Урок 11
г.-х. андерсен. «русалочка»
Цели: развивать речь, внимание, память учащихся, учить правильному, вдумчивому чтению; расширять кругозор учащихся, рассказывая о жизни и творчестве писателя, воспитывать нравственные качества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Я хочу начать урок со стихотворения Леонида Чернакова «О чем мечтают книжки». Послушайте, пожалуйста , это замечательное стихотворение.
Знайте, дети, с книжками беда:
Книжки не выносят душной пыли!
Им на полках кажется тогда,
Будто все о них уже забыли!
Потому, обиду затая,
Книжки ночью открывают двери
И уходят в дальние края,
Где живут диковинные звери.
Ну а утром, возвратившись в дом,
Не спеша рассядутся, как птицы,
И мечтают книжки лишь о том,
чтобы полистали их страницы.
Ребята, кто сможет ответить на вопрос, почему книжки обижаются? О чем они мечтают?Как мы можем им помочь исполнить их мечту?
Я предлагаю вам исполнить мечту нашего учебника.
II. Речевая разминка.
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
Учись отчётливо произносить звуки.
ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?
АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.
Произнеси отчетливо,выделяя голосом звук ( Й ).
май -лай - сарай
стой – бегай – прыгай
зайка – змейка – лайка
урожай – йогурт - тайна
III. Работа по теме урока.
1. Вводная беседа.
– Мы на уроках читали сказки, сочиненные народом. А ведь в мире множество сказок, которые сочинили писатели. Вспомните, какие авторские сказки мы читали в прошлом году? Какие писатели-сказочники их сочинили?
– Народная сказка – это результат коллективного творчества, а авторская создается писателем.
Ребята ,вы заметили у нас в классе развешены картинки со сказочными героями. Предлагаю вам ответить на вопросы и вспомнить название сказок , кто написал эти сказки.
1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?
2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? / Гадкий утёнок /.
3. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? / Дюймовочка /.
4. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.
5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.
6. А какая сказка начинается такими словами? Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма. / Огниво /.
7. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос /.
8. А из какой сказки эти строчки? Много-много лет назад, жил-был на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения. На каждый час дня у него было своё особое платье? / Новое платье короля /.
9. Кому из героев Андерсена пришлось наниматься на работу к самому королю и выполнять при этом простую грязную работу, пасти свиней? / Принц – свинопас /.
10. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /.
11. Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? / Горшочек с бубенчиком – когда в нём что-то варилось, можно было узнать у кого в какой кухне, что готовится и ещё он названивал старинную мелодию:
. Ах мой милый Августин
Всё прошло. прошло, прошло…
Трещотку – когда ею вертели в воздухе то раздавались звуки всех вальсов и полек, какие только есть на свете /.
12. Кто автор сказки "Русалочка"? /Ганс Христиан Андерсен /
– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов Андерсен добился своего – он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.
Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки.
Все ребята с большим удовольствием и интересом читают сказки Андерсена, но ведь они написаны не только для детей. В них много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости.
2.Словарная работа.
Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Устрица – морской моллюск класса двустворчатых.
Вельможа (устаревшее) – знатный и богатый человек.
Трюм – внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем.
Валторна – медный музыкальный инструмент, спирально согнутая труба с широким раструбом.
Полип – малоподвижный или неподвижный обитатели морского дна.
Штиль – полное безветрие на море.
Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину и добывает жемчуг.
Рулевой – человек, управляющий кораблем, направляющий ход машины.
– Русалка – сказочный персонаж, живет в море.
Что вы знаете о русалках?
– Русалка в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в море. А также в поверьях гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. Сегодня же мы узнаем, как Андерсен решает судьбу своей героини. Обретет ли его русалочка бессмертную душу.
3 Чтение 1-й части сказки «Русалочка» (с. 52–56) учащимися вслух.
4.. Вопросы по содержанию.
– Какое чувство вы испытали, прочитав эту часть сказки?
– Где происходит действие в этой части сказки?
– Кто управлял хозяйством у морского царя? (Бабушка.) Как она выглядела? Зачитайте.
– Сколько дочек-русалочек было у морского царя? Какая из них была самая красивая? Зачитайте, с чем сравнивает ее автор.
– Как выглядел уголок в саду у каждой русалочки? Зачитайте.
– О чем больше всего любила слушать рассказы бабушки младшая русалочка? Что особенно удивляло ее в этих рассказах?
– Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие?
– Как бы вы озаглавили прочитанную часть? («Владения морского царя».)
4. Чтение следующей части сказки (с. 56–58, от слов «…Но вот старшей принцессе…») учащимися про себя.
– Как бы вы озаглавили эту часть сказки? («15-летие русалочек».)
5. Выборочное чтение по 2-й части.
– Зачитайте, о чем рассказала старшая русалочка после возвращения с поверхности моря.
– Какие впечатления были у второй сестры?
– Что вспоминала после путешествия на поверхность моря третья сестра?
– Что рассказала четвертая сестра?
– Что необычного увидела предпоследняя сестра?
6. Работа с иллюстрацией учебника (с. 54).
– Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации?
– Какие краски применил художник? Как вы думаете почему?
IV. Подведение итогов урока.
– С творчеством какого писателя-сказочника мы познакомились сегодня на уроке?
– Что вы запомнили о его жизни?
– Кто главная героиня его сказки?
Домашнее задание: выразительно читать 1-ю и 2-ю части сказки
(с. 52–59), нарисовать рисунок любимой сказке Г.Х. Андерсена.