ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА
Урок №7.
Тема: Г.Р. Державин. Ода «Вельможа».
Основная цель урока: знакомство с биографией Г.Р.Державина, выявить авторскую позицию в оде «Вельможа».
I.Конспект урока:
Эпиграф:
Державин - первый живой глагол юной поэзии русской.
В.Г.Белинский
VXIII век - это новый этап в развитии литературы, который носит название классицизм. Классицизм – это направление в литературе 18 века, для которого характерно соблюдение норм и правил (записать в тетрадь).
Одним из представителей этого направления является Г.Р. Державин.
1).Биография Г.Р. Державина.
«Я царь – я раб – я червь – я Бог!».
Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.
Выходец из дворян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную «школу жизни». Начал свою службу в Преображенском полку в Петербурге простым солдатом, а закончил ее личным секретарем Екатерины II и министром юстиции.
Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников.
Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.
2. Чтение статьи учебника «Гавриил Романович Державин» (стр. 64-68).
3.Знакомство с понятием «ода».
Ода – это торжественное стихотворное произведение. В таких произведениях воспевалось государство, превозносились достоинства монархов (запись в тетрадь).
4. Знакомство с одой «Вельможа». Ссылка на видео/аудио: https://www.youtube.com/watch?v=fDmpFj37YpI
Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки.
Важная особенность оды — собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств, как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» в целом.
Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.
II.Вопросы и задания для самоконтроля:
- Найдите в тексте слова, которые передают облик честного и порядочного государственного деятеля.
- Найдите слова и словосочетания, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну.
- Найдите все примеры в тексте примеры крылатых выражений и афоризмов.
- Каким, по мысли автора, должно быть справедливое государственное устройство?
III. Кроссворд.
По горизонтали
5. Он назвал Державина первым живым глаголом нашей поэзии.
6. Это слово в Фелице образовано от имени героя романа Сервантеса, и оно прочно вошло в нашу речь.
9. Как отреагировал на увольнение Гавриил Романович? (название стихотворения)
11. Ода, принесшая Державину славу.
12. Произведение, о котором можно сказать, что оно «великолепный донос потомству на самого себя».
14. Образы какой республики восхвалял в произведениях: «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад»?
15. В каком селе родился?
По вертикали
1. Стихотворение, затрагивающее тему бессмертия поэта в его творениях.
2. Какую должность занимал в 1784 году?
3. Что подарила императрица за оду «Фелица»?
4. В каком полку служил?
7. Этот человек особенно пострадал от правдолюбия Гаврилы Романовича.
8. Его поэт встретил, принимая экзамены в лицее.
10. До какой должности дослужился?
12. В каком имении жил, когда был в отставке?
13. В этом образе Державин изображал свою жену.
Пужанская Екатерина Васильевна,
учитель родного (русского) языка и литературы
МОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа №2».