СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения Г.Х. Андерсен " Русалочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения Г.Х. Андерсен " Русалочка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения Г.Х. Андерсен " Русалочка"»

Урок 11
г.-х. андерсен. «русалочка»

Цели: развивать речь, внимание, память учащихся, учить правильному, вдумчивому чтению; расширять кругозор учащихся, рассказывая о жизни и творчестве писателя, воспитывать нравственные качества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыб­ку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте сво­ей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Я хочу начать урок со стихотворения Леонида Чернакова «О чем мечтают книжки». Послушайте, пожалуйста , это замечательное стихотворение.



Знайте, дети, с книжками беда:

Книжки не выносят душной пыли!

Им на полках кажется тогда,

Будто все о них уже забыли!

Потому, обиду затая,

Книжки ночью открывают двери

И уходят в дальние края,

Где живут диковинные звери.

Ну а утром, возвратившись в дом,

Не спеша рассядутся, как птицы,

И мечтают книжки лишь о том,

чтобы полистали их страницы.

Ребята, кто сможет ответить на вопрос, почему книжки обижаются? О чем они мечтают?Как мы можем им помочь исполнить их мечту?

Я предлагаю вам исполнить мечту нашего учебника.

II. Речевая разминка.


та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

Учись отчётливо произносить звуки.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

Произнеси отчетливо,выделяя голосом звук ( Й ).

май -лай - сарай

стой – бегай – прыгай

зайка – змейка – лайка

урожай – йогурт - тайна


III. Работа по теме урока.

1. Вводная беседа.

– Мы на уроках читали сказки, сочиненные народом. А ведь в мире множество сказок, которые сочинили писатели. Вспомните, какие авторские сказки мы читали в прошлом году? Какие писатели-сказочники их сочинили?

– Народная сказка – это результат коллективного творчества, а авторская создается писателем.

Ребята ,вы заметили у нас в классе развешены картинки со сказочными героями. Предлагаю вам ответить на вопросы и вспомнить название сказок , кто написал эти сказки.


1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?

2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? / Гадкий утёнок /.

3. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? / Дюймовочка /.

4.  Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.

5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.

6.  А какая сказка начинается такими словами? Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма. / Огниво /.

7. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос /.

8. А из какой сказки эти строчки? Много-много лет назад, жил-был на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения. На каждый час дня у него было своё особое платье? / Новое платье короля /.

9. Кому из героев Андерсена пришлось наниматься на работу к самому королю и выполнять при этом простую грязную работу, пасти свиней? / Принц – свинопас /.

10. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /.

11.  Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? / Горшочек с бубенчиком – когда в нём что-то варилось, можно было узнать у кого в какой кухне, что готовится и ещё он названивал старинную мелодию:

. Ах мой милый Августин
Всё прошло. прошло, прошло…
Трещотку – когда ею вертели в воздухе то раздавались звуки всех вальсов и полек, какие только есть на свете /.

12. Кто автор сказки "Русалочка"? /Ганс Христиан Андерсен /

– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.


Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов Андерсен добился своего – он стал писателем.

Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.

Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки.

Все ребята с большим удовольствием и интересом читают сказки Андерсена, но ведь они написаны не только для детей. В них много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости.

2.Словарная работа.

Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Устрица – морской моллюск класса двустворчатых.

Вельможа (устаревшее) – знатный и богатый человек.

Трюм – внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем.

Валторна – медный музыкальный инструмент, спирально согнутая труба с широким раструбом.

Полип – малоподвижный или неподвижный обитатели морского дна.

Штиль – полное безветрие на море.

Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину и добывает жемчуг.

Рулевой – человек, управляющий кораблем, направляющий ход машины.

– Русалка – сказочный персонаж, живет в море.

Что вы знаете о русалках?

– Русалка в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в море. А также в поверьях гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. Сегодня же мы узнаем, как Андерсен решает судьбу своей героини. Обретет ли его русалочка бессмертную душу.

3 Чтение 1-й части сказки «Русалочка» (с. 52–56) учащимися вслух.

4.. Вопросы по содержанию.

– Какое чувство вы испытали, прочитав эту часть сказки?

– Где происходит действие в этой части сказки?

– Кто управлял хозяйством у морского царя? (Бабушка.) Как она выглядела? Зачитайте.

– Сколько дочек-русалочек было у морского царя? Какая из них была самая красивая? Зачитайте, с чем сравнивает ее автор.

– Как выглядел уголок в саду у каждой русалочки? Зачитайте.

– О чем больше всего любила слушать рассказы бабушки младшая русалочка? Что особенно удивляло ее в этих рассказах?

– Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие?

– Как бы вы озаглавили прочитанную часть? («Владения морского царя».)

4. Чтение следующей части сказки (с. 56–58, от слов «…Но вот старшей принцессе…») учащимися про себя.

– Как бы вы озаглавили эту часть сказки? («15-летие русалочек».)

5. Выборочное чтение по 2-й части.

– Зачитайте, о чем рассказала старшая русалочка после возвращения с поверхности моря.

– Какие впечатления были у второй сестры?

– Что вспоминала после путешествия на поверхность моря третья сестра?

– Что рассказала четвертая сестра?

– Что необычного увидела предпоследняя сестра?

6. Работа с иллюстрацией учебника (с. 54).

– Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации?

– Какие краски применил художник? Как вы думаете почему?

IV. Подведение итогов урока.

– С творчеством какого писателя-сказочника мы познакомились сегодня на уроке?

– Что вы запомнили о его жизни?

– Кто главная героиня его сказки?

Домашнее задание: выразительно читать 1-ю и 2-ю части сказки
(с. 52–59), нарисовать рисунок любимой сказке Г.Х. Андерсена.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!