Организация класса | - Здравствуйте, ребята. Тише, тише ,тишина ! Разговаривать нельзя Тихо сядет первый ряд, Остальные постоят. Тихо сядет ряд второй, Подружившись с тишиной. Сядет третий ряд у нас, Тишиной наполнив класс Мы урок начнем сейчас. | Дети выполняют требования учителя, настраиваются на работу. |
Подготовка к встрече с новым произведением | - Посмотрите на доску. (Демонстрация портрета Г.Х. Андерсена) - Вам знаком этот писатель? - Кто может назвать его имя и фамилию? - Да, имя этого писателя Ганс Христиан Андерсен. - О чём вы сразу подумали, увидев его портрет? - Какие произведения Андерсена вы уже читали? - Какие они все по своему характеру, по настроению? - Послушайте рассказ о жизни и творчестве этого автора. - 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Маленький Ганс рос очень пугливым ребёнком. И после того, когда другие дети рассказывали, как в обычных школах их бьют учителя за непослушание, он напрочь отказался туда вступать. Уговоры матери, крики отца ни к чему не привели. И тогда сына отдали в благотворительную школу. С раннего детства Ганс Христиан увлекался кукольным театром. Из всевозможных подручных материалов мастерил кукол и приглашал на представление соседских детей. Отец мальчика прожил недолго, и Гансу пришлось в раннем возрасте зарабатывать себе на пропитание. Сначала будущий писатель работает помощником портного, потом судьба заносит его на сигаретную фабрику. В 14 лет юноша едет покорять столицу Дании – Копенгаген. Он мечтает стать знаменитым. Работает там в театре, но вскоре его увольняют. Ганс был не привлекателен внешне и главных ролей ему не досталось. Нос помощью добрых людей, Ганс поступает в известную датскую школу. Учёба давалась парню не очень легко. Он даже не полностью осилил письмо. Но это не сломило его на пути к славе. В 1833 году он выпускает свой первый фантастический рассказ, за который получает премию от самого короля. Это окрыляет Андерсена, и он решает связать свою жизнь с литературой. Начинает писать всевозможные произведения, среди которых огромное количество сказок, принёсших автору мировую известность. - Как вы думаете, с какой сказкой мы познакомимся? - Сегодня мы познакомимся с этой сказкой. - Чего вы ждёте от встречи с ней? - Как вы думаете, кто будет героями произведения? | - Г. Х. Андерсен. Дети высказывают своё мнение. - Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Русалочка. Дети внимательно слушают рассказ учителя о писателе. Дети делают предположения, ставят учебную задачу. |
Работа над новым произведением | Работа с текстом до чтения - Ребята, давайте вспомним героев сказок Андерсена, отвечая на вопросы викторины. Крошечная девочка, Я сошла с цветка. Жизнь казалась дивною В алых лепестках. Только душу нежную Заперли во тьму. Звери злые, жадные, Вам она к чему? Мне б на небо синее Хоть разок взглянуть. Попрощаться с солнышком И навек уснуть. Слышу: в небе звонкая Песенка твоя. Ласточка родимая! Ты нашла меня. Стойкий маленький солдатик, Он стоит, как акробатик, На единственной ноге В оловянном сапоге. Стойкий, маленький, прямой, Всё снесёт он, как герой. От судьбы не убежит, В жарком пламени сгорит. Нежная девочка с рыбьим хвостом, Пеной морскою станет потом. Всё потеряет, любви не предав, Жизнь за неё отдав. - Откройте учебники на странице 197. - Рассмотрите иллюстрацию к сказке. - Кто на ней изображён? - Посмотрите на экран. Прочитайте глазками ключевые слова. - А теперь, как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке? Кто будут её герои? - Что надо сделать, чтобы проверить правильность наших предположений? - Давайте приступим к чтению. Работа с текстом во время чтения - Читать будем вслух по цепочке, громко и отчётливо, чтобы все ребята в классе вас слышали. И как всегда будем комментировать прочитанное. (После чтения каждой части задаю детям вопросы) - На ком хотел жениться принц? - Какой должна быть принцесса? - С какой проблемой столкнулся принц? - Почему принц был огорчён? - Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса? - Как выглядела эта принцесса? - Кто решил проверить принцессу? - Сколько тюфяков положили на кровать? - А сколько было было перинок? - В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? - Что было с принцессой той ночью? - Куда попала горошина? - А теперь объясним значение некоторых слов: -
тюфяк – мешок, набитый сеном и служащий матрасом; -
перина – мешок, набитый пухом или перьями; -
почивала – спала; -
гагачий пух –пух, собираемый в гнёздах утки гаги; -
кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов. | Дети внимательно слушают задания учителя. - Дюймовочка. - Оловянный солдатик. - Русалочка. Рассматривают иллюстрацию. Читают ключевые слова. Делают повторные предположения. Формулируют учебную задачу. Дети читают по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. Дают толкование слов. |
Физкультурная пауза | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Дети выполняют упражнения синхронно с учителем. |
Итог урока | - Подведём итог урока. - Какую сказку читали на уроке? - К какому типу сказок относится «Принцесса на горошине»? - Какой вы себе представили прицессу? - А вы уверены в том, что принцесса была настоящей? - Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? - В каких жизненных ситуациях можно употреблять выражение «Принцесса на горошине»? Приведите примеры. - Чему учит сказка Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»? - Посмотрите на экран и продолжите эти предложения. Мне удалось … Мне понравилось … Я хочу похвалить себя за… Я могу поблагодарить … за … | - Принцесса на горошине. - Бытовая сказка. - Дети описывают героиню. - Нет. Дети рассуждают. Дети приводят примеры. Дети делают выводы. Дети осуществляют самооценку своей деятельности на уроке. . |