СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.М.ЧЕПЕЛЕВА. Поурочный контроль по русскому языку. 6 класс. Рабочая тетрадь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ОЧЕНЬ ХОРОШЕМ пособии Г.М.ЧЕПЕЛЕВОЙ "Поурочный контроль по русскому языку. 6 класс. Рабочая тетрадь"  представлены работы по всем темам курса русского языка 6 класса, задания для организации работы на уроке, тексты диктантов с грамматическими заданиями и тестовые работы.  Пособие адресуется учащимся для самостоятельной работы, а также учителям русского языка для эффективной организации учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Г.М.ЧЕПЕЛЕВА. Поурочный контроль по русскому языку. 6 класс. Рабочая тетрадь»


Г. М. Чепелева. Поурочный контроль по русскому языку: 6 класс. Рабочая тетрадь – Минск, «Сэр-Вит», 2010.


В данном издании представлены работы по всем темам курса русского языка 6 класса, задания для организации работы на уроке, тексты диктантов с грамматическими заданиями и тестовые работы.

Пособие адресуется учащимся для самостоятельной работы, а также учителям русского языка для эффективной организации учебного процесса.


Повторение изученного в 5 классе

1. Подчеркните заимствованные слова.

Вуаль, сосна, акварель, мама, джемпер, огонек.

2. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограммы.

а) У__кая ч__рная поло__ка р__ки, по__бежать к ж__лтенькому ц__пленку, плюш__вый зайч__нок, рису__т карандаш__м с товарищ__м, от__екать сверх__интересную информац__ю, скл__нение прил__гательных.

б) Ра__цв__тающая акад__я; прик__снуться пальц__м к ж__лтому ш__лку; гореч(?) неудач(?); во__л__жить часть работы на Р__стислава; д__лина оз__ренная солнц__м; проб__раться сквозь зар__сли.

3. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Графически объясните пунктограммы.

Улыбнулись сонные бере__ки

ра__тр__пали ш__лковые косы.

Ш__лестят з__леные сере__ки

и г__рят серебряные росы. (С. Есенин)


Пот__мнело. Закат дог__рел

ра__творилась з__ря в обл__ках.

Коростель свою песню пр__пел

и сгустился туман на лугах. (Ф. Измайлов)


Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе»

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, рас­ставьте недостающие знаки препинания.

Сосновый бор

Очень кр__сив чистый с.сновый бор. Идеш(?), и, точно огромные свечи, возвышаются над г__л__вой ств__лы ста­рых д__ревьев чуть (не)к__саются неба своими в__ршина­ми. С__дым мя__ким мхом пор__ели невысокие коч(?)ки. З__ленеют блестящие листья брусники. Через высокие в__ршины деревьев проб__ваются лучи сол(?)ца. Светлые з__л__тистые зайчики заг__раются на ств__лах.

Тихо в с__снов__м лесу. Пахн__т см__лой з__млей. Ска­з__чными в__л__канами ст__ят старые сосны среди м__лодо­го подр__стающего леса. Одна к другой тесно жмут(?)ся покрытые з__леной хвоей м__лодые сос___нки. Ранней в__сной __десь растут сморчки а летом красуют(?)ся ж__лтые рыж__ки.

На б__лот__стых местах располагается ни__кая б__лотная осина. Идеш(?) по с__снов__му б__лоту, и нет конца мя__ким м__х__вым кочкам с дозревающей клюквой.

Выполните грамматическое задание.

Вариант 1

1. Из первого абзаца выпишите слова с чередующимися глас­ными в корне. Корни слов обозначьте графически.

2. Расставьте знаки препинания в схемах.

(Когда— ) [— ].  ʘ О и О О и О. А П.

  1. Графически обозначьте орфограммы в словах последнего предложения второго абзаца.

  2. Выполните синтаксический разбор первого предложения первого абзаца.

5. Подчеркните грамматическую основу в первом предложе­нии второго абзаца.


Вариант 2

1. Из второго и третьего абзацев выпишите слова с чередующи­мися гласными в корне. Корни слов обозначьте графически.

2. Расставьте знаки препинания в схемах.

[ _ ] (если _ ). О и О О и ʘ. П? а.

  1. Графически обозначьте орфограммы в словах первого пред­ложения третьего абзаца.

  2. Выполните синтаксический разбор последнего предложе­ния первого абзаца.

5. Подчеркните грамматическую основу во втором предложе­нии второго абзаца.


Формы слова и однокоренные слова


1. Подчеркните формы одного слова.

а) Пляшешь, плясун, заплясать, пляшем.

б) Крепыш, крепкая, о крепком, креплёный.

2. Распределите слова в два столбика: в первый - однокорен­ные слова, во второй - формы одного и того же слова. В однокоренных словах обозначьте корень. В скобках укажите грамматическое значение форм одного и того же слова.

а) Желтизну, желтый, пожелтели, желтизной, жел­тым, желтоватый.

б) Подосиновик, осину, осинник, осиновый, осин­нике, осиновым.

3. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В однокоренных словах обозначьте корень.

В наших л__сах р__стет дивное дерево — береза. Это уд__вительное творение природы. Уд__вляет оно прежде всего тем что это единственное дерево в мир__ с белой к__рой. О бере__ках в народ__ сложено много песен. «Стр__ной березового ситца» называл поэт С. Есенин Русь.


Морфемы. Словоизменительные и словообразовательные морфемы


1. Обозначьте в словах корень и окончание.

а) Водичка, добежишь, зеленый.

б) Травинка, нарисует, хитрый.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выделите в словах морфемы, в которых пропущены буквы.

а) С__ветоваться с товарищ__м, ц__ферблат ч__сов, бе__помощ(?)ный ц__пленок, тихо прош__птать слово, прогулят(?)ся по парку, несколько брош__р, под__скать сверх__нтересную информац__ю.

б) Ст__реть ц__фру, вост__ргаться ландыш__м, бе__п__лезный свет, громко ра__п__вать песню, купат(?)ся в реч(?)к__, интересное предложение, __делать разбор.

3. а) Найдите «лишнее» слово. Укажите в нем словообразовательные и словоизменительные морфемы.

  1. Горе, гористый, горевать.

  1. Летать, летаешь, взлетаешь.

  2. Коснуться, прикоснется, косичка.

  1. Скрипит, скрипеть, проскрипит.

б) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Все сло­ва разберите по составу.

Я ра__сматривал жив__писную окрес(?)ность. (М. Лер­монтов) Заглядывают в гл__за бел__головые р__машки. (Ф. Абрамов)


Правописание приставок пре-, при-


1. Выделите в словах приставку.

Привокзальный, прилечь, претерпеть, приползти, пристегнуть, премилый.

2. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах приставки, в скобках (цифрой) укажите их значения:

1) = очень;

  1. -пере-;

  1. 'приближение';

4) 'присоединение';

  1. 'близость';

  2. 'неполное действие'.

Пр__азовский ( ), пр__берегать ( ), пр__винчивать ( ), пр__высить ( ), пр__серьезный ( ), пр__крывать ( ), пр__мчаться ( ), пр__огромный ( ), пр__щуриться ( ), пр__ползти ( ), пр__старелый ( ), пр__балтийский ( ), пр__образиться ( ), пр__гнуться ( ), пр__шивать ( ), пр__поднять ( ), пр__швартоваться ( ), пр__одолеть ( ), пр__гореть ( ), пр__городный ( ).

3. С данными словами запишите такие словосочетания, в кото­рых прояснилось бы значение этих слов.

а) Предать — придать, пребывать — прибывать, пре­клоняться — приклоняться.

б) Претворить — притворить, претерпеть — притер­петься, преступить — приступить.


Чередование звуков. Правописание корней с чередующимися гласными


1. Выделите в словах корень, подчеркните чередующиеся звуки.

Друг, дружба, друзья; загар, загорелый; забирать, за­беру; свет, свеча, освещение.

2. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте условия выбора гласных.

а) Р__стки, разг__рался, покл__нился, з__ря, непром__каемый, к__сательная, р__внина, переск__чил, предпол__гал, пл__вец, ск__кун, обм__кни, ур__вень.

б) Разм__кает, зар__сли, р__внение, сосл__гательное, покл__ниться, прик__сновение, з__рница, жук-пл__вунец, пог__рельцы, нал__гать, вск__чить, выр__внять, пл__вец.

3. К данным словам подберите однокоренные слова или фор мы слов, в которых наблюдалось бы чередование звуков. Обозначьте в словах корни, укажите чередующиеся звуки.

Образец: треск — трещать (ск//щ).

а) Разговаривать -

отбирать -

кормить -

весть -

греметь -

б) Вздрагивать -

прижигать -

таскать -

дорога -

любить -


Способы словообразования. Сложные и сложносокращенные слова


1. В сложных словах обозначьте корни.

а) Рябинушка, светло-оранжевый, машинистка, снегопад, малоизвестный, писатель.

б) Розовощекий, ночка, перебежчик, фасолевый, быстрорастворимый, землетрясение.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выполните словообразовательный разбор подчеркнутых слов, поставив их в начальной форме.

С__седские р__бятишки предл__жили нам пойти с ними на рыбалку. У__кая д__ро__ка прив__ла нас к реч(?)ке. Ле__кий в__терок ш__велил листьями деревьев и приятно осв__жал лицо. Мы от__скали удобное место и закинули удочки. К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

(Г. Богданова)

3. Выполните словообразовательный разбор слов. Где необхо­димо, составьте словообразовательную цепочку.

Приплюсовать -

бездарный -

расплакаться -

вечнозеленый -

самолет - .


Повторение изученного по теме «Состав слова. Словообразование»

I вариант

1. Выделите в словах основу, корень, приставку, суффикс, окончание.

Приехать, придорожный, рябинушка, дорожка.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Графически объясните орфограммы.

а) Ра__сказываеш__ о чем(нибудь), черноморский пляж(?), пр__сядешь на пр__горке, хорошая пл__вчиха,
непром__каемый плащ.

б) Кто(то) пр__к__сается к чему(либо), пр__смотреться к вод__паду, пр__одолевать пр__пятствия, заск__чить на минутку, выр__внять землю.

3. а) Какие слова могут быть образованы от слова осина? Составьте словообразовательное гнездо.

б) Одинаковые ли суффиксы в словах учительство и строи­тельство? Обоснуйте свою точку зрения.


Проверочная работа по теме «Состав слова. Словообразование»

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Вечером

Чудесен вечер в в__сеннем лесу. Над г__л__вой на зол__те неба четко выделя__тся тонкое кружево б__резовых веток. На в__ршинах бел__ствольных бере__ ра__певают пр__летные гости. Это дрозды.

Тихо опуска__тся вечер над л__сной опушкой. Чутко пр__слушивается охотник к бе__численным л__сным зву­кам.

Прелой л__ствой прошл__годней тр__вой пахн__т з__мля. Вот по ветк__ проск__кал и бли__ко зап__щал ря__чик.

Б__гровый шар со(?)нца с__дится за р__кой и оз__ряет ств__лы берез. Выс__ко в неб__ та__т обл__ка и еще г__лосистее зал__ваются др__зды.

Какой-то странный шум разд__ется в ольховых кустах когда прол__тит над д__ревней в ч__рных доспехах красн__бровый тетерев.

Бывают в__сной особенно пр__лестные в__чера когда на согретых со(?)нцем п__лянах тебя обд__ет теплое дыха­ние з__мли. (По И. Соколову-Микитову)


Выполните грамматическое задание.

Вариант 1

1. Выпишите из первого абзаца однокоренные слова.

2. Перечислите значения приставки пре-, приведите примеры.

3. Выполните разбор данных слов по составу.

Б__резовый

Пр__слушивается

4. Выполните словообразовательный разбор данных слов.

Бе__численный

Прошл__ годний

5. Составьте и запишите слова, соответствующие данным схемам.

Корень+суффикс+окончание ___________________________________________________________________

Приставка+корень+суффикс+суффикс+постфикс __________________________________________________


Вариант 2

1. Выпишите из второго абзаца формы одного слова.

2. Перечислите значения приставки при-, приведите примеры (где возможно, из текста).

3. Выполните разбор данных слов по составу.

В__сенний

Зап__щал

4. Выполните словообразовательный разбор данных слов.

Бел__ствольный

Пр__лестный

5. Составьте и запишите слова, соответствующие данным схемам.

Приставка+корень+окончание__________________________________________________________________

Приставка+корень+суффикс+окончание+постфикс ________________________________________________


Тестовая работа по теме «Состав слова. Словообразование»

Вариант 1

1. Укажите формы слова смотреть:

а) смотрит;

б) посмотрит;

в) смотрел.

2. Укажите производные слова:

а) сердечко;

б) дом;

в) побежать;

г) гулять.

3. Укажите верное высказывание.

Морфемы, служащие для образования новых слов, называются:

а) формообразовательными;

б) новообразовательными;

в) словообразовательными.

4. Укажите значения приставки пре-:

а) присоединение;

б) = очень;

в) приближение;

г) = приставка пере-;

д) преувеличение;

е) полнота действия.

5. Укажите слова, в которых пишется И:

а) пр__азовский;

б) пр__щуриться;

в) пр__мудрый;

г) пр__ползти;

д) пр__клоняться перед талантом;

е) пр__вилегия.

6. Укажите слова, в которых пишется О:

а) разм__кает;

б) р__внение;

в) покл__ниться;

г) пл__вец;

д) ск__кать;

е) прил__гать.

7. Укажите лишнее слово:

а) горе;

б) гористый;

в) горевать.

8. Определив способ образования слов, укажите лишнее слово в каждой группе:

1. а) выспаться;

б) белеться;

в) вдуматься.

2. а) некуда;

б) какой-нибудь;

в) правнучка.

3. а) водопроводный;

б) канатоходец;

в) мясорубка.

9. Укажите лишнее слово:

а) окно;

б) звено;

в) давно;

г) зазвенело.

10. Вставьте недостающее слово в данную словообразовательную цепочку.

Звук — озвучить — … — озвучивание.


Вариант 2

1. Укажите формы слова крепкий:

а) крепко;

б) крепкого;

в) крепким.

2. Укажите непроизводные слова:

а) оконный;

б) разбежаться;

в) золото;

г) один.

3. Укажите верное высказывание.

Морфемы, служащие для образования форм слов, называются:

а) формообразовательными;

б) новообразовательными;

в) словообразовательными.

4. Укажите значения приставки при-:

а) присоединение;

б) = очень;

в) приближение;

г) = приставка пере-;

д) преувеличение;

е) полнота действия.

5. Укажите слова, в которых пишется И:

а) пр__градить;

б) пр__колоть;

в) пр__брежный;

г) пр__шить;

д) пр__творить дверь;

е) пр__стиж.

6. Укажите слова, в которых пишется О:

а) обм__кнуть;

б) разр__внять;

в) з__ря;

г) пл__вчихи;

д) подск__чить;

е) р__стение.

7. Укажите лишнее слово:

а) коснуться;

б) косичка;

в) прикоснется.

8. Определив способ образования слов, укажите лишнее слово в каждой группе.

1. а) довоенный;

б) бессовестный;

в) невеселый.

2. а) промтовары;

б) звукозапись;

в) темно-зеленый.

3. а) рассмеяться;

б) рассмешить;

в) разговориться.

9. Укажите лишнее слово.

а) голова;

б) рисовала;

в) велика;

г) справа.

10. Вставьте недостающее слово в данную словообразовательную цепочку.

Греть — ... — нагревать — нагреватель.


Имя существительное как часть речи. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные

1. Подчеркните нарицательные существительные.

Река Свислочь, кинотеатр «Вильнюс», рассказ «Бежин луг», собака Шарик.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Над существительными надпишите, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное.

Конец февраля. В сухом м__розном воздух__ св__ркают на солнц__ бе__численные блестки инея. Они укр__шают в алмазный наряд ветки д__ревьев. Не __бросили еще снеж­ные шапки деревья но в воздух__ уже чу(?)ствуется приближение весны.

У опушк__ б__леет бере__ка. Ее обл__пила стая крас­н__грудых чечеток. Они ож__вленно перекл__каются пор­хают по ветвям. (Г. Богданова)

3. Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями — неодушевленными существительными. В каком стиле речи будут употребляться такие предложения? С какой целью?


Род имен существительных

1. Над именами существительными надпишите род.

Ель — превосходное дерево для изготовления пиани­но, скрипки, гитары.

2. Вставьте пропущенные буквы. Определите род существительных.

а) Ш__пот в к__мышах, высокое р__стение, пр__кусить язык, сер__ мышь, яблочн__ повидло, быстр__ такси, вкусн__ кольраби, полноводн__ Колорадо.

Маленьк__ гризли тоже забрал__ на дерево. Этот ма­лыш — ужасн__ забияка. Талантлив__ композитор Соко­лова написал__ музыкальную пьесу.

б) Насл__ждение кр__сотой природы, с__грать на скрипк__, бел__ гусь, льнян__ полотенце, справедлив__ жюри, широк__ авеню, солнечн__ Сухуми.

Уютн__ бистро открылось в районе вокзала. Моя пле­мянница — больш__ капризуля. Лечащ__ врач Петрова оказал__ помощь ребенку.

3. Запишите словосочетания «существительное + прилагательное» с данными словами. Укажите род существительных.

а) Шампунь, герань, картофель, кенгуру, пенальти.

б) Рояль, глазурь, тюль, кофе, пари.


Падеж имен существительных. Склонение существительных, правописание падежных окончаний

1. Распределите существительные в три столбика: в первый - существительные склоняемые, во второй - разносклоняе­мые, в третий - несклоняемые.

а) Манго, время, вуаль, ожерелье, знамя, иваси.

б) Пламя, леди, роскошь, дворец, имя, кенгуру.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выделите окончания существительных, укажите их падеж.

а) Узнать о здоровь__ , в лунном сияни__ , на окраин__ деревн__ , будешь на открыт__ выставк__ , о Наталь__ , писать в объяснени__ .

б) Вдоль дорог__ , около оранжере__ , вернешься из поездк__ по Америк__ , идешь по тропинк__ к станци__ , в истори__ наук__ .

в) Синим плам__н__м пылают стаи туч(?) над бездной моря. (М. Горький) В страдную пору хлеб__роб т__ряет счет врем__н__ . (В. Первицкий)

3. а) Найдите смысловое различие в словосочетаниях. Подарок Коле — подарок Коли.

б) Вставьте пропущенные буквы. С данными словами со­ставьте словосочетания. Объясните разницу в написании окончаний существительных.

На ел__ — на елк__

на площад__ — на площадк__


Правописание суффиксов имен существительных {-ек, -ик; -чик, -щик)

1. Выделите в словах суффикс.

а) Овражек, сарайчик, гвоздик, вкладчик, подписчик, притворщик.

б) Мотылечек, фонтанчик, следочек, заказчик, перебежчик, обманщик.

2. а) Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Клюв__к, платоч__к, сверточ__к, зонт__к, цветоч__к, фо­нар__к, осколоч__к, сухар__к, кусоч__к, дождич__к, лист__к, стебелеч__к, букет__к, бараш__к.

б) Допишите суффикс -чик или -щик. Графически объясни­те свой выбор.

Перевод___, компьютер___, сигналь___, разнос___, развед___, перенос___, набор___, перепис___, барабан___, вклад___.

3. а) Переведите на русский язык. Объясните правописание русских слов.

Дубочак, унучак, вяночак.

б) От слов спорить, грузить, газета образуйте существи­тельные при помощи суффиксов -чик,-щик. Объясните пра­вописание существительных.


Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

1. Обозначьте в существительных приставку НЕ-.

а) Неаккуратность, небрежность, невежливость, невезение, несуразица, недруг.

б) Невзгода, несовершенство, неряшливость, неточность, неприятель, недруг.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Графически объясните правописание НЕ с именами существительными.

  1. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни п__лез­на вещ(?), цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк все к худу клонит. (И. Крылов) Самообладание — (не)помеха, а залог успеха. (Не)видимкою луна осв__щает снег летучий. (Л. Пушкин) (Не)правды я (не)потерплю ни в ком. (И. Крылов) Ученье без уменья — (не)польза, а беда. (И. Крылов)

  2. Устать с (не)привычки; пришел в (не)годность; (не)решительность, а робость; (не)решительность ха­рактера; домашние (не)урядицы; (не)точность, а при­близительность расчета.

3. Развернутые определения замените существительными с НЕ. Графически объясните правописание существительных с НЕ.

Отсутствие внимания ________________________________.

Болезненное состояние________________________________.

Чувство сильной вражды________________________________.

Дождливая, пасмурная погода________________________________.


Слитное и дефисное написание сложных существительных с корнем пол-

1. Подчеркните сложные существительные с корнем пол- и второй частью без соединительной морфемы у.

Полукрут, пол-уголечка, полуостров, пол-утра, пол-Украины, пол-урока.

2. Раскройте скобки. Графически объясните правописание существительных.

(Пол)стадиона, (пол)ладони, (пол)Беларуси, (полу)паль­то, (пол)вагона, (пол)лета, (пол)очка, (пол)сотни, (пол)Франции, (пол)порта, (пол)листа, (пол)Греции, (полу)защитник, (пол)беды, (пол)литра, (пол)избы, (пол)столетия, (пол)Борисова.

3. Данные развернутые определения замените одним словом с пол- или полу-. Графически объясните правописание сложных существительных.

Время, равное 30 минутам ________________________________.

Слабое освещение, близкое к темноте________________________________.

Короткая, до колен, зимняя верхняя одежда на меху ________________________________.

Половина Европы________________________________.

Расстояние, равное половине шага________________________________.

Половина крута или окружности ________________________________.

Местность, переходная между пустыней и степью________________________________.

Половина игры________________________________.


Повторение изученного по теме «Имя существительное»

1. Распределите данные существительные в три столбика: в первый - склоняемые, во второй - несклоняемые, в третий - разносклоняемые.

Яблоко, путь, фламинго, жалюзи, семя, грач, время, республика, Шевченко.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание имен существительных.

а) Чайнич__к, цвет__к, переплет__ик, смаз__ик, (пол)кастрюли, (не)аккуратность, (пол)ложки, (не)брежность, (пол) Одессы.

б) Асфальт__ик, рез__ик, овраж__к, к__рандаш__к, (пол)огурца, (не)возмутимость, (пол)ларца, (пол)шкатулки; (не)веселье, а печаль.

3. а) Раскройте скобки.

Тетради (Лозович Мария, Осипенко Любовь, Черных Алексей, Черневич Андрей) ____________________________________________________________________________________________

Стихотворения (Генрих Гейне)_______________________________.

Роман (Александр Дюма) _______________________________.

б) Определите род существительных и допишите окончания прилагательных.

Бел__ кашне, нов__ пианино, хохлат__ какаду, больш__ шимпанзе, театральн__ фойе, горяч__ кофе, крошечн__ колибри.

в) Выполните морфологический разбор любого существительного из предложения.

Росы алмазные слезинки на каждой трепетной бы­линке, на каждом листике дрожат. (А. Плещеев)


Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, рас­ставьте недостающие знаки препинания.

Не трогайте гнезда птиц

П__рнатые большие м__стера. Среди них есть плотни­ки земл__копы корзин(ч,щ)ики леп(ч,щ)ики.

Ласточка-бер__говушка чудесный земл__коп. Камыш__вка сооружа__т дом__к, который не только защ__щал бы от (не)погоды (не)настья но и был скрыт от глаз хищ(?)ника. Облюбу__т она три камыш__нки и начинает пле__ти к__рзиночку.

А сколько п__рнатых сооружают свои дом__ки прямо на земле в тра__ке в ямочке под коч(?)кой! Идеш(?) иног­да по полю а у тебя из-под ног выпархива__т птич(?)ка. Вылет__т и разными хитростями увод__т в сторону от гнезда.

Не трогайте гнезда птиц. Там, где есть полезные птиц__, меньше вредных н__секомых, больше и луч(?)ше ур__жай наших полей огородов садов. (По И. Балбышеву)


Выполните грамматическое задание.

Вариант 1

1. Выпишите из текста два одушевленных существительных, определите их склонение.

2. Запишите два существительных (не из текста), которые упот­ребляются только во множественном числе.

3. Выполните морфемный и словообразовательный разбор сло­ва камышинка.

4. Выполните морфологический разбор существительного до­мик из второго предложения второго абзаца.

5. Составьте и запишите предложение, в состав которого входит фразеологизм с разносклоняемым существительным.

Вариант 2

1. Выпишите из текста два неодушевленных существительных, определите их склонение.

2. Запишите два существительных (не из текста), которые упот­ребляются только в единственном числе.

3. Выполните морфемный и словообразовательный разбор сло­ва корзиночка.

4. Выполните морфологический разбор существительного (в) травке из первого предложения третьего абзаца.

5. Устраните неясность смысла данного предложения, указав, о ком идет речь (о мальчике или девочке), не используя при этом имя ребенка.

Успокойся, капризуля!


Тестовая работа по теме «Имя существительное»

Вариант 1

1. Укажите одушевленные существительные:

а) Гродно;

б) пони;

в) грач;

г) время;

д) стихотворение;

е) Онтарио.

2. Укажите несклоняемые существительные:

а) путь;

б) столица;

в) кенгуру;

г) салями;

д) роскошь;

е) стремя.

3. Укажите верное высказывание:

а) Имена существительные, называющие людей мужского и женского пола, являются существительными мужского или общего рода.

б) Неизменяемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду.

в) Все существительные изменяются по числам.

4. Укажите верное высказывание.

Существительные дитя, время, пламя ...

а) 1-го склонения;

б) 2-го склонения;

в) 3-го склонения;

г) разносклоняемые.

5. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется И:

а) стебелеч__к;

б) в санатори__;

в) нос__к;

г) языки пламен__ .

6. Укажите слова, которые пишутся слитно:

а) (не)настье;

б) (пол)банана;

в) (пол)ананаса;

г) (не)здоровье.

7. Укажите грамматические признаки, соответствующие слову, выделенному в данном предложении:

Желтеет сень кудрявая дубов,

и красен круглый лист осины.

(Е. Баратынский)

а) одушевленное;

б) женского рода;

в) в форме единственного числа;

г) 3-го склонения;

д) в форме родительного падежа;

е) в предложении является дополнением;

ж) в предложении является определением.

8. Установите соответствие между выделенным существительным и значением падежа:

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (А. Пушкин)

а) И. п.;

б) В. п.

9. Укажите грамотно построенные словосочетания:

а) из маленького семя;

б) рос круглым сиротой;

в) без комментариев;

г) знаменитый МХАТ.

10. Укажите грамотно построенные предложения:

а) Живописный Хоккайдо — второй по величине остров Японского архипелага.

б) Нас принимала участковый педиатр Иванова.

в) Поэтом Пушкиным написаны замечательные произведения.

г) Тренера хорошо подготовили спортсменов.

Вариант 2

1. Укажите нарицательные существительные:

а) Гродно;

б) пони;

в) грач;

г) время;

д) стихотворение;

е) Онтарио.

2. Укажите склоняемые существительные:

а) путь;

б) столица;

в) кенгуру;

г) салями;

д) роскошь;

е) стремя.

3. Укажите верное высказывание:

а) Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?, какой?.

б) Иногда род неизменяемых существительных зависит от их значения.

в) Все существительные изменяются по падежам.

4. Укажите верное высказывание.

Существительные сливки, сани, брюки ...

а) мужского рода;

б) женского рода;

в) среднего рода;

г) множественного числа, поэтому род у них определить нельзя.

5. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется Е:

а) овраж__к;

б) в тетрад__;

в) о врем__ни;

г) фонар__к.

6. Укажите слова, которые пишутся раздельно:

а) (пол)листа;

б) (пол)вкусного торта;

в) (не)дружба, а вражда;

г) (не)счастье.

7. Укажите грамматические признаки, соответствующие слову, выделенному в данном предложении:

Умолкли птиц живые голоса, безмолвен лес, беззвучны небеса.

(Е. Баратынский)

а) одушевленное;

б) женского рода;

в) в форме единственного числа;

г) 3-го склонения;

д) в форме родительного падежа;

е) в предложении является дополнением;

ж) в предложении является определением.

8. Установите соответствие между выделенным существительным и значением падежа:

Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. {Л. Пушкин)

а) И. п.;

б) В. п.

9. Укажите грамотно построенные словосочетания:

а) ужасный неряха Витя;

б) без долгих раздумьев;

в) у него нет имени;

г) диковинное НЛО.

10. Укажите грамотно построенные предложения:

а) Современный Токио - это город, где даже улицы многоэтажные.

б) Интересный проект подготовила молодой архитектор Кравцова.

в) Летом мы отдыхали под городом Саратовым.

г) Повара приготовили вкусный обед.


Имя прилагательное как часть речи.

Разряды имен прилагательных по значению

1. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

Низкое солнце из-под глянцевой листвы пробивалось между корявыми стволами. На пушистых камышовых метелках качались лазурные зимородки.

(И. Соколов-Микитов)

2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите разряды прилагательных по значению.

а) Ле__кое пр__к__сновение к б__льному месту, ш__лковый абажур, вел__колепный рассказ__ик, с футбольным мяч__м, солист птич__его хора.

б) Ласк__вые лучи в__сеннего солнца, к__саться л__сных р__стений, луп__глазый лягуш__нок, в дремуч__м лесу, бабушкина ска__ка.

3. К существительным костюм, карандаш, платок, книга под­берите качественное, относительное и притяжательное при­лагательные. Над прилагательными надпишите разряд по значению.

Образец: портфель — новый (качеств.), кожаный (относит.), сестрин (притяжат.).


Склонение имен прилагательных. Краткие формы имен прилагательных

1. Краткие формы имен прилагательных подчеркните как члены предложения.

Широк и желт вечерний свет, нежна апрельская про­хлада. (А. Ахматова)

2. а) Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и раскройте скобки. Укажите морфологические признаки кратких прилагательных.

Пр__красно, если человек хорош(?) собой пригож(?) лиц__м. Но этого мало. Воспитанные люди, по мнению А. П. Чехова, ув__жают ч__ловеческую личность а потому всегда снисходительны мя__ки вежл__вы и уступч__вы. Воспитанные люди состр__дательны не только к нищ__м и кошкам. Они б__леют душ__й и от того, чего не увид__шь простым глазом. Они чистосердечны и боят(?)ся лжи, потому что лож(?) оскорбительна.

б) Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание прилагательных, укажите их падеж.

а) Использу__шь фиолетов__ краску, кр__сота бирюзов__ камня, в ослепительн__ б__лизне, оказывает медвеж__ услугу.

б) С давн__м товарищ__м, из маленьк__ шкафч__ка, слыш__шь весенн__ трель лесн__ барабан__ика — дятла.

3. Отданных прилагательных образуйте краткую форму. Вставь­те пропущенные буквы.

Свежий воздух, т__гучий мед, тр__скучий мороз, зл__ве­щий закат, г__рячий обед.


Степени сравнения имен прилагательных

1. Подчеркните прилагательные в форме степени сравнения, укажите, какая это форма.

1. Чтение — вот лучшее учение. (Пословица) 2. Вос­питание человека — важнейший человеческий долг. (В. Сухомлинский) 3. Правда светлее солнца. (Пословица) 4. Любовь к родной природе — один из вернейших при­знаков любви к своей стране. (К. Паустовский)

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите (надпишите сверху) прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней. Обозначьте в них суффиксы.

Сегодня каждый лодырь, пр__гулыцик, (не)умёха об­ход__тся обществу д__роже, чем вчера. Значит, чу(?)ство ответственности сегодня д__лжно быть выше. Мы д__лж­ны стать луч(?)ше, чище, справедливее. Д__лжны стать более мудрыми и более б__гатыми знаниями.

(Т. Сутоцкая)

3. Образуйте все возможные формы сравнительной и превосходной степеней сравнения. В образованных словах поставьте ударение.

Красивый, густой, тихий.


Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными

1. Подчеркните имена прилагательные, которые не употребля­ются без НЕ.

Невежливый, невзрачный, неказистый, неправдопо­добный.

2. а) Раскройте скобки. Графически объясните правописание НЕ с прилагательными.

а) (Не)лепый, (не)ровный, вовсе (не)красивый, очень (не)болыиой, (не)внимательный, (не)разлучные, (не)рад, (не)хороший; (не)широкая, а узкая лента.

б) (Не)вероятный, вовсе (не)красивый, (не)внимательный, (не)доуменный, (не)затейливый, отнюдь
(не)заурядный, (не)готов, очень (не)приятный; (не)медленный, а быстрый.

б) Раскройте скобки, графически объясните правописание НЕ с прилагательными.

Лиса и Еж

— Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

  • А что, Лиса, я с колючками (не)красивый?

  • Да не то чтобы (не)красивый...

  • Или я с колючками (не)уклюжий?

  • Да не то чтобы (не)уклюжий...

  • Да какой же я такой с колючками-то?

  • Да какой-то ты, брат, (не)съедобный.

(Н. Сладкое)

3. Выполните морфологический разбор любого прилагательного из тех, что даны в задании № 2 б).


Правописание суффиксов имен прилагательных

(-к-, -ск-; одна и две буквы Н в суффиксах)

1. Обозначьте в прилагательных суффиксы.

Туристический, мужицкий, лимонный, гусиный, торжественный.

2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически правописание суффиксов прилагательных (-к-, -ск-; н, нн).

Уз__ий, францу__ кий, бра__кий, дер__кий, бли__ кий, кирги__ кий, тка__ кий, каза__ кий.

Карма__ый, кожа__ый, лу__ый, стекля__ый, осе__ий, воробьи__ый, революцио__ый, искусстве__ый, сереб­ря__ый, стари__ый, клюкве__ый, земля__ой, перро__ ый, оловя__ ый, песча__ый, соломе__ый, соловьи__ый, организацио__ ый, време__ ый, глуби__ый.

3. а) Образуйте отданных существительных прилагательные при помощи суффиксов -к-, -ск-. Объясните выбор суффиксов.

Декабрь, рыбак, Исландия, гигант, ткач.

б) Развернутые определения понятий замените синонимич­ными им словосочетаниями «существительное + прилага­тельное». Графически объясните правописание прилага­тельных.

Почта, осуществляемая с помощью голубей______________________________________________________.

Цветы не природные, сделанные наподобие подлинных ____________________________________________.

Перерыв на обед______________________________________________________.

Охота, ведущаяся с помощью ловчих ястребов____________________________________________________.


Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

1. В сложных прилагательных обозначьте корни.

Легкомысленный, золотистый, корабельный, полуметровый, морской, светло-зеленый.

2. Раскройте скобки. Графически объясните правописание прилагательных.

а) (Взаимо)выгодный, (весенне)летний, (сельско)хозяйственный, (бело)ствольный, (сине)белый, (спокойно)радостный свет, (западно)европейский.

б) (Быстро)растворимый, (военно)морской, (выпукло)вогнутый, (юго)восточный, (дальне)восточный,
(длинно)крылый, (горько)сладкий.

3. Выполните словообразовательный разбор прилагательных.

Краснощекий______________________________________________________,

вечнозеленый______________________________________________________,

северо-восточный______________________________________________________.


Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, рас­ставьте недостающие знаки препинания.


Приближение весны

Тихо в лесу. Л__ловые дли(н,нн)ые тени л__жат на суг­робах. По (нежно)голубому небу плывут ле__кие обл__ка.

Если пр__слушат(?)ся, можно услышать, как тихо дыш__т пробужда__тся лес. Он ж__вет в эти дни (не)видной и (не)слышной жизнью, которая доступна только вн__ма­тельному человеку. Вот попискивают возятся (черно)го­ловые с__нички. На м__кушк__ сухого звонкого дерева пус­тил торжестве(н,нн)ую трель лесной б__рабанщик дятел. Стайка кл__стов широким (красно)брусничным ож__рель­ем ра__сыпалась по в__ршинам елей.

Праз(?)нично в весе(н,нн)ем солнечном лесу. На суг­робах по__вились стекля(н,нн)ые кружева. Высятся на солнце (медно)бронзовые ств__лы сосен возносят в небо свои в__ршины. Жесткие (вечно)зеленые ветки багуль­ника пок__зались у пр__гретого мартовским солнцем пня.

Скоро начнется настоящ__я весна.

(По И. Соколову-Микитову)

Выполните грамматическое задание.


Вариант 1

  1. В предложениях первого абзаца подчеркните волнистой ли­нией прилагательные.

  2. Как образуются формы сравнительной степени сравнения прилагательных?

3. Выпишите из текста четыре качественных прилагательных.

4. Выполните морфологический разбор любого прилагатель­ного из второго абзаца текста.

5. Из второго предложения третьего абзаца выпишите слово­сочетание «сущ. + прил.», укажите разряд прилагательного по значению. Составьте и запишите с этим прилагательным словосочетание так, чтобы разряд прилагательного по значе­нию изменился. Почему это произошло?


Вариант 2

  1. Во втором предложениях второго абзаца подчеркните вол­нистой линией прилагательные.

  2. Как образуются формы превосходной степени сравнения прилагательных?

3. Выпишите из текста четыре относительных прилагательных.

4. Выполните морфологический разбор любого прилагатель­ного из первого абзаца текста.

5. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с прилага­тельными в данных конструкциях.

Эта задача нетрудная_________________________________________________________________________.

Эта задача не трудная. ________________________________________________________________________.



Тестовая работа по теме «Имя прилагательное»

Вариант 1

1. Укажите, сколько прилагательных употреблено в данном предложении:

Осень убрала деревья в золотой убор, и береза стала прекрасна.

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

2. Укажите словосочетания с качественными прилагательными:

а) молочный суп;

б) медвежья услуга;

в) вечерний поезд;

г) крутой нрав.

3. Укажите верное высказывание:

С наречиями степени сочетаются ...

а) качественные прилагательные;

б) относительные прилагательные;

в) притяжательные прилагательные.

4. Установите соответствие между названием степени сравнения прилагательного и того средства, при помощи которого эта форма образуется.

Превосходная степень сравнения прилагательных:

а) суффиксы -ее (-ей), -е, -ше;

б) суффиксы -айш, -ейш;

в) слова наиболее, наименее;

г) слова более, менее.

5. Укажите прилагательные, в которых пишется НН:

а) стари__ый;

б) серебря__ый;

в) сви__ой;

г) болезне__ый;

д) ветре__ый.

6. Укажите прилагательные, которые пишутся слитно:

а) (не)отлучный;

б) весьма (не)приятный;

в) (жемчужно)белый;

г) (древне)египетский;

д) (сорока)летний.

7. Укажите прилагательные, которые стоят в форме сравнительной степени сравнения:

а) тяжелее;

б) преспокойный;

в) более спокойный;

г) расчудесный;

д) глубочайший;

е) коротковатый;

ж) лучше всех.

8. Укажите грамматические признаки, соответствующие слову, выделенному в данном предложении:

Лисьи следы привели на берег реки.

а) качественное;

б) в форме сравнительной степени сравнения;

в) в форме именительного падежа;

г) в форме мужского рода.

9. Укажите, в каком случае формы степени сравнения прилагательных образованы правильно:

а) ярчее;

б) более простой;

в) самая высочайшая;

г) менее известнейший.

10. Укажите предложения, в которых прилагательные выполняют функцию сказуемого:

а) В бою он смел.

б) Как он смел так поступить?

в) Море казалось спокойным.

г) На пляже раздавались звонкие голоса детей.

Вариант 2

1. Укажите, сколько прилагательных употреблено в данном предложении:

У песчаного дна мы видели длинные тени крупных птиц. (И. Соколов-Микитов)

а) 1;

6) 2;

в) 3;

г) 4.

2. Укажите словосочетания с относительными прилагательными:

а) куриная котлета;

б) родительское собрание;

в) лисья хитрость;

г) интересный роман.

3. Укажите верное высказывание:

Краткие прилагательные изменяются ...

а) по родам, числам, падежам;

б) по родам и числам;

в) не изменяются.

4. Установите соответствие между названием степени сравнения прилагательного и того средства, при помощи которого эта форма образуется.

Сравнительная степень сравнения прилагательных:

а) суффиксы -ее (-ей), -е, -ше;

б) суффиксы -айш, -ейш;

в) слова наиболее, наименее;

г) слова более, менее.

5. Укажите прилагательные, в которых пишется НН:

а) полотня__ый;

б) лекцио__ый;

в) пшё__ая каша;

г) обезья__ий;

д) безветре__ый.

6. Укажите прилагательные, которые пишутся слитно:

а) (не)серьезный;

б) далеко (не)милый;

в) (научно)фантастический;

г) (вишнево)красный;

д) (южно)уральский.

7. Укажите прилагательные, которые стоят в форме превосходной степени сравнения:

а) тяжелее;

б) преспокойный;

в) более спокойный;

г) расчудесный;

д) глубочайший;

е) коротковатый;

ж) лучше всех.

8. Укажите грамматические признаки, соответствующие слову, выделенному в данном предложении:

Аромат полевых цветов завораживает меня.

а) относительное;

б) в полной форме;

в) в форме мужского рода;

г) в форме родительного падежа.

9. Укажите, в каких случаях начальная форма прилагательного указана правильно:

а) злющая — злой;

б) ближайший — близкий;

в) свеженького — свежий;

г) чудеснее — чудесная.

10. Укажите предложения, в которых прилагательные выполняют функцию сказуемого:

а) Он говорил громче.

б) Принесли свежие газеты.

в) Воздух чист и прозрачен.

г) Голоса становились глуше.


Имя числительное как часть речи. Разряды имен числительных по значению

1. Подчеркните имена числительные.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не пойма­ешь. Гомель — второй по величине город Беларуси.

В девятом часу утра ветер унес последние капли дож­дя. (В. Катаев) Семеро одного не ждут.

2. Укажите синтаксическую роль и разряд числительных по значению.

Кардинал Джузеппе Меццофани, родившийся в ты­сяча семьсот семьдесят четвертом году, разговаривал на тридцати девяти языках.

Николай Лесков написал сказ «Левша» в пятьдесят лет.

И. В. Гёте отдал «Фауста» в печать на восемьдесят втором году жизни.

Почти каждый день на дворе играли трое мальчиков. (М. Горький)

3. Определите, к какой части речи относится каждое слово. Обоснуйте свою точку зрения.

Семь, семерка, семиэтажный, седьмой.

Утроить, тройной, тройка, три.


Разряды имен числительных по составу. Правописание числительных

1. Распределите простые, сложные и составные числительные в три столбика.

а) Тридцать, тридцать один, три, семьсот, семьдесят два, семь.

б) Два, двадцать два, пятьсот, двенадцать, семьдесят, семьдесят пять.

2. Выпишите словосочетания с числительными, заменяя цифры словами. Определите разряд каждого числительного по со­ставу.

Самым завидным долголетием отличаются слоновые черепахи, которые живут до 175 лет, соколы живут 162 года, зубр и бегемот — 50, козы и быки — 27—30.

Коршуны живут 118 лет, чайки и страусы — 44, овцы — до 14 лет.

3. Замените цифры словами, объясните графически правопи­сание числительных.

8 517 409 страниц, 6 ягод, 3 945 314 111 песчинок.


Склонение и особенности употребления имен числительных

1. Подчеркните количественные числительные.

Полтора часа, двое суток, три дня, восемьсот учени­ков, тысяча строк, шестнадцать человек.

2. Число 2 225 640 запишите словами и поставьте его в формах родительного, творительного и предложного падежей.

3. а) Замените, где возможно, количественные числительные собирательными. Почему не везде возможна замена?

Два мальчика, две девочки, четыре медвежонка, пять суток, шесть котят, семь учеников, восемь учениц.

б) Составьте словосочетания.

Оба

Обе

лисенок, росток, игра.

цыпленок, тетрадка, кастрюля.


Повторение изученного по теме «Имя числительное»

1. Подчеркните собирательное числительное.

Славянский алфавит (кириллицу) разработали на ос­нове греческой письменности два ученых монаха — Ки­рилл и Мефодий.

В тысяча девятьсот шестьдесят третьем году отмечал­ся юбилей кириллицы — тысяча сто лет. На торжест­венном форуме пятеро представителей славянских на­родов с трудом несли огромный красочный макет пер­вого алфавита. (Из «Календаря школьника»)

2. Запишите примеры словами; укажите падеж, разряд по значению и составу каждого числительного.

5/6+3/8 = 1(5/24)

7/12 – 7/20 = 7/30

692-471 = 221

12+45 = 57

3. Выполните морфологический разбор числительного из дан­ного предложения.

Цветы лотоса распускаются на рассвете и через трид­цать минут погибают.


Проверочная работа по теме «Имя числительное»

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, цифры замените словами, расставьте недостающие знаки препина­ния.

Беловежская пуща

Беловежская пуща — национальное богатство Беларуси. В ней произр__стает почти 900 (___________) видов р__стений. С__сна занимает 1/2 (__________________) л__сной площад.. . В б__pax тихо и свежо. Воздух настоян на см__ле.

Второе место по площад__ занимает ель. В старых древостоях с__сна и ель р__стут рядом.

Краса пущи дубы. Есть грабы. В пущ__ примерно 80(_________________) видов ре__ких и це(н,нн)ых р__стений. Среди них плющ(?) медвежий лук и другие.

Пуща удивительна (не)вероятной л__сной м__заикой. Идеш(?) солнечным бор__м и дыш__ш(?) ар__матом с__сны. Растительность пущ__ благоприятна для размн__жения населяющих ее животных. Здесь обита__т 50 (_______________) видов зверей, 214 (________________________) — птиц, около 30 (________________) видов рыб, 11 (____________) — земноводных.

Это заст__вляет задумат(?)ся о це(н, нн)ост__ пущи красоте (не)повторимой белорусской природы.

{По Н. Деленковскому)


Выполните грамматическое задание.

Вариант 1

1. Выпишите из текста два сложных числительных.

2. Приведите два примера собирательных числительных.

  1. Над числительными, употребленными в первом и втором аб­зацах, надпишите разряд по значению.

  2. Выполните морфологический разбор любого числительного из четвертого абзаца текста.

5. Составьте и запишите два словосочетания «оба (обе) + сущ.».

Вариант 2

1. Выпишите из текста два простых числительных.

2. Приведите два примера количественных числительных.

  1. Над числительными, употребленными в третьем и четвертом абзацах, надпишите разряд по значению.

  2. Выполните морфологический разбор любого числительного из первого абзаца текста.

5. Составьте и запишите два словосочетания «собират. числит. + сущ.».


Тестовая работа по теме «Имя числительное»

Вариант 1

1. Укажите имена числительные:

а) пятый;

б) пятерка;

в) пятиклассник;

г) пять.

2. Укажите сложные числительные:

а) сорок;

б) сорок восьмой;

в) пятьсот;

г) девяносто;

д) две пятых;

е) четырнадцать;

ж) тридцать второй;

з) миллион.

3. Выберите верное утверждение.

По значению имена числительные делятся на ...

а) количественные, собирательные, порядковые;

б) качественные, собирательные, порядковые;

в) количественные, собирательные, притяжательные

4. Выберите верное утверждение:

а) Числительное полторы при склонении имеет только две формы.

б) Числительное полторы имеет шесть падежных форм

5. Укажите числительные, в которых пишется Ь на конце:

а) сем(?)надцат(?);

б) сем(?)сот(?);

в) сем(?);

г) сем(?)десят(?).

6. Укажите, где на месте пропуска пишется О:

а) по об__им сторонам;

б) с об__ими друзьями;

в) об об__их березках;

г) об__им подругам.

7. Укажите правильно образованные формы числительных:

а) шестидесяти трем (Р. п.);

б) семью тысячью (Т. п.);

в) тремстам (Д. п.);

г) (о) стах (П. п.).

8. Укажите грамматические признаки, соответствующие слову, выделенному в предложении:

Первый каменный жилой дом появился в Москве в середине пятнадцатого века.

а) обозначает количество предметов при счете;

б) в форме мужского рода;

в) в форме винительного падежа;

г) в форме родительного падежа.

9. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в употреблении числительного:

а) двое брюк;

б) трое девочек;

в) девятеро друзей;

г) три дочери.

10. Укажите ошибку при склонении числительного:

а) две тысячи двести девять;

б) двух тысяч двухсот девяти;

в) двум тысячам двухстам девяти;

г) двумя тысячами двумястами девятью;

д) (о) двух тысячах двухстах девяти.

Вариант 2

1. Укажите имена числительные:

а) утроить;

б) трижды;

в) тридцать;

г) тройной.

2. Укажите составные числительные:

а) сорок;

б) сорок восьмой;

в) пятьсот;

г) девяносто;

д) две пятых;

е) четырнадцать;

ж) тридцать второй;

з) миллион.

3. Выберите верное утверждение.

По составу имена числительные делятся на ...

а) простые, сложносокращенные, составные;

б) простые, составные, сложные;

в) однокорневые, сложные, составные.

4. Выберите верное утверждение:

а) При склонении составных порядковых числительных изменяются все слова, из которых они состоят.

б) В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

5. Укажите числительные, в которых пишется Ь в середине:

а) восем(?)сот(?);

б) сем(?)надцат(?);

в) восем(?)надцат(?);

г) восем(?)десят(?).

6. Укажите, где на месте пропуска пишется О:

а) об__их окошек;

б) без об__их книг;

в) с об__их ведер;

г) с об__ими столами.

7. Укажите правильно образованные формы числительных:

а) девяноста (Р. п.);

б) тридцатью пятью (Т. п.);

в) (о) пятидесяти одним (П. п.);

г) двум тысячам (Д. П.).

8. Укажите грамматические признаки, соответствующие слову, выделенному в предложении:

Эйфелева башня, построенная в Париже в конце де­вятнадцатого века, имеет высоту триста метров.

а) обозначает порядок предметов при счете;

б) количественное;

в) в форме мужского рода;

г) простое.

9. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении числительных:

а) двое подруг;

б) семеро котят;

в) четверо саней;

г) семеро женщин.

10. Укажите ошибку при склонении числительного:

а) три миллиона триста сорок шесть;

б) трех миллионов трехсот сорока шести;

в) трем миллионам тремстам сорока шести;

г) тремя миллионами трехстами сорока шестью;

д) (о) трех миллионах трехстах сорока шести.


Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению

1. Подчеркните местоимения.

Никакими словами не высказать, как мы любим от­чизну свою. (М. Матусовский) «Ну, ребята, прощайте. Мне здесь делать нечего», — сказал Архип. {А. Пушкин)

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Укажите разряд каждого местоимения по значению.

Мягко картавя, журчал руч__ек, но все эти звуки (не)нарушали т__шины. От (не)чего делать Егорушка пой­мал в тр__ве скрипача поднес его в кулаке к уху и долго слушал как тот играл на своей скрипк__ . (А. Чехов)

3. Исправьте ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

Чего ты делаешь? Сколько время? Сколько много книг ты прочитал летом?

В такую ночь невозможно уснуть. Чего-нибудь придумаем.


Склонение и правописание местоимений

1. Укажите падеж каждого местоимения.

Рассказ о себе, чего-то не поняли, в том краю, нет иного выхода.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите разряды местоимений по значению.

Н__чего ск__зать, (кое)кем зам__нить, (ни)к(чему) не прик__сался, н__чего не скаж__шь, предл__жить что(то) кому(либо), н__чего не боиш(?)ся, (кое)в(чем) не со­гл__шается, какие(то) ошибки, смотреть (не)на(что), кого(либо) (ни)чем не огорчаеш(?).

Изведал враг в тот день немало, что знач__т ру(с,сс)кий бой удалый, наш рук__пашный бой. (М. Лермонтов) А тем вошел в такую славу он в муравейник__ своем, что только и речей там было, что о нем. (И. Крылов)

3. Графически объясните правописание местоимений, данных в задании № 2).


Проверочная работа по теме «Местоимение»

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, рас­ставьте недостающие знаки препинания.

Картины художника

В. М. Васнецов с самого ра(н,нн)его детства увл__кал­ся народными ска__ками г__роическими былинами. Ру(с,сс)кий художник говорил Плох тот народ, который (не)помн__т (не)люб__т (не)цен__т своей истории.

Вот пред нами к__ртины Васнецова. На б__регу л__сного руч(?)я с__дит Аленушка и т__скует о св__ем братце. (Не)кому ра(с,сс)казывать ей о своей печал__ не (у)кого пр__сить пом__щи. Осе(н,нн)яя природа молчаливо со­чу(?)ствует горю девушк__ . (Н__)что (не)наруша__т т__ши­ны старого леса. Вот три славных б__гатыря едут по сте­пи. Что(то) пр__влекло их внимание и заставило на­ст__р__житься. Зорко охр__няют б__гатыри свою Родину.

Эти ру(с,сс)кие ска__ки и былины в__лнуют и радуют пас на пр__красных полотнах болын__го ру(с,сс)кого ху­дожника В. М. Васнецова. (Л. Виноградова)

Выполните грамматическое задание.

Вариант 1

1. Из первого абзаца текста выпишите местоимения.

2. Перечислите указательные местоимения.

  1. Укажите разряд по значению местоимений, выписанных при выполнении задания № 1.

  2. Выполните морфологический разбор местоимения из второ­го абзаца (местоимение выберите самостоятельно).

5. Составьте и запишите два предложения с местоимением его так, чтобы в одном предложении оно выступало в роли до­полнения, а в другом - в роли определения.

Вариант 2

1. Из третьего абзаца текста выпишите местоимения.

2. Перечислите определительные местоимения.

  1. Укажите разряд по значению местоимений, выписанных при выполнении задания № 1.

  2. Выполните морфологический разбор местоимения из перво­го абзаца (местоимение выберите самостоятельно).

5. Используя местоимения, задайте вопросы о количестве вре­мени, затраченного на выполнение задания, о планах на бу­дущее.

  1. Тестовая работа по теме «Местоимение»

  2. Вариант 1

  3. 1. Укажите местоимения:

  4. а) я;

  5. б) солнечный;

  6. в) твой;

  7. г) всякий.

  8. 2. Укажите, сколько местоимений употреблено в данном предложении:

  9. В юности весной и летом я собирал детей нашей ули­цы и уводил их в поле, в лес. (М. Горький)

  10. а) 2;

  11. б) 3;

  12. в) 4;

  13. г) 5.

  14. 3. Укажите верное утверждение:

  15. а) Местоимение — это знаменательная часть речи, которая называет предметы, признаки, количества.

  16. б) Местоимение — это знаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

  17. 4. Укажите, в каком ряду представлены местоимения одного разряда:

  18. а) сам, всякий, любой;

  19. б) свой, сколько, он;

  20. в) некто, кто-то, кто.

  21. 5. Укажите местоимения, в которых на месте пропуска пишется И:

  22. а) н__чего не слышал;

  23. б) н__кто не возражал;

  24. в) через н__сколько лет;

  25. г) н__сколько человек.

  26. 6. Укажите местоимения, которые пишутся слитно:

  27. а) не(у)кого;

  28. б) (не)который;

  29. в) какой(то);

  30. г) (кое)о ком;

  31. д) (кое)кто;

  32. е) (ни)какой.

  33. 7. Укажите местоимения, начальная форма которых определена правильно:

  34. а) собой — себя;

  35. б) кое у кого — кое-кто;

  36. в) сколько-то — сколько;

  37. г) нас — наш.

  38. 8. Укажите грамматические признаки, соответствующие слову, выделенному в данном предложении:

  39. Без тебя я соскучился и загрустил.

  40. а) местоимение;

  41. б) прилагательное;

  42. в) определительное;

  43. г) второго лица;

  44. д) в форме мужского рода;

  45. е) в форме винительного падежа.

  46. 9. Выберите подходящее по смыслу местоимение:

  47. В дверь ... постучал.

  48. а) кто-либо;

  49. б) кто-нибудь;

  50. в) кто-то.

  51. 10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является местоимением.(Почему?)

  52. а) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

  53. б) Хотелось бы знать, чем можно ее удивить.

  54. Вариант 2

  55. 1. Укажите местоимения:

  56. а) золотой;

  57. б) самый;

  58. в) по-моему;

  59. г) кто.

  60. 2. Укажите, сколько местоимений употреблено в данном предложении:

  61. В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. (К. Паустовский)

  62. а) 2;

  63. б)3;

  64. в) 4;

  65. г) 5.

  66. 3. Укажите верное утверждение:

  67. Местоимения могут употребляться вместо:

  68. а) существительных, прилагательных, числительных;

  69. б) существительных, прилагательных, наречий;

  70. в) прилагательных, числительных, глаголов.

  1. 4. Укажите, в каком ряду представлены местоимения одного разряда:

  2. а) который, некоторый, какой;

  3. б) ты, себя, наш;

  4. в) таков, столько, этот.

  5. 5. Укажите местоимения, в которых на месте пропуска пишется И:

  6. а) н__чей мяч;

  7. б) н__каких возражений;

  8. в) н__кого спросить;

  9. г) н__которые картины.

  10. 6. Укажите местоимения, которые пишутся через дефис:

  11. а) не(у)кого;

  12. б) (не)который;

  13. в) какой(то);

  14. г) (кое)о ком;

  15. д) (кое)кто;

  16. е) (ни)какой.

  17. 7. Укажите местоимения, начальная форма которых определена правильно:

  18. а) твоего — ты;

  19. б) кого — кто;

  20. в) всеми — всякий;

  21. г) ничьим — ничей.

  22. 8. Укажите грамматические признаки, соответствующие слову, выделенному в данном предложении:

  23. Этот ученик хорошо сдал экзамен.

  24. а) местоимение;

  25. б) прилагательное;

  26. в) определительное;

  27. г) второго лица;

  28. д) в форме мужского рода;

  29. е) в форме винительного падежа.

  30. 9. Выберите подходящее по смыслу местоимение:

  31. Заходи ко мне в ... время.

  32. а) каждое;

  33. б) любое;

  34. в) всякое.

  35. 10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является местоимением.(Почему?)

  36. а) Я чуть не забыла, что в пять часов вечера начинается интересная передача.

  37. б) Я забыла, что вы тогда сказали о той передаче.

  38. Текст. Жанры речи

  39. Вариант 1

  40. Прочитайте текст.

  41. Перед нами была большая лужайка с высокой тра­вой, с белыми медуницами, с иван-чаем, с высокими лиловыми колокольчиками. Был полдень. Порхали цве­тистые бабочки, стрекотали кузнечики, какие-то ма­ленькие птички отзывались им в траве точь-в-точь так, как отзываются в предалеких вольных лугах за Моск­вой-рекой. Это были непуганые стрекозы, птички над непутаною травой. Ее никто не топтал на заповедном лугу.

  42. В кайме из белой сирени блистал под солнцем не­большой пруд. А немного поодаль, на самом припеке, колыхалась зеленою волною рожь — настоящая, озимая рожь! (С. Дурылин)

  1. Тема данного текста:

  2. Стиль текста:

  1. Тип речи:

  1. Подчеркните в тексте ключевые слова.

  2. Докажите, что это текст стиля.

  1. 5. Напишите небольшой рассказ в рассказе с элементами описа­ния природы.

  2. Вариант 2

  3. Прочитайте текст.

  4. Туман на море еще не рассеялся, в нем гасли очерта­ния огромного корабля. Но вот паруса ожили и превра­тились в легкие алые формы. Все было белым, кроме плавно раскинутых парусов цвета глубокой радости. Не­громкая музыка лилась с белой палубы в огне алого шелка.

  5. Ассоль бежала к пристани и больше всего боялась ошибки или недоразумения. Временами алые паруса скрывались от нее за крышей или забором, тогда сердце ее замирало от несчастья.

  6. Толпа на берегу волновалась в удивлении, ненависти и страхе.

  7. Весло Грея резко плеснуло около Ассоль. Она смот­рела на него с сияющим лицом. Счастье сидело в ней пушистым котенком, беззаботно играющими солнечны­ми зайчиками.

  8. Скрипач поднял смычок, заставил струны заговорить прекрасным голосом и подумал о счастье... (По А. Грину)

  1. Тема данного текста:

  2. Стиль текста:

  1. Тип речи:

  1. 3. Составьте план текста.

  1. Докажите, что это текст стиля.

  2. Напишите небольшой рассказ в рассказе о самом счастли­вом дне в вашей жизни.

  1. Повторение изученного в 6 классе

  2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, рас­ставьте недостающие знаки препинания.

  3. Роза

  4. Куст, на котором ра__цвела роза, рос в (не)больш__м (полу)круглом цв__тнике перед домом. Сорные травы густо разр__слись по старым, вросшим в землю клумбам и по доро__кам, которые давно (н__)кто (не)расчищал и не п__сыпал п__ском. Деревя(н,нн)ая реш__тка совсем об­лезла ра(с,сс)охлась и ра__в__лилась пики ра__тащили для игры в с__лдаты мальчишки.

  5. Кр__пива зан__мала целый угол цв__тника и служ__ла фоном для р__скошного цв__тка розы.

  6. Роза ра__пустилась в хорош__е майское утро на ра(с,сс)вете. Когда она разв__рачивала свои л__пестки ул__тевшая утре(н,нн)яя р__са оставила на них (не)сколько прозрач­ных сл__зинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее было так х__рошо так чисто и так ясно. (По В. Гаршину)

  7. Выполните грамматическое задание.

  8. Вариант 1

  9. 1. Выпишите из текста два неодушевленных существительных и два качественных прилагательных.

  10. Неодушевленные существительные:

  11. Качественные прилагательные:

  12. 2. Приведите два примера порядковых числительных.

  1. Над местоимениями в тексте надпишите разряд по значе­нию.

  2. Выполните морфологический разбор прилагательного из текста (прилагательное выберите самостоятельно).

  1. 5. Укажите, какой частью речи являются данные слова.

  2. Атташе (______________), беж (______________), жалюзи (______________), хаки (______________).

  3. Вариант 2

  4. 1. Выпишите из текста два местоимения и два относительных прилагательных.

  5. Местоимения:

  6. Относительные прилагательные:

  7. 2. Приведите два примера составных числительных.

  1. Над прилагательными в тексте надпишите разряд по значе­нию.

  2. Выполните морфологический разбор существительного из текста (существительное выберите самостоятельно).

  1. 5. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова. Определите их синтаксическую роль в предложении.

  2. Часовой (______________) стоял на углу, против дома, где жил старый часовой (______________) мастер.

55




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!