СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока литературного чтения 

Просмотр содержимого документа
«Г.Х. Андерсен «Русалочка»»

Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка»


Цели: Сопоставить внутренний мир героини с внешними

проявлениями.

Развивать способность детей к самопониманию в

области своих чувств и отношений, к сочувствию,

пониманию других людей.

Воспитывать художественный вкус


Оборудование: интерактивная доска, план характеристики героя (карточка для каждого обучающегося), учебник литературного чтения


Ход урока

I. Организационный момент


II. Урок чтения предлагаю начать с игры. Назовите

недостающие слова в названиях произведений.


(Принцесса) на горошине

(Гадкий) утенок

Дикие (лебеди)

Оле (Лукойе)

(Сундук) самолет

(Снежная) королева

- Молодцы!

- Почему эти произведения оказались в одном списке?

(Это сказки Х.К.Андерсена)

- Какие сказки Андерсена знаете еще?

Расскажите, что узнали о жизни и творчестве автора.

(Дети рассказывают то, что запомнили из предыдущих уроков)


III. Сообщение темы и цели. (Слайды 1, 2)

Сегодня продолжим разговор о творчестве Г.Х. Андерсена и на сказку «Русалочка» посмотрим свежим взглядом. Андерсен - великий мастер слова. Его произведения надо читать очень внимательно, вчитываться и вдумываться в значение каждого слова, так как каждое слово заключает в себе великий смысл. Вот в этом мы и попробуем сегодня разобраться.


-Назовите главных героев сказки. (Дети называют).

-Кто из них вам понравился больше? (Дети высказывают свои мнения и доказывают).

-Расскажите, почему вам симпатичен тот или иной герой?


Будем анализировать поступки героев, характеризовать их, говорить о внутреннем мире героев сказки.

В помощь предлагаю план характеристики героя произведения.

(Слайд 3)

1. Где живёт герой?

2. Чем занимается?

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Что думает о нём автор?

6. Что вам понравилось или не понравилось в герое?


-В ваших суждениях прозвучало, что Русалочка красивая.

Как же вы это определили? (Дети говорят, что сам автор называет ее красивой, по описанию внешнего вида можно также судить о ее красоте)


IV. Работа с учебником.

- Каким показывает море Андерсен?

- Почему? (Показывает, что живут герои спокойно, живёт тихий добрый народ. Бури происходят только на поверхности моря, а внизу всегда прозрачная - прозрачная вода.)


Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Какие литературные приёмы использует автор? (Слайд 4.)

«Цветные» слова:

вода - синяя-синяя, прозрачная- прозрачная;

песок – белый;

жемчужины – сияющие;

окна – чистый янтарь;


Эпитеты:

деревья - невиданные

окна - высокие стрельчатые

стебли – гибкие;

дно – голое;

солнце - ясное


Сравнения:

вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло; (Слайд 5)


- Зачем же Русалочке хотелось подняться на поверхность, уйти из этого спокойствия? (с.88, ч.2) (Слайд 6)

- Что же подтолкнуло русалочку пойти к ведьме? (Любовь к принцу) (Слайд7)
- Как автор описывает жилище ведьмы? (Ответы детей) (Слайд 8)
- Как вы думаете, какие чувства испытывала русалочка, когда находилась во владениях ведьмы? (В испуге остановилась, сердечко забилось от страха).
- Было ли у нее желание остановиться и вернуться назад?
- Как вы думаете, почему она этого не сделала?


- Какую плату запросила ведьма?
- Почему русалочка не решилась войти в отцовский дворец? (Она была немая и собиралась покинуть отцовский дом).
- Как вы думаете, какие чувства она испытывала в этот момент? (Ей было больно, грустно и жалко, что придется покинуть дом, «Сердце готово было разорваться от тоски»)
- Какой эпизод вам больше всего понравился и почему?
- Какой эпизод вас заставил переживать?


Найдите в тексте и прочитайте описание внешности Русалочки.


  1. Кожа нежная и чистая, как лепесток розы;

  2. Глаза синие и глубокие, как море;

  3. Белые прекрасные руки;

  4. Прелестное лицо;

  5. Чудный голос;

  6. Длинные густые волосы;

  7. Говорящие глаза;

  8. Розовые губы;

  9. Плавная походка. (Слайд 9)


- При помощи каких языковых средств автор показал внешнюю красоту Русалочки?

(Сравнение, олицетворение, эпитеты.)

- Чего больше? (Эпитетов)

-Следовательно, при помощи эпитетов можно показать внешнюю красоту человека.

Андерсен желает показать, как всепоглощающая сила любви и благородства помогает Русалочке преодолевать все трудности на ее пути, ради достижения поставленной цели. Это любовь наделила ее такими качествами как:

решительность,

смелость,

настойчивость.

благородство,

непокорность,

умение прощать и любить преданно.

Русалочка жила в спокойствии и заботе. Ее очень любили родные. Их отношения строились на доверии друг к другу, поэтому и росла Русалочка тихая и спокойная, пока не встретила свою любовь. На этом ее спокойствие закончилось.

Чистая и светлая любовь Русалочки к принцу помогла ей найти выход из сложившейся ситуации. Она предпочла погибнуть сама, нежели погубить принца и сделать несчастными еще многих. Белый цвет оставляет хоть какую то надежду на чудо. И действительно, чудо случилось. Андерсен подарил Русалочке еще одну жизнь, в которой она будет так же как и раньше приносить людям радость и счастье.


Теперь поговорим о принце.

- Найдите в сказке детали, характеризующие его внешность и внутренний мир.

Принц

Как считала русалочка, красивее всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему было не больше 16 лет. Он пожимал всем руки и улыбался.

У принца были прекрасные волосы, которые прикрывали его высокий красивый лоб.

Принц очень любил гулять при свете месяца один-одинешенек, кататься с музыкантами на своей нарядной лодке, украшенной развевающимися флагами.

Люди говорили о нем только хорошее. (Слайд 10)


V. Рефлексия.

- Писатели выражают свои мысли, свое отношение к чему-либо, чувства словами, а художники все это выражают цветами. Вот вы в данный момент художники, каким бы цветом вы написали слово «Принц», «Русалочка», «Ведьма».


VI. Самостоятельная работа учащихся.

Прочитайте заключительную часть сказки.

- Какое волшебное превращение происходит с нашей героиней? (Слайд 11)

(Слайд 12)

Написание характеристики героя. Прослушивание вариантов сочинений.


VII.Общие выводы по сказке.

1. -Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?

(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

- Как бы вам хотелось закончить сказку?

- А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?

(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

- Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)


2.Работа над лексическим значением слова.

- Как вы поняли лексическое значение слова любить?

ЛЮБИТЬ - (выслушиваются мнения детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

- Что это значит?

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека. Примером этого служит героиня Андерсена, которая обменяла беспечную жизнь настоящей принцессы и свой волшебный голос на минуты счастья рядом с любимым.)

VΙ. Итог урока. Комментирование оценок.
VII. Д/З: прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!