Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Цели: Сопоставить внутренний мир героини с внешними
проявлениями.
Развивать способность детей к самопониманию в
области своих чувств и отношений, к сочувствию,
пониманию других людей.
Воспитывать художественный вкус
Оборудование: интерактивная доска, план характеристики героя (карточка для каждого обучающегося), учебник литературного чтения
Ход урока
I. Организационный момент
II. Урок чтения предлагаю начать с игры. Назовите
недостающие слова в названиях произведений.
(Принцесса) на горошине
(Гадкий) утенок
Дикие (лебеди)
Оле (Лукойе)
(Сундук) самолет
(Снежная) королева
- Молодцы!
- Почему эти произведения оказались в одном списке?
(Это сказки Х.К.Андерсена)
- Какие сказки Андерсена знаете еще?
Расскажите, что узнали о жизни и творчестве автора.
(Дети рассказывают то, что запомнили из предыдущих уроков)
III. Сообщение темы и цели. (Слайды 1, 2)
Сегодня продолжим разговор о творчестве Г.Х. Андерсена и на сказку «Русалочка» посмотрим свежим взглядом. Андерсен - великий мастер слова. Его произведения надо читать очень внимательно, вчитываться и вдумываться в значение каждого слова, так как каждое слово заключает в себе великий смысл. Вот в этом мы и попробуем сегодня разобраться.
-Назовите главных героев сказки. (Дети называют).
-Кто из них вам понравился больше? (Дети высказывают свои мнения и доказывают).
-Расскажите, почему вам симпатичен тот или иной герой?
Будем анализировать поступки героев, характеризовать их, говорить о внутреннем мире героев сказки.
В помощь предлагаю план характеристики героя произведения.
(Слайд 3)
1. Где живёт герой?
2. Чем занимается?
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Что думает о нём автор?
6. Что вам понравилось или не понравилось в герое?
-В ваших суждениях прозвучало, что Русалочка красивая.
Как же вы это определили? (Дети говорят, что сам автор называет ее красивой, по описанию внешнего вида можно также судить о ее красоте)
IV. Работа с учебником.
- Каким показывает море Андерсен?
- Почему? (Показывает, что живут герои спокойно, живёт тихий добрый народ. Бури происходят только на поверхности моря, а внизу всегда прозрачная - прозрачная вода.)
Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Какие литературные приёмы использует автор? (Слайд 4.)
«Цветные» слова:
вода - синяя-синяя, прозрачная- прозрачная;
песок – белый;
жемчужины – сияющие;
окна – чистый янтарь;
Эпитеты:
деревья - невиданные
окна - высокие стрельчатые
стебли – гибкие;
дно – голое;
солнце - ясное
Сравнения:
вода, как лепестки самых красивых васильков; как самое чистое стекло; (Слайд 5)
- Зачем же Русалочке хотелось подняться на поверхность, уйти из этого спокойствия? (с.88, ч.2) (Слайд 6)
- Что же подтолкнуло русалочку пойти к ведьме? (Любовь к принцу) (Слайд7)
- Как автор описывает жилище ведьмы? (Ответы детей) (Слайд 8)
- Как вы думаете, какие чувства испытывала русалочка, когда находилась во владениях ведьмы? (В испуге остановилась, сердечко забилось от страха).
- Было ли у нее желание остановиться и вернуться назад?
- Как вы думаете, почему она этого не сделала?
- Какую плату запросила ведьма?
- Почему русалочка не решилась войти в отцовский дворец? (Она была немая и собиралась покинуть отцовский дом).
- Как вы думаете, какие чувства она испытывала в этот момент? (Ей было больно, грустно и жалко, что придется покинуть дом, «Сердце готово было разорваться от тоски»)
- Какой эпизод вам больше всего понравился и почему?
- Какой эпизод вас заставил переживать?
Найдите в тексте и прочитайте описание внешности Русалочки.
Кожа нежная и чистая, как лепесток розы;
Глаза синие и глубокие, как море;
Белые прекрасные руки;
Прелестное лицо;
Чудный голос;
Длинные густые волосы;
Говорящие глаза;
Розовые губы;
Плавная походка. (Слайд 9)
- При помощи каких языковых средств автор показал внешнюю красоту Русалочки?
(Сравнение, олицетворение, эпитеты.)
- Чего больше? (Эпитетов)
-Следовательно, при помощи эпитетов можно показать внешнюю красоту человека.
Андерсен желает показать, как всепоглощающая сила любви и благородства помогает Русалочке преодолевать все трудности на ее пути, ради достижения поставленной цели. Это любовь наделила ее такими качествами как:
решительность,
смелость,
настойчивость.
благородство,
непокорность,
умение прощать и любить преданно.
Русалочка жила в спокойствии и заботе. Ее очень любили родные. Их отношения строились на доверии друг к другу, поэтому и росла Русалочка тихая и спокойная, пока не встретила свою любовь. На этом ее спокойствие закончилось.
Чистая и светлая любовь Русалочки к принцу помогла ей найти выход из сложившейся ситуации. Она предпочла погибнуть сама, нежели погубить принца и сделать несчастными еще многих. Белый цвет оставляет хоть какую то надежду на чудо. И действительно, чудо случилось. Андерсен подарил Русалочке еще одну жизнь, в которой она будет так же как и раньше приносить людям радость и счастье.
Теперь поговорим о принце.
- Найдите в сказке детали, характеризующие его внешность и внутренний мир.
Принц
Как считала русалочка, красивее всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему было не больше 16 лет. Он пожимал всем руки и улыбался.
У принца были прекрасные волосы, которые прикрывали его высокий красивый лоб.
Принц очень любил гулять при свете месяца один-одинешенек, кататься с музыкантами на своей нарядной лодке, украшенной развевающимися флагами.
Люди говорили о нем только хорошее. (Слайд 10)
V. Рефлексия.
- Писатели выражают свои мысли, свое отношение к чему-либо, чувства словами, а художники все это выражают цветами. Вот вы в данный момент художники, каким бы цветом вы написали слово «Принц», «Русалочка», «Ведьма».
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Прочитайте заключительную часть сказки.
- Какое волшебное превращение происходит с нашей героиней? (Слайд 11)
(Слайд 12)
Написание характеристики героя. Прослушивание вариантов сочинений.
VII.Общие выводы по сказке.
1. -Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?
(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)
- Как бы вам хотелось закончить сказку?
- А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?
(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)
- Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?
(Нет, принц хороший, но полюбил другую)
2.Работа над лексическим значением слова.
- Как вы поняли лексическое значение слова любить?
ЛЮБИТЬ - (выслушиваются мнения детей)
* заботиться,
* внимательно относиться к окружающим,
* быть готовым к самопожертвованию
- Что это значит?
(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека. Примером этого служит героиня Андерсена, которая обменяла беспечную жизнь настоящей принцессы и свой волшебный голос на минуты счастья рядом с любимым.)
VΙ. Итог урока. Комментирование оценок.
VII. Д/З: прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.