательные ресурсы становятся определяющим направлением всех систем обучения, трансформируя педагогическую деятельность и становясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Сегодня во многих странах, в том числе и у нас в Республике, происходит стремительный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения. Возникает вопрос: «Как организовать обратную связь и оценить результаты учащихся?». Интернет-платформы в качестве средства оценивания учебных достижений учащихся предлагают тестовые задания и интерактивные упражнения. Срочное освоение формата дистанционного обучения требует поиска простого, удобного и доступного Интернет-ресурса, позволяющего в короткий срок создать продукт, отличающийся широким спектром возможностей, легким интерфейсом и функциональностью.
Одним из наиболее простых образовательных ресурсов, используемых для контроля результатов обучения, является применение Google Формы с автоматизированным результатом проверки. Google Формы как метод проверки знаний целесообразно применять при контроле самостоятельного изучения тем, для подготовки обучающихся к контрольным работам. Тестирование – одна из традиционных форм оценивания. В условиях дистанционного обучения роль этой формы возрастает многократно.
Сервис Google Формы – облачная технология, позволяющая переносить информацию с компьютера на сервис в интернет и предусматривающая совместную работу на учебном контенте нескольких учащихся одновременно. Google Формы обладают широкими возможностями для конструирования тестов. С помощью Google Форм учитель может составлять тесты для текущего и итогового контроля.
Чтобы использовать все возможности Google Формы, нужно создать почту на Gmail. Сервис является бесплатным. Для доступа необходимы минимальные требования, предусмотрены также права редактирования, комментирования и просмотра, сохранения истории изменений.
Для создания теста необходимо войти через Google аккаунт в Google Диск и нажать кнопку создать. Google Форма позволяет создавать тесты с открытыми и закрытыми типами вопросов. Google Формы обладают широкими возможностями по оформлению тестовых заданий. По способу оформления ответа выделяются:
─ один из списка;
─ несколько из списка;
─ раскрывающийся список;
─ текст (строка).
Обучающийся может в качестве ответа загрузить звуковой файл (например, аудиозапись выразительного чтения стихотворения, отрывка из текста, пересказ, ответ на проблемный вопрос, публичное выступление и т.д.). Типы ответов задаются учителем заранее при конструировании теста. Каждый вопрос можно пометить как обязательный или необязательный. Если задание обозначено как обязательное, то без его выполнения невозможно завершить и сдать тест. Данная функция позволяет реализовать дифференцированный подход: обязательные задания – необходимый минимум по пройденной теме, необязательные – задания высокого уровня.
В Google Формах можно настроить оценивание ответов, назначив разные баллы за верное решение заданий разной сложности. Подобная функция повышает надежность тестовых измерений. Огромным достоинством Google Форм является интерактивность и мультимедийность, так как при создании тестовых заданий можно добавить изображение как к вопросу, так и к вариантам ответов. Например, для анализа героев художественного произведения можно предложить обучающимся произведения изобразительного искусства; для создания настроения лирического стихотворения или написания эссе – картины природы; в качестве сопоставительной характеристики – портреты писателей, поэтов, героев художественных произведений на полотнах разных художников и т.д. Картины, схемы, карты, анимации, таблицы помогают значительно разнообразить задания, а добавление видеозаписи к заданиям помогает совместить разные виды искусства или составить собственное высказывание к сюжету.
Тестовые задания играют огромную роль в формировании навыков самоконтроля обучающихся. Кроме того, тесты в Google Формах, хранящиеся в «облаке», доступны ученику в любое время по ссылке, предоставленной учителем. Возможность самостоятельно оценить свои знания по изученной теме помогает сформировать у обучающегося навыки самоконтроля, умение анализировать результаты собственной деятельности. После выполнения заданий теста в Google Формах учащийся сразу же видит ответы и оценку своего решения в соответствии с эталонными ответами и выбранной учителем шкалой. Но такие тесты эффективны при проведении самостоятельной работы, диагностической контрольной работы, для проверки усвоения конкретной темы или повторения и систематизации изученного. Итоговую контрольную работу необходимо проводить в присутствии учителя.
Несомненным достоинством Google Форм является автоматический сбор статистической информации, что позволяет значительно упростить обработку данных и выставление отметки. Данные автоматически генерируются в таблицу, представляются в виде графиков и диаграмм. Таким образом, преподаватель может сопоставить сводку ответов обучающихся как по одному заданию, так и по всему тесту в целом, благодаря чему может иметь объективную и измеряемую информацию об уровне знаний обучающихся. При проведении ряда тестов учитель может наблюдать динамику успеваемости каждого ученика, что также будет способствовать созданию индивидуальной образовательной траектории.
Безусловно, на первых этапах работы с Google Формами учитель сталкивается с некоторыми трудностями: составление теста занимает много времени, учитель должен владеть необходимыми знаниями методик и правилами конструирования теста, быть грамотным пользователем интернет-ресурсов.
Тем не менее тестирование, используемое при помощи Google Форм, представляет большие возможности для организации образовательного процесса. Объективность и автоматическая измеримость качества знаний и компетенций позволяет корректировать образовательный процесс на дистанционном обучении, стимулировать самостоятельность обучающихся, индивидуализировать обучение. Возможность проведения тестирования в Google Формах онлайн помогает учителю сэкономить время на распечатке бумажных тестов, сохранить интерактивность заданий с аудио- и видеоматериалом, получить быструю обратную связь.
Тестирование с использованием Google Форм для контроля знаний позволяет учителю получить в короткий срок достоверную информацию об уровне подготовленности обучающихся по изученной теме, объективно оценить их уровень знаний. Тесты помогают оперативно выявить пробелы в знаниях, внести необходимые коррективы в дальнейшую подготовку обучающихся.
Дистанционные образовательные технологии повышают учебную мотивацию, способствуют познавательной активности обучающихся, развивают умение работать с различными источниками информации, развивают самостоятельность в учебном процессе.
Список литературы
1. Красильникова В.А. Подготовка заданий для компьютерного тестирования: Методические рекомендации. – Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2004. – 31 с.
2. Руденко-Моргун Диагностическое тестирование как механизм управления самостоятельной работой в обучающей мультимедийной среде/ О.И. Руденко-Моргун, Л.А. Дунаева. – Компьютерные учебные программы и инновации. – 2004. – № 2. – С. 15.
3. Самерханова Э.К. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования/ Э.К. Самерханова, Е.П. Круподерова, И.В. Панова. – Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 50 с.
4. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов – M.: Логос, 2002. – 432 c.
5. Авдюшева Е.А. Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы. – URL http://www.informio.ru/publications/id5544/Ispolzovanie-metodov-distancionnogo-obuchenija-v-prepodavanii-russkogo-jazyka-i-literatury
6. Лимонина Л.В. Использование возможностей информационно-образовательной среды вуза для оперативного контроля результатов обучения/ Л.В. Лимонина, О.Б. Смирнова. – Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2017. – Спецвыпуск № 3. – URL https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vozmozhnostey-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-vuza-dlya-operativnogo-kontrolya-rezultatov-obucheniya/viewer
3