СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.Р. Державин. Ода «Вельможа».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработа с учётом особенностей онлайн- обучения для организаций общего образования.  Предметная линия учебников Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. 5–11 кл.: Программа. — М.: Русское слово. . ... ... ...

Просмотр содержимого документа
«Г.Р. Державин. Ода «Вельможа».»

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА

Урок №7.

Тема: Г.Р. Державин. Ода «Вельможа».

Основная цель урока: знакомство с биографией Г.Р.Державина, выявить авторскую позицию в оде «Вельможа». 

I.Конспект урока:

Эпиграф:

Державин - первый живой глагол юной поэзии русской.

В.Г.Белинский

VXIII век - это новый этап в развитии литературы, который носит название классицизм. Классицизм это направление в литературе 18 века, для которого характерно соблюдение норм и правил (записать в тетрадь).

Одним из представителей  этого направления является Г.Р. Державин.

1).Биография Г.Р. Державина.

«Я царь – я раб – я червь – я Бог!».

Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.

Выходец из дворян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную «школу жизни». Начал свою службу в Преображенском полку в Петербурге простым солдатом, а закончил ее личным секретарем Екатерины II и министром юстиции.

Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников.

Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.

2. Чтение статьи учебника «Гавриил Романович Державин» (стр. 64-68).

3.Знакомство с понятием «ода».

Ода это торжественное стихотворное произведение. В таких произведениях воспевалось государство, превозносились достоинства монархов (запись в тетрадь).

4. Знакомство с одой «Вельможа». Ссылка на видео/аудио: https://www.youtube.com/watch?v=fDmpFj37YpI

Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки.

Важная особенность оды — собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств, как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» в целом.

Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.

II.Вопросы и задания для самоконтроля:

- Найдите в тексте слова, которые передают облик честного и порядочного государственного деятеля.

- Найдите слова и словосочетания, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну.

- Найдите все примеры в тексте примеры крылатых выражений и афоризмов.

- Каким, по мысли автора, должно быть справедливое государственное устройство?

III. Кроссворд.

 

По горизонтали
5. Он назвал Державина первым живым глаголом нашей поэзии.
6. Это слово в Фелице образовано от имени героя романа Сервантеса, и оно прочно вошло в нашу речь.
9. Как отреагировал на увольнение Гавриил Романович? (название стихотворения)
11. Ода, принесшая Державину славу.
12. Произведение, о котором можно сказать, что оно «великолепный донос потомству на самого себя».
14. Образы какой республики восхвалял в произведениях: «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад»?
15. В каком селе родился?

По вертикали
1. Стихотворение, затрагивающее тему бессмертия поэта в его творениях.
2. Какую должность занимал в 1784 году?
3. Что подарила императрица за оду «Фелица»?
4. В каком полку служил?
7. Этот человек особенно пострадал от правдолюбия Гаврилы Романовича.
8. Его поэт встретил, принимая экзамены в лицее.
10. До какой должности дослужился?
12. В каком имении жил, когда был в отставке?
13. В этом образе Державин изображал свою жену.



Пужанская Екатерина Васильевна,

учитель родного (русского) языка и литературы

МОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа №2».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!