СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
футбол составляющая часть спорта
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
городского округа Перевозский Нижегородской области
"Детско-юношеский центр г.Перевоза"
Методическая разработка
ФУТБОЛ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Бежаев А.Н.
г. Перевоз,
2022г.
По количеству болельщиков и занимающихся, футбол является самым популярным видом спорта в мире. В той или иной степени им интересуются сотни миллионов человек. Не являются исключением и учащиеся средних профессиональных учебных заведений. В программу по физической культуре Котовского индустриального техникума футбол не входит, но в секционной и спортивной работе он представлен. Для частичного восполнения недостатка информации по теории этого вида спорта предназначена настоящая методическая разработка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ФУТБОЛЕ 6
I.1. Характеристика физической подготовки 6
I.2 Динамика развития двигательных качеств юных футболистов 8
I.3. Физическая подготовка на этапе начальной подготовки 10
II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ФУТБОЛЕ 13
III. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ФУТБОЛЕ 17
III.1. Этапы тактической подготовки 17
III.2. Характеристика тактической подготовки 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
Футбол – это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около трех миллионов человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.
Коллективный характер футбола воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества – самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества, преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера – смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к красоте движений, к творческим проявлениям, к эстетике поведения. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.
Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества – быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха. Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и физическим возможностям, занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В подготовке спортсменов других видов спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства.
Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, гибкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.
Футбол – мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы. Многие выдающиеся спортсмены начинали свою спортивную биографию с увлечения футболом.
Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Наибольшей популярностью он пользуется среди детей и подростков в секциях футбола общеобразовательных школ и по месту жительства. Задачи физического развития, необходимого для полноценной подготовки к различным видам трудовой и оборонной деятельности, решаются в секциях футбола общеобразовательных профессионально-технических училищ и техникумов. Массовая подготовка спортивных резервов ведется в спортивных школах. Более 600 отделений по футболу детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, отделений по футболу училищ олимпийского резерва готовят квалифицированных юных футболистов.
В программу физического воспитания высших учебных заведений включены факультативные занятия по футболу. Секции по футболу имеют и многие трудовые коллективы. Систематические тренировочные занятия и соревнования направлены на всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья, организацию культурного досуга и активного отдыха широких масс трудящихся, что способствует повышению производительности труда. Большое значение придается занятиям футболом в Вооруженных Силах. В местах коллективного отдыха – в парках, на пляжах, в походах, в пионерских лагерях, домах отдыха – футбол является эффективным средством физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
I. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ФУТБОЛЕ
I.1. Характеристика физической подготовки
Физическая подготовка решает следующие основные задачи: сохранение и укрепление здоровья футболистов, развитие и совершенствование физических качеств, повышение морфофункциональных возможностей. Выделяют общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку. Общая физическая подготовка призвана всесторонне развивать физические способности, специальная физическая подготовка – совершенствовать функциональные возможности и двигательные качества, специфичные для футбола.
В ОФП основными средствами являются различные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, гимнастика, плавание и т.д.). Специальная физическая подготовка, учитывая характер игровой и соревновательной деятельности, направлена на совершенствование и эффективное использование технического и тактического арсенала футболистов. Существуют упражнения СФП не только с мячом, направленные на развитие быстроты и выносливости – разнообразные ведения на максимальной скорости; финты, ловкости – обводка стоек; скоростно-силовых способностей – вбрасывание и удары по мячу, отбор и перехват мяча в подкате и в прыжке, но и без мяча – подвижные и спортивные игры.
Объем средств СФП и ОФП в процессе многолетней тренировки постепенно возрастает, причем ежегодно возрастает удельный вес специальной физической подготовки. На начальных этапах многолетней подготовки доля упражнений СФП варьирует от 25 до 30%. При повышении уровня общей физической подготовки, которая создает предпосылки для развития специальных двигательных качеств, на этапе спортивной специализации доля специальной физической подготовки возрастает до 50-60%. Этап спортивного совершенствования уже определяется объемом средств СФП до 70-80%. Благоприятные возможности для неуклонного роста мастерства футболистов возникают только при оптимальном соотношении объемов и средств специальной и общей физической подготовки.
Задачи ОФП и СФП в зависимости от возрастных особенностей юных футболистов и этапа тренировки могут меняться. Этап начального обучения характерен тем, что физическая подготовка реализуется для повышения уровня ОФП, для формирования, развития и совершенствования основных двигательных функций организма. На этапе спортивной специализации акцент делают на всесторонней физической подготовке. Физическая подготовка на этапе спортивного совершенствования ориентирована в основном на развитие специальных двигательных качеств с большей индивидуализацией и дифференциацией.
На начальном этапе процесса многолетней подготовки футболистов (возраст от 8 до 10 лет) общей физической подготовке уделяют до трех четвертей времени, отводимого на всю физическую подготовку. С увеличением уровня развития основных двигательных качеств, возрастающее значение приобретает специальная физическая подготовка. Для этапа спортивной специализации характерно еще большее увеличение объема упражнений специальной физической подготовки.
Процесс физической подготовки предполагает индивидуализацию и дифференциацию тренировочной нагрузки по направленности и величине, в связи с тем, что юные футболисты в пределах одной возрастной группы, могут очень сильно отличаться по уровню физического развития и физической подготовленности. Индивидуализация и дифференциация тренировочной нагрузки также является фундаментом для разделения футболистов по функциям в команде (игровое амплуа).
I.2 Динамика развития двигательных качеств юных футболистов
Выносливость. У юных футболистов общая выносливость с возрастом увеличивается. Этот естественный прирост неравномерен в период от восьми лет до двадцати одного года. От восьми до десяти лет, на этапе начального обучения, выносливость увеличивается незначительно, затем, на этапе специализации (11-16 лет), происходит резкий скачок ее развития. Этап спортивного совершенствования (старше 16 лет) характерен снижением темпов роста общей выносливости. Увеличение аэробной составляющей выносливости, зависящее не только от естественного прироста, но также от целенаправленного воздействия соревновательных и тренировочных нагрузок, завершается, как правило, к 20-21 году.
Существенные изменения в развитии скоростной выносливости футболистов происходят в возрасте 12-15 лет. Естественное приращение скоростной выносливости завершается к 18-19 годам, а ее показатель составляет 90-95% от среднего уровня скоростной выносливости взрослых футболистов.
Скоростные способности. Начиная с восьми лет скорость бега футболистов заметно увеличивается, и к 17-18 годам выходит на уровень взрослых футболистов. В период 8-18 лет скоростные способности юных футболистов возрастают, в среднем, на 20-25%.
Прирост скорости бега в школьном возрасте происходит неравномерно. На этапе начального обучения значительного увеличения скоростных возможностей не наблюдается. Приращение скорости бега в этот период составляет не более 3-4%. Наибольший прирост происходит в диапазоне 11-15 лет. Например, приращение скорости в беге 15 и 30 м с одиннадцати до пятнадцати лет составляет около 17%. Это свидетельствует о том, что развитие скоростных способностей юных футболистов более предпочтительно на этапе специализации.
В период пятнадцать-восемнадцать лет это физическое качество прирастает, в среднем, на 5%. Стабилизация скорости бега футболистов к 17-18 годам на уровне взрослых спортсменов свидетельствует о том, что пик прироста скорости пройден, и в дальнейшем ее можно только поддерживать на оптимальном уровне.
Скоростно-силовые способности. В период восьми-одиннадцати лет темпы роста скоростно-силовых способностей несущественны (в среднем, до 7-8%). Это обусловлено особенностями физиологического развития детей указанного возраста. На этапе спортивной специализации рост рассматриваемого качества происходит ускоренными темпами. Существенный скачок развития скоростно-силовых возможностей на этом этапе достигается за счет повышения скоростных способностей (в особенности темпа движения и быстроты) в возрасте десяти-одиннадцати и тринадцати-четырнадцати лет, а также естественного увеличения силовых способностей детей четырнадцати-шестнадцати лет. Эти закономерности развития скоростно-силовых возможностей следует учитывать при выборе методов и средств их воспитания. На этапе спортивного совершенствования происходит снижение темпов роста скоростно-силовых способностей и к девятнадцати-двадцати годам динамика их развития стабилизируется.
Анализ процесса развития двигательных качеств футболистов различного возраста свидетельствует о том, что: на этапе начальной подготовки начинается рост всех без исключения двигательных качеств; в периоды максимального естественного роста воздействие оптимальной тренировочной нагрузки способствует ускорению прироста данного двигательного качества; выравнивание показателей развития различных физических способностей на уровне взрослых спортсменов наблюдается в разных возрастных диапазонах: скоростно-силовые возможности и скоростная выносливость достигают наивысших показателей к 18-19 годам, скорость – к возрасту 16-17 лет, сила и общая выносливость – к 20-22 годам; для развития скорости бега более благоприятный возраст – 11-13 лет, общей выносливости – 12-16 лет, скоростно-силовых возможностей – 13-15 лет, силы – 15-18 лет.
I.3. Физическая подготовка на этапе начальной подготовки
На начальном этапе подготовки наибольшую эффективность имеет разносторонняя тренировка. Чрезмерное применение узкоспециализированных упражнений зачастую приводит к замедлению роста спортивных результатов на последующих этапах.
В возрасте восьми-десяти лет организм спортсменов имеет более благоприятные возможности для развития гибкости, ловкости и быстроты. Большое значение на данном этапе подготовки имеет развитие ловкости. Она создает предпосылки для успешного освоения сложных в координационном отношении двигательных действий. Важно знать, что развитие ловкости на этапе начального обучения должно происходить, прежде всего, в направлении формирования ее базы, основы, в связи с чем на последующих этапах тренировки будет развиваться специальная ловкость футболистов. На данном этапе происходит обучение большому количеству всевозможных двигательных действий. Более приемлемым методом для воспитания ловкости на этом этапе является игровой. Воспитание ловкости (способность овладевать новыми движениями) подразумевает постоянное включение элементов новизны в изучаемые упражнения. С появлением автоматизации движений значение используемого упражнения для дальнейшего развития ловкости снижается. В качестве средств развития ловкости используют эстафеты в составе разнообразных движений (прыжки, бег, повороты, ловля и броски мячей), подвижные игры, акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, прыжки с кувырками, сочетание поворотов и кувырков), различные прыжковые упражнения (в длину, высоту, пятикратные, тройные, в приседе, с поворотом на 180°, 90° и т.д.), разнообразные беговые упражнения (по «восьмерке», скрестными, приставными шагами, по дугам вправо и влево, бег по меткам и т.д.). Упражнения для развития ловкости очень быстро приводят к утомлению. В связи с этим, целесообразно проводить их либо в начале тренировок, либо после перерыва для отдыха.
Наиболее благоприятные условия для развития гибкости появляются на этапе начальной подготовки, так как в этом возрасте организм детей более пластичен. В последующие периоды онтогенеза подвижность в сочленениях уменьшается в связи с окостенением хрящевых тканей. В процессе развития гибкости необходимо обеспечить широкое и гармоничное формирование подвижности всех суставов. Большее внимание при этом нужно уделять тем суставам и звеньям опорно-двигательного аппарата, которые несут основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности футболистов.
Ведущими средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание. В этом возрасте целесообразно использовать активный динамический режим упражнений. Этим требованиям соответствуют упражнения основной, вспомогательной гимнастики (общеразвивающие упражнения), которые избирательно воздействуют на различные группы мышц, суставы и связки (маховые движения конечностями, вращательные и круговые движения туловищем, в голеностопных и тазобедренных суставах). Активные упражнения отличаются характером выполнения: пружинистые и однофазные; фиксированные и маховые; без отягощений и с отягощениями.
Главный метод воспитания гибкости – многократное повторное выполнение упражнений с возможно полной, постоянно возрастающей, амплитудой движений. В упражнениях на гибкость темп выполнения задается в зависимости от характера движений, целевого назначения и от степени подготовленности занимающихся.
При воспитании быстроты, в первую очередь, уделяют внимание таким ее составляющим: быстроте отдельных движений, быстроте двигательной реакции, способности в небольшой промежуток времени увеличить темп движений. Основным считается игровой метод, который способствует проявлению естественных форм движений и нестереотипных способов их выполнения. Предпочтительны задания, выполняемые в виде ответов на заранее определенные сигналы (зрительные, звуковые). В этом возрасте пробегаемая футболистами дистанция (за одно повторение) не должна быть длиннее 15-20 м. Каждое последующее выполнение задания не должно приходиться на фазу неполного восстановления. На этом этапе скорость бега развивают посредством игры в футбол, а также упражнений, включающих выполнение технических приемов футбола. В целях поддержания интереса юных футболистов к выполнению двигательных заданий, их проводят в виде игровых упражнений и различных эстафет (рывки и ускорения с изменением направления движения, на короткие дистанции, в сочетании с прыжковыми упражнениями и т.д.).
На этапе начальной подготовки проводить занятия, направленные на развитие скоростно-силовых возможностей, скоростной и общей выносливости не рекомендуется. Эти качества совершенствуют, как правило, в рамках занятий комплексной направленности.
II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ФУТБОЛЕ
На протяжении всех этапов многолетней тренировки непрерывно идет обучение и совершенствование техники футболистов. Техническая подготовка представляет собой педагогический процесс, способствующий совершенному владению техникой игры.
Главные задачи технической подготовки: прочное освоение всего многообразия рациональной техники; обеспечение разносторонним владением техникой и умением сочетать в разной последовательности технические приемы, способы, разновидности; эффективное и надежное использование технических приемов в сложных условиях соревновательной деятельности.
К основным средствам решения задач технической подготовки относятся соревновательные и специальные упражнения. В процессе соревновательной деятельности (официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры) совершенствуется вся совокупность технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий. Специальные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с мячом) позволяют избирательно решать задачи обучения и совершенствоваться в отдельных элементах техники, в выполнении их вариантов, различных связок и т.д. Быстрому и правильному освоению изучаемого приема способствуют подводящие упражнения.
Эффективность средств технической подготовки футболистов во многом зависит от методов обучения. В процессе подготовки используют общепринятые методы физического воспитания: практические, словесные, наглядные.
Непосредственное формирование двигательных умений и навыков связано с комплексным применением средств и методов обучения. Однако конкретный выбор тех или иных средств и методов технической подготовки, их соотношение, последовательность, преимущественное использование зависят от целевых установок многолетней тренировки, задач этапов подготовки, возрастных особенностей и уровня подготовленности футболистов, условий обучения, сложности структуры изучаемых технических приемов и других факторов.
Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с мячом и передвижений, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеет систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике.
Оптимизация обучения во многом определяется принципом доступности, но не сводится только к использованию методических подходов «от простого к сложному» и «от легкого к трудному». Не менее важно учитывать и то обстоятельство, что вначале надо освоить основные приемы и способы ведения игры. И наконец, новые двигательные навыки быстрее формируются на базе ранее освоенных. Поэтому следует использовать естественную взаимосвязь и структурную общность различных технических приемов и способов. Таким образом, при определении оптимальной последовательности нужно, по возможности, учитывать все отмеченные обстоятельства, а не руководствоваться каким-либо одним.
В процессе ознакомления с различными техническими приемами и разучивания их, используют, в основном, фронтальную последовательность. Для каждого этапа многолетней тренировки юных футболистов обусловливают их целевой направленностью.
На этапе начальной подготовки главной задачей является ознакомление начинающих футболистов с основными техническими приемами. Успешное решение этой задачи способствует формированию у занимающихся стойкого интереса к футболу.
Обучение на данном этапе начинают с изучения техники передвижения: основных приемов бега, остановок, поворотов и прыжков. Параллельно юные футболисты знакомятся с приемами техники владения мячом и с основными способами их выполнения: ударами по мячу ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема); остановками мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой и бедром); ведением мяча (средней и внешней частью подъема); обманными движениями «уходом»; отбором мяча (отбиванием ногой в выпаде); вбрасыванием мяча из-за боковой (с места).
В зависимости от уровня предварительной подготовки юных футболистов и темпов обучения круг изучаемых приемов может быть расширен.
Безусловно, прогресс в технической подготовке немыслим без закрепления в начале обучения основ техники, так называемой школы техники. Для этого используют упражнения с некоторым варьированием усилий и скорости выполнения (без достижения максимальных величин). Все повторения надо выполнять с определенным целевым заданием.
Этап специализации связан с освоением всего многообразия современной техники. Юные футболисты более углубленно разучивают технические приемы, с которыми знакомились на предыдущем этапе, и приступают к изучению остальных приемов. Вратари изучают основные приемы техники: ловлю, отбивание и броски мяча. В процессе закрепления и совершенствования вырабатываются прочные навыки выполнения всех технических действий и формируются умения комплексно и эффективно применять эти навыки в условиях игры.
По мере усвоения технических приемов занимающиеся совершенствуются в: прямых и резаных ударах разными способами по мячам, летящим с различной траекторией и в разных направлениях; остановках мяча с переводами; ведении мяча разными способами; обманных движениях и их сочетаниях; отборе мяча в выпаде и в подкате; вбрасывании мяча на дальность. Вратари совершенствуются в ловле, отбивании и переводах мяча разными способами: без падения, в падении, в прыжке.
В конце этапа специализации (в отдельных случаях несколько раньше или позже) за футболистами обычно закрепляют игровые амплуа. Поэтому к совершенствованию приемов техники следует подходить дифференцированно и индивидуально.
Юные футболисты выполняют технические приемы владения мячом далеко не всегда стандартно: одни – за счет быстроты, другие – за счет ловкости, третьи – за счет силы. Задача индивидуализации подготовки состоит в том, чтобы правильно оценить достоинства и недостатки в технике, увидеть перспективу юного спортсмена, помочь ему развить сильные и подтянуть до необходимого уровня слабые стороны техники.
Современный футбол предъявляет повышенные требования к быстроте выполнения технических приемов, к динамичности усилий при высокой точности исполнения. Эти важные задачи (совершенствование двигательной структуры, развитие силы и быстродействия, воспитание меткости) необходимо решать параллельно, поскольку одновременный акцент на разных сторонах двигательного навыка дает больший эффект, чем акцент на каждой из этих сторон в отдельности.
Для этапа спортивного совершенствования характерно дальнейшая углубленная отработка технических приемов, доведение технических навыков до высшей степени автоматизма и адаптация футболистов к экстремальным условиям игры. Занятия все больше носят тренировочный характер и строятся в полном соответствии с условиями и режимом соревновательной деятельности. На данном этапе до 30% времени отводится на индивидуальную тренировочную работу. Причем занимающиеся не только осваивают отстающие элементы техники, но и совершенствуют наиболее эффективно выполняемые приемы.
Вследствие увеличения общего объема применяемых средств тренировки все большее значение получает использование одного упражнения для решения нескольких задач с учетом сопряженных воздействий. Подбирая специальные упражнения с мячом с различной величиной и направленностью нагрузки, можно совершенствовать технические навыки, повышать тактическое мастерство и целенаправленно развивать физические качества. Процесс обучения и совершенствования в различных элементах техники имеет специфические особенности.
III. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ФУТБОЛЕ
III.1. Этапы тактической подготовки
Тактическая подготовка футболистов предполагает решение конкретных оперативных задач, которые возникают в процессе взаимодействия с противником и партнером. При ее реализации большое значение приобретает умение принимать необходимые решения, позволяющие рациональным образом применять арсенал технических и тактических действий, которым располагают футболисты, для достижения победы над противником. Таким образом, в состав тактической подготовки должны быть включено владение спортсменами основным объемом тактических действий, позволяющий им максимально задействовать в игре специальные двигательные качества и способности, техническую оснащенность, теоретические знания и т.п.
Тактическая подготовка представляет собой педагогический процесс, который направлен на эффективное применение технических приемов футбола в условиях соревновательных или тренировочных игр посредством тактических действий, представляющих собой рациональный способ организации деятельности игроков с целью обеспечения победы над противником.
Понятие «тактическая подготовка» более емкое, чем понятие «обучение тактике». Можно хорошо знать теорию тактики футбола, но во время игры действовать малоэффективно в тактическом смысле. Усвоения даже всех тактических действий (командных, групповых, индивидуальных) еще недостаточно для ведения игры с высокой эффективностью. Процесс обучения тактике подразумевает необходимость добиваться взаимообогащающего единства техники и тактики.
Другими словами, тактическую подготовку понимают как совершенствование целесообразных способов решения двигательных задач, появляющихся в процессе соревновательной деятельности и совершенствование специальных возможностей, определяющих эффективность решения этих задач. Это определение позволяет посмотреть на тактическую подготовку с двух сторон: как на процесс обучения и совершенствования двигательных действий (приобретение умений, знаний и навыков), и как на процесс воспитания двигательных качеств, которые комплексно определяют специальные тактические возможности.
Выделяют несколько факторов, обусловливающих успешность технико-тактических действий футболистов. Во-первых – высокий уровень развития специальных интеллектуальных, перцептивных и психомоторных качеств (объем и переключение внимания, объем поля зрения, быстрота сложной реакции, быстрота ответных действий, ориентировка, быстрота принятия решения, тактическое мышление, перемещения и т.д.), обеспечивающих ориентацию в сложных игровых ситуациях и осуществление выбора приемлемого решения в данной ситуации. Во-вторых – высокая надежность исполнения технико-тактических приемов в сложной игровой обстановке. В-третьих - единство первого и второго фактора, проявляющееся в высокой степени владения навыками тактических действий (в основном, индивидуальных) в защите и нападении.
Таким образом, тактическая подготовка не сводится только к процессу обучения тактическим действиям. В основе успешных двигательных действий футболиста лежат специальные двигательные качества и способности (мышление, быстрота реакции, наблюдательность и т.д.), а также умение целесообразно применять различные варианты технических приемов. Что касается собственно тактических действий, то они являются некоей формой организации не только индивидуальных двигательных действий футболистов, но и групповых, командных, проявляющихся в условиях противоборства с соперником, что приводит к более полной реализации двигательных качеств, умений и навыков, приобретенных в процессе тренировок. Следовательно, тактическая подготовка как педагогический процесс условно разделяется на ряд этапов. Первый этап имеет направленность на совершенствование у футболистов определенных двигательных качеств и возможностей, лежащих в основе успешных тактических действий.
Общеизвестно, что, прежде всего, тактика команды состоит из целесообразных индивидуальных действий каждого футболиста в отдельности. В этой связи принято считать, что индивидуализация тактики – это не только одно из средств совершенствования интегральной подготовки, но и, в сущности, начальный этап обучения тактике. После этого только тренер может переходить к изучению групповых и командных тактических действий. Другими словами, в процессе совершенствования командной и групповой тактики тренер должен комплексно развивать и воспитывать психические качества каждого игрока для решения задач тактической подготовки. Широко применяемыми средствами являются подвижные игры, различные упражнения, эстафеты, требующие проявления скорости реакции, быстроты ответных действий и ориентировки, переключения с одних действий на другие, наблюдательности и сообразительности. Самым благоприятным периодом для развития этих качеств является возраст от восьми до одиннадцати лет.
Следующий этап направлен на воспитание тактических умений при обучении футболистов двигательным действиям. Обучение должно строиться таким образом, чтобы при выполнении игровых упражнений проявлялось единство тактики и техники. Для достижения этого существует два пути. Первый предполагает «соединение» технического приема с двигательными качествами и способностями по мере его изучения, что обусловливает успешную реализацию тактических действий. Второй путь подразумевает применение на этапе освоения технического приема в усложненных условиях системы дополнительных трудностей, способствующей воспитанию тактических умений. Это содействует развитию тактических способностей и освоению технических приемов, таким образом, изучение и совершенствование элементов техники становится теснее связанным с тактикой. Некоторые технические приемы включают тактические разновидности, их отдельные этапы, при этом создавая фундамент системности процесса тактической подготовки.
Приведенное обстоятельство имеет большое значение еще и потому, что в похожих случаях процесс тактической и технической подготовки будет проходить целенаправленно, монолитно, системно и время, затрачиваемое в учебно-тренировочном процессе на техническую подготовку, будет способствовать также совершенствованию тактической подготовленности футболистов. В тех же случаях, когда техническая подготовка происходит только по принципу обучения «чистой технике», даже хорошо подготовленные технически футболисты не смогут выполнять в игре простейших тактических комбинаций.
Для того, чтобы процесс технической подготовки был эффективным, следует объяснять спортсменам значение элементов технических приемов в тех или иных тактических действиях. Тренировку по технике необходимо, по мере возможности, проводить с использованием разновидностей встречающихся на практике тактических комбинаций, чтобы занимающиеся могли многократно повторять определенные варианты технических приемов в их тактическом оформлении. Это повышает практические результаты процесса тренировки. Важно понимать то, что главную роль играет не сложность, простота упражнения, или его популярность. Решение двигательных задач реализуется при помощи упражнений, предназначенных для развития психических качеств, являющихся компонентами тактических возможностей. При такой направленности тренировки футболист обязан не только следить за выполнением задания на высоком техническом уровне, но и уметь сводить эти составляющие техники в единое целое, используя их рационально.
Другими словами, ситуация, в которой происходит обучение и совершенствование приемов техники, должна формировать такие условия мышления футболистов, чтобы оно имело два направления: а) совершенствование приемов техники; б) выбор вариантов технических приемов, необходимых в определенной тактической ситуации.
В таких условиях мышление футболистов в процессе использования того или другого варианта технического приема совершенствуется и, вследствие этого, позволяет ему воплотить технический прием творчески, а не механически. Такое положение развивает у спортсменов еще и умение ориентироваться в конкретной тактической ситуации.
Во время обучения и тренировки задания по технике постепенно затрудняют, создавая этим самым предпосылки к развитию гибкости мышления. Так, например, во время изучения технического приема добавляют одного, затем двух активных соперников, которые, противодействуя игроку, выполняющему прием, организуют для него более сложную ситуацию. В этом случае футболист, выполняющий технический прием, кроме двигательных действий в создавшейся ситуации должен проявить и большую изобретательность, которая переходит в разряд психического качества лишь в результате постоянной систематической тренировки. Формирование с самого начала подобных условий, при соблюдении дидактического принципа от простого к сложному, способствует использованию всего периода обучения техническим приемам для целенаправленного совершенствования психических качеств, способствующих успешной тактической деятельности футболиста. Данный этап совершенствования тактической подготовки футболистов присущ учебно-тренировочным группам первого-третьего года обучения (возраст – одиннадцать-четырнадцать лет).
В старших учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования тактическая подготовка переходит к третьему этапу. Его задача – освоение тактических действий своей команды: в защите и нападении, командных, групповых, индивидуальных. В первую очередь здесь применяются упражнения игровые, тактические, двусторонняя игра.
В развитии тактической компетентности футболистов, помимо приведенных методов и средств, одну из ключевых позиций занимают вопросы освоения тактических комбинаций и их элементов. Четкое, слаженное выполнение вспомогательных средств повышения тактического мастерства команды и отдельных игроков еще не гарантирует достижения высоких тактических показателей, основными средствами все же остаются практические занятия. С самого начала тренировок совершенствование тактической подготовленности не должно противоречить воспитанию тактического мышления. Напротив, элементы тактики должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы, влияя одно на другое, сформировать целостное тактическое мышление спортсмена.
Усвоение тактических действий, комбинаций и вариантов происходит двумя путями: а) индивидуальная тактическая подготовка; б) групповая, командная тактическая подготовка. Посредством индивидуальной тактической подготовки закладываются прочные основы групповых и командных взаимодействий; индивидуальные навыки тактической подготовки являются фундаментом защитных и наступательных групповых и командных взаимодействий. Таким образом, по своей сути тактика представляет собой одновременные взаимодействия группы игроков, направленные на успешное решение той или иной задачи. При решении индивидуальных тактических задач подразумевается, что происходит тактическое развитии спортсмена, его личности, что он сможет в нужное время определенным образом применить свои индивидуальные тактические умения, знания и гармонически взаимодействовать с партнерами, командой.
В процессе тактической подготовки должны в равной степени совершенствоваться и защитные, и наступательные действия. Большое внимание уделяется развитию умения мгновенно переключаться от одних движений к другим, от нападения к защите, от одних тактических взаимодействий к другим. Обучение футболистов тем или иным вариантам тактических действий должно соответствовать общепринятым образцам, принимая во внимание возможности команды. Этот процесс, конечно, не должен сводиться лишь к механическому заучиванию тактических комбинаций и действий, так как может произойти задержка формирования творческой мысли футболистов и команды в целом. Тактическая подготовка в футболе сама по себе является творческим процессом. Развивая необходимость тактического мышления, игрок всегда должен уметь приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.
Несмотря на широкую распространенность многочисленных средств развития тактических и психологических качеств, основными в тренировке футболистов все же являются групповые и командные взаимодействия. В футболе обучение им начинается по мере того, как спортсмены овладеют основными приемами техники. Только в этом случае у них закрепляются нужные качества в такой степени, что они имеют возможность в игровых и соревновательных условиях сделать свои тактические действия целенаправленными, осмысленными, подчиненными общим интересам своей команды. В том случае, когда футболист с раннего возраста не привыкает к групповым и командным тактическим действиям, не совершенствуется в тактическом мышлении, на последующих этапах тренировки у него обязательно возникнут большие проблемы. Даже при достаточной технической подготовленности, он не сможет проявить свои положительные стороны в условиях напряженной тактической борьбы. Развитие творческой инициативы при изучении групповых и командных действий нужно еще и для того, чтобы способствовать адекватному восприятию действий соперника в ходе игры. Это позволяет без особых усилий перестроить схему ведения игры собственной команды.
Совершенствованию тактического мышления способствуют также совместные тренировки, товарищеские и контрольные игры с сильнейшими командами. Для юношеских и юниорских команд очень полезны совместные тренировки с футболистами старшего возраста. На этих тренировках младшие получают возможность знакомиться с разнообразными тактическими приемами, видеть, воспринимать, применять их на практике.
Также важна организация просмотров игр сильнейших отечественных и зарубежных футбольных команд. На учебных просмотрах можно увидеть новые командные, групповые, индивидуальные тактические действия, познакомиться с современными тактическими вариантами комбинаций, применяемыми в играх. Чтобы правильно организовать просмотр, сделать его более осмысленным, целенаправленными, необходимо произвести запись всей игры, заранее выделить ее ключевые моменты, продумать необходимый разбор и коментарий таких эпизодов, вовлекая в активное обсуждение юных футболистов. Далее необходим анализ тактических взаимодействий игроков наблюдаемых команд применительно к обстановке, сложившейся в данный момент на поле. Особое внимание при этом уделяется не столько результату игры, сколько техническим действиям и физическим возможностям футболистов. Таким образом, тактическая подготовка является одним из ключевых видов многолетней спортивной тренировки, требующей серьезного, творческого и повседневного труда.
III.2. Характеристика тактической подготовки
Тактическая подготовка, как и любой другой педагогический процесс, направлена на решение конкретных задач:
1. создание предпосылок для качественного обучения тактике футбола (совершенствование необходимых качеств и способностей);
2. формирование тактических умений в процессе изучения технических приемов;
З. обеспечение высокой надежности применяемых технических приемов в изменяющихся условиях игры;
4. создание условий для овладения основами индивидуальных, групповых и командных тактических действий в защите и нападении;
5. совершенствование тактических умений с учетом особенностей игровых функций (амплуа) футболистов в команде;
6. формирование умений эффективного использования технических приемов и тактических действий в зависимости от конкретных игровых условий (внешние условия, состояние соперника, партнеров);
7. развитие способностей к быстроте переключений двигательных действий – от нападения к защите и наоборот;
8. изучение противника, его тактического арсенала, технической и психологической подготовленности;
9. изучение тактики сильнейших отечественных и зарубежных команд.
При решении этих задач используются разнообразные средства. Главную роль в тактической подготовке играют, разумеется, тактические упражнения (индивидуальные, командные, групповые), двусторонние игры, календарные и контрольные матчи, теоретические занятия по тактике футбола. Не меньшее значение имеют подготовительные упражнения, направленные на развитие быстроты реакции, ориентировки; упражнения на скорость переключения с одних двигательных действий на другие; спортивные и подвижные игры, специализированные эстафеты, упражнения для совершенствования техники (повышение гибкости и надежности навыков).
В тактической подготовке применяются те же методы, что и для решения задач технической подготовки (естественно, с учетом специфики развития тактики). Так, во время демонстрации тактических действий используют фильмы, кинокольцовки, макеты футбольного поля. При использовании обучения в упрощенных условиях, сложные взаимодействия изучают по частям, применяя ориентиры, сигналы и т.п. Условия выполнения упражнений усложняют при помощи специальных устройств и приборов (тренажеры, специальное оборудование и т.д.). С использованием сопряженного метода на переднем плане находится тактика, однако дозировка упражнений и условия их проведения направлены на совершенствование техники игры.
На этапе закрепления освоенных тактических действий используют метод анализа действий своей команды и соперника. При этом используются видеозаписи игровых эпизодов, киносъемка. Часто в тактической подготовке применяется метод моделирования тактических действий соперника (всей команды в целом или отдельного игрока). При совершенствовании тактики важную роль играет метод переключения тактических действий, заключающийся в быстрых переходах от нападающих действий к защитным и от защитных – к нападающим. В этом методе эффективны упражнения с многократными переключениями в ответ на определенный сигнал в условиях ограничения времени.
В многолетней тренировке спортсменов тактическая подготовка взаимосвязана с другими видами подготовки. Например, с физической подготовкой эта связь проявляется в использовании спортивных и подвижных игр, целенаправленном развитии общих и специальных двигательных качеств, содействии овладению (в общих чертах) командными и групповыми взаимодействиями, используемыми в футболе (при выполнении упражнений с набивными мячами – направление передач и перемещений, расположение и занимаемые позиции футболистов).
При организации тактической подготовки имеет определенное значение выбор двигательных реакций в ответ на ситуацию (сигнал), взаимодействие футболистов при выполнении подводящих упражнений, упражнений для совершенствования техники, технических приемов при исполнении тактических действий.
В ходе теоретической подготовки тренер должен уделять внимание изучению тактических взаимодействий игроков своей команды, а также игроков команды соперника, опыту ведущих российских и иностранных команд.
При реализации интегральной подготовки взаимосвязь различных ее видов способствует целесообразной постановке задач и установок в учебных двусторонних играх, подбору спарринг-партнеров для товарищеских и контрольных игр, формированию установок на календарные игры и последующих разборов игр, анализу действий футболистов.
В современном футболе существует тенденция увеличения скорости игры и усложнения тактических действий. В связи с этим, важно научить футболистов контролировать позиции игроков (своих и чужих) на поле, механические характеристики полета мяча, предвосхищать действия партнеров и «читать» замыслы соперника, своевременно анализировать сложившуюся ситуацию на поле, и, выбрав более адекватное действие, эффективно осуществить его.
Таким образом, можно сформулировать основные требования к тактической подготовке в современных условиях развития футбола: постоянное внимание совершенствованию специальных возможностей и качеств; установление рациональной последовательности обучения техническим приемам, их сочетаниям и чередованиям; воспитание умения реализовывать развиваемые тактические качества и способности в ходе исполнения технических элементов; формирование тактических возможностей в процессе изучения технических приемов; определение рациональной последовательности обучения тактическим действиям (индивидуальным, групповым, командным) в защите и нападении с учетом алгоритма обучения техническим приемам в защите и нападении; совершенствование навыков применения тактических действий в рамках интегральной подготовки (система заданий и установок в учебных играх, взаимосвязь технической и тактической подготовки, установки в контрольных, товарищеских играх и соревнованиях).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка направлена на расширение кругозора учащихся в области теории тренировки футболистов и не подменяет собой необходимости практических занятий и тренировок. Ее содержание может быть использовано как в самостоятельной работе учащихся по физическому воспитанию, так и в качестве теоретической подготовки в тренировочной деятельности футболистов техникума.
В методической разработке представлены наиболее важные разделы тренировки начинающих футболистов (физическая, техническая и тактическая подготовка), являющиеся основой становления и дальнейшего развития мастерства в футболе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Терра-спорт: Олимпия пресс, 2006. – 271 с.
Голдблатт Д. Энциклопедия футбола: Самая полная информация об игре. – М.: АСТ: Астрель, 2003. – 496 с.
Голомазов С.В. Теория и методика футбола: Техника игры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 471 с.
Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов. /К. Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо; [пер. с нем. В.П. Котелкина]. – М.: ФиС, 1976. – 252 с.
Гриндлер К. Физическая подготовка футболистов: пер. с нем. /К. Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо. – М.: ФиС, 1976. – 231 с.
Джоунз Р. Футбол: Тактика защиты и нападения. /Робин Джоунз, Том Трэнтер. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 130 с.
Качани Л. Тренировка футболистов. / Качани Л., Горский Л. – М.: ФиС, 1984. – 246 с.
Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов. – Киев: Олимп. лит., 2003. – 271 с.
Взаимосвязь развитие физических качеств и формирования двигательных навыков в процессе физического воспитания на занятиях футболом
Плон Б.И. Новая школа в футбольной тренировке. – М.: Олимпия: Человек, 2008. – 241 с.
Подготовка молодого футболиста. / [Сокращ. пер. с венг. В. Н. Крылова]. Под ред. Яноша Палфаи. – М.: ФиС, 1973. – 215 с.
Романенко А.Н. Книга тренера по футболу. /Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. – Киев: Здоров'я, 1988. – 254 с.
Романенко А.Н. Тренировка футболистов. /Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. – Киев: Здоров'я, 1984. – 288 с.
Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов. /В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 191 с.
Теория и методика футбола. /[под общ. ред. К.И. Адамбекова]. – Алматы: Елнур, 2007. – 287 с.
Теория и методика футбола: /под общ. ред.: В.П. Губа, А.В. Лексакова. – М.: Сов. спорт, 2013. – 535 с.
Цирик Б.Я. Футбол. /Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. – М.: ФиС, 1999. – 294 с.
Чирва Б.Г. Футбол. Обучение базовым элементам тактики зонного прессинга. – М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 214 с.
Чирва Б.Г. Футбол: Концепция технической и тактической подготовки футболистов. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 334 с.
Шамардин А.И. Функциональная подготовка футболистов: учеб. пособие /Шамардин А.И., Солопов И.Н., Исмаилов А.И.; ВГАФК. – Волгоград, 2000. – 151 с.
ИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ФУТБОЛИСТА
ПЛАН: 1. Характеристика физических качеств.
2.Выносливость.
3. Быстрота и скоростные возможности.
4. Скоростно-силовые качества.
5. Ловкость (координационные способности) и гибкость.
6. Динамика развития физических качеств у юных футболистов.
-1-
Отличительными особенностями современного футбола является возросшая интенсивность игры и жесткая атлетическая борьба по всему полю. Эти особенности являются следствием не только рационализации техники и тактики, но прежде всего более высокого уровня физической работоспособности футболистов.
Физическая подготовка – одна из важнейших составляющих спортивной тренировки. Различают общую, функциональную и специальную физическую подготовку. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, положительно влияющих на достижения футболиста и обеспечивающих эффективность тренировочного процесса. Функциональная физическая подготовка ориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы по развитию специальных двигательных качеств. Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой футбола и особенностями соревновательной деятельности.
Функциональная подготовленность служит фундаментом, основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей. Под ней подразумеваются функциональные возможности футболиста, проявляемые в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способность организма к перенесению больших специфических нагрузок, к интенсивным процессам восстановления.
Специальная подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем непосредственно определяющих достижения в футболе.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить следующие физические качества и их комплексные проявления, высокий уровень которых необходим футболистам:
Выносливость: а)общая (аэробная); б)смешанная (аэробно-анаэробная); в)скоростная дистанционная (анаэробная гликолитическая); г)скоростная спринтерская (анаэробно креатинфосфатная).
Скоростные способности: а)стартовая скорость; б)дистанционная скорость.
Скоростно-силовые качества.
Гибкость.
Ловкость.
- 2 -
Выносливость футболиста – это его способность проявлять максимальную работоспособность и удерживать её в определённых игровых режимах, сохраняя эффективность технико-тактических действий. Поскольку двигательная деятельность футболистов во время матча весьма разнообразна как по технике, так и по интенсивности передвижения, то выносливость будет определяться широким диапазоном биохимических реакций, происходящих в организме спортсмена: аэробных (общая выносливость), аэробно-анаэробных (смешанная выносливость) и анаэробных (скоростная выносливость).
Общая выносливость – это способность длительно выполнять различные виды работ на уровне умеренной или малой интенсивности.
Показателями общей выносливости футбола являются:
способность поддерживать заданный темп игры до последней минуты матча;
стабильность скорости рывков и ускорений на протяжении всей игры и особенно в конце тайма;
сохранение на высоком уровне в течении всей игры точности выполнения игровых приёмов;
Специальная выносливость футболиста характеризуется:
стабильностью выполнения технических специфических действий (передач, ударов, приёмов мяча и т.д.);
степенью сохранения или увеличения целесообразной двигательной активности.
Скоростную выносливость можно определить как способность поддерживать высокую скорость во время длительного повторного выполнения работы на дистанциях от 15 до 60-100 м. у взрослых и от 5-10 до 30-50 м. у юных футболистов.
Высокий уровень выносливости обеспечивается комплексным проявлением отдельных свойств и способностей её определяющих в условиях, характерных для конкретной соревновательной деятельности.
- 3 -
Скоростные возможности в значительной мере обусловлены уровнем развития элементарных форм быстроты, проявляющейся в латентном времени двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений.
Быстрота футболиста – это способность игрока выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в максимально короткие отрезки времени.
При пробегании футболистами отрезков с максимальной скоростью можно выделить две фазы: стартовое ускорение и дистанционная скорость.
Скорость передвижения футболиста зависит от того, насколько быстро он способен стартовать, разогнаться после старта, набрать абсолютную скорость, выполнить рывково-тормозные действия, переключиться от одного действия к другому.
Результат игровых действий футболистов в большинстве случаев зависит от того, насколько быстро нападающий может оторваться от опекуна, а защитник – перехватить форварда. Основные дистанции в футболе, которые футболисты пробегают с максимальной скоростью, составляют отрезки от 7-15 до 20-30 м. Но игровые ситуации в современном футболе часто требуют после ускорения быстро набрать максимальную скорость и сохранить ее на дистанции 50-60м. Кроме этого в процессе игры приходится резко тормозить и вновь начинать движение под любым углом к первоначальному движению. Скорость стартового разгона зависит от частоты и длины шагов, а также от времени опорной реакции при отталкивании.
Одно из основных требований современного футбола – скорость работы с мячом, т.е. скоростная техника.
- 4 -
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Футболист имеет дело с собственным весом и весом мяча. Начало движения, ускорение, остановка, изменение направления движения, прыжок, удар по мячу – во всех случаях сила носит динамический характер. В основном во время игры футболисты проявляют скоростно-силовые качества – комплексное сочетание силы и быстроты.
Скоростно-силовые качества футболистов определяются их способностью выполнять движения, связанные с каким-либо силовым сопротивлением в минимальный отрезок времени при сохранении оптимальной амплитуды движения. К этим силовым противодействиям можно отнести:
преодоление силы тяжести и веса тела самого спортсмена (прыжки в высоту; прыжки в длину – во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону – у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.д.);
преодоление силы, связанной с ударами по мячу, вбрасыванием мяча;
преодоления силы вызванной силовым сопротивлением (единоборством) соперника.
- 5 -
Ловкость – сложное комплексное качество, которое характеризуется, во-первых, способностью быстро осваивать двигательные действия и, во-вторых, способность быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки игры.
Ловкость футболиста проявляется прежде всего в действиях с мячом и без мяча, в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударом по мячу, требуют от игроков самого широкого проявления координационных способностей.
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Гибкость зависит от формы сустава, эластичности мышечно-связочного аппарата и состояния нервной системы. в футболе она появляется при выполнении сложных технических приемов (удары по летящему мячу и удары в падении; отбор мяча в выпаде, шпагате, подкате; игровые действия вратаря в падении и т.д.).
При недостаточной гибкости у спортсменов:
замедляется темп приобретения двигательных навыков;
чаще возникают повреждения;
не полностью используются двигательные качества;
ограничивается амплитуда движений, что снижает быстроту действий и приводит к повышенному напряжению мышц.
- 6 -
Выносливость. Общая выносливость у юных футболистов с возрастом увеличивается. Причём это увеличение носит неравномерный характер. Несущественный рост её величины на этапе начального обучения (возраст от 8 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 16 лет (этап специализации). После 16 лет (этап спортивного совершенствования) наблюдается снижение темпов прироста общей выносливости. Увеличение аэробного компонента выносливости, связанное с естественным приростом, а также с воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, заканчивается в основном к 20-21 году.
Существенная динамика скоростной выносливости наблюдается в возрасте 12-15 лет. Естественный прирост скоростной выносливости заканчивается к 18-19 годам, и её уровень составляет 90-95% соответствующего уровня взрослых футболистов.
Скоростные возможности. Скорость бега у юных футболистов значительно увеличивается с 8-летнего возраста и, по существу, к 17-18 годам достигает уровня взрослых футболистов. За период подготовки (от 8 до 18 лет) скоростные возможности юных футболистов повышаются в среднем на 20-25%. Изменение скорости бега с возрастом происходит неравномерно. Этап начального обучения не отличается выраженным ростом скоростных способностей. Прирост скорости бега на этом этапе не превышает 3-4%. Наибольший прирост её величины заметен в период с 11 до 15 лет. Так, прирост скорости бега на 15 и 30 м. в этот период составляет около 17%. Это говорит о том, что этап специализации является предпочтительным с точки зрения воспитания скоростных возможностей юных футболистов.
На период от 15 до 18 лет приходится около 5% прироста этого физического качества. Факт стабилизации скорости бега у 17-18-летних футболистов на уровне взрослых квалифицированных спортсменов говорит о том, что в дальнейшем значительного естественного прироста скорости не предвидится и можно лишь совершенствовать её в процессе круглогодичной тренировки.
Скоростно-силовые качества. В период от 8 до 11 лет темпы прироста скоростно-силовых качеств незначительны и не превышают 7-8%. Это связано с низкими возможностями детей данного возраста.
Этап спортивной специализации характеризуется ускоренными темпами роста рассматриваемого качества. Существенный прирост скоростно-силовых качеств на этом этапе объясняется повышением скоростных качеств (особенно быстроты, темпа движения) в возрасте от 10-11 до 13-14 лет и естественным ростом силовых возможностей детей и подростков 14-16 лет. Эту зависимость и закономерность повышения скоростно-силовых качеств необходимо учитывать при выборе средств и методов при их воспитании.
Этап спортивного совершенствования характеризуется снижением темпов прироста скоростно-силовых качеств. Рост скоростно-силовых качеств стабилизируется к 19-20 годам.
Анализ динамики развития физических качеств у юных футболистов разного возраста показывает следующее:
с возрастом, начиная с этапа начальной подготовки, все физические качества имеют тенденцию к росту;
на этапе наибольшего естественного роста оптимальное воздействие тренировочной нагрузки может ускорить прирост данного качества;
стабилизация показателей разных физических качеств на уровне взрослых футболистов происходит в разных возрастных группах: скорость достигает наивысших показателей в возрасте 16-17 лет, скоростная выносливость и скоростно-силовые качества – к 18-19 годам, общая выносливость и сила – к 20-22 годам.
наиболее благоприятный возраст для воспитания скорости бега – 11-13 лет, скоростно-силовых качеств – 13-15 лет, общей выносливости – 12-16 лет, силы – 15-18 лет (46,50,52).