Г.Р. Державин
Философская проблематика и гражданский пафос
произведений
ИДЕЙНАЯ ОСНОВА КЛАССИЦИЗМА
Складывается в Западной Европе с конца XVI века. Достигает подъема в XVII столетии в связи с расцветом абсолютной монархии во Франции при Людовике XIV.
Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе. В то время человек считался всего лишь слугой своего государства, отсюда главная идея классицизма — гражданское служение. Понятие долга стало для этого литературного направления ключевым. В основе эстетики классицизма лежала концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями. Тот, кто живет рассудком, служит обществу, государству, монарху, способен утвердиться в жизни, стать победителем.
Герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть, мужество, благородство и т.д.).
Цель классицизма — просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным идеалам. Таким «идеалом» послужила культура античного мира.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ
Использование «говорящих» фамилий персонажей.
Правило трех единств
Строгое соблюдение законов жанра. Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Отсутствие эволюции характеров.
Использование героев—масок — устойчивых амплуа.
Деление героев на положительных и отрицательных
Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии.
Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.
Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить своё место в жизни, в обществе, в литературе.
Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация «К Мельпомене», которая и вдохновила его на написание стихотворения «Памятник», ставшим, по сути, вольным
переводом одноименного
произведения древнеримского
поэта.
Квинт Гораций Флакк
В своём «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца.
Мельпомена - одна из девяти муз в древнегреческой мифологии. Она считается покровительницей трагедии. Мельпомену обычно изображают с трагической маской в одной руке и мечом или свитком в другой. Ее имя переводится с греческого как "та, кто поет", что отражает ее связь с театральным искусством. Мельпомена также ассоциируется с судьбой и роком, так как трагедии часто рассказывают о неизбежности судьбы и силе рока.
Кроме Державина к оде Горация обращались Ломоносов, Пушкин, Брюсов. Первым перевод оды на русский язык сделал Ломоносов.
Следом за Державиным подобному мотиву посвящали свои произведения такие выдающиеся поэты как Некрасов и Бродский.
Этот перевод был достаточно точным, отражал основные идеи и образы оригинала. Державин же предложил перевод-переложение, написав стихотворение в соответствии с российской действительностью и собственными взглядами на поэзию и свои заслуги на поэтическом поприще.
Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который задумался о собственном предназначении и начал воспевать талант и поэтическую славу.
К сожалению, критики не поняли главный посыл произведения. Вместо того чтобы заметить стремление Державина возвысить отечественную литературу, они увидели в его стихотворении проявление хвастовства и высокомерия. В ответ на эти обвинения поэт посоветовал критикам не обращать внимания на торжественный стиль «Памятника», а заглянуть глубже, на уровень подтекста.
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795 г.
ТЕМА
Центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.
В своём произведении Гавриил Романович размышляет о влиянии поэзии на общество, о праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы.
Державин делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.
ПРОБЛЕМА
В своем стихотворении Державин задается лишь одни вопросом: достоин ли поэт бессмертия и признания людьми его вклада в национальную культуру?
Для ответа на этот вопрос Гавриил Романович выбирает самый верный способ: лирическое слово. Ведь большинство стихотворений Державина отличает именно честность и искренность лирического героя перед самим собой.
КОМПОЗИЦИЯ
Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьёзный настрой автора.
По смыслу в нём можно выделить три части:
- Первая часть (первые три строфы) описывает памятник — посмертную славу поэта, её протяжённость в пространстве и
времени.
2. Вторая часть (четвёртая строфа) говорит о том, чем поэт заслужил такую славу и память о себе.
3. Третья часть ( последняя строфа) — обращение к музе – покровительнице поэзии.
КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЕТ В СТИХОТВОРЕНИИ?
В стихотворении царит торжественное и уверенное настроение, которое не меняется на протяжении текста. Стихотворение пронизано чувством гордости за свои достижения и уверенности в их значимости.
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СИСТЕМУ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ СТИХОТВОРЕНИЯ
Образ, выходящий на первый план в произведении Державина, – памятник. Он несет за собой определенный метафорический ряд и является символом нерушимой памяти о поэте, внесшем в отечественную литературу вклад, который невозможно переоценить.
Далее следует образ Музы. Лирический герой призывает ее «возгордиться» и отвечать на презрение толпы, фактически провозглашая ее хранителем своей памяти в веках.
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
- настоящее - монолог автора – его воспоминания о прошлом и размышления о будущем произносятся сейчас, в настоящем времени
- Будущее - размышление автора о собственной посмертной жизни
- Прошедшее -
автор своим творчеством воздвиг себе памятник, он вспоминает о том, как стал известным
Можно сказать, что художественное время стихотворения пронизано вечностью: памятник, воздвигнутый поэтом, «времени полет не сокрушит».
Поэт придаёт произведению национальную окраску, что помогает автору передать широту пространства стихотворения.
Слух пройдёт обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем знаменит стал…
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
Стихотворение Державина «Памятник» имеет четкое название, в отличие от стихотворения Пушкина, которое озаглавлено первой строкой («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).
Это подтверждает мысль о том, что Гавриил Романович центральным образом и объектом восхвалений лирического героя делает именно памятник, а не себя, этот памятник создавшего.
В «Памятнике» Державин стремился подвести итоги всему своему творческому пути, а потому данное произведение является очень насыщенным смысловыми оттенками. Основная идея стихотворения «Памятник» заключается в том, что литература оказывает огромное влияние на движение общенациональной истории, а потому каждая великая личность, имеющая к ней отношение, не должна забываться последующими поколениями.
Памятник, мемориал
Державин, Санкт‑Петербурге
Памятник Державину
в
Петрозаводске
Микешин Памятник Екатерине 2
Памятник Державину в Москве
Памятник Державину в Казани
с. Державино Бузулукского района
Главная мысль стихотворения «Памятник» – невозможно переоценить заслуги поэта-первопроходца, который, к тому же отличается честностью и способностью говорить правду даже царям.
ЧЕМУ УЧИТ?
«Памятник» учит нас задумываться о наследии, которое уже было оставлено великими людьми в прошлом и о том, какое наследие после себя можем оставить мы сами. Важно изучать историю и литературу нашей страны, чтобы отдавать дань памяти личностям, повлиявшим на направление движения государства, в котором мы родились.
Автор показывает читателям, какие заслуги он считает достойными памяти и акцентирует внимание на важности гражданской лирики.
Оно вдохновляет на размышления о значимости культурного наследия и искусства.
СРЕДСТВА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Перечислите тропы, использованные в стихотворении «Памятник» Державина
- Слова высокого стиля: «тлен», «дерзнул», «возгордись», «чело».
- Эпитеты: памятник «чудесный, вечный», «заслугой справедливой».
- Метафоры: «времени полет», «зарей бессмертия».
- Олицетворения: «вселенна будет чтить», «слух пройдет».
- Гиперболы: «металлов тверже он и выше пирамид», «народах неисчетных».
- Инверсии: «часть меня большая», «заслугой справедливой».
- Градация (постепенное нарастание, увеличение степени проявления признака): «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА СТИХОТВОРЕНИЯ (АНТОНИМЫ, АРХАИЗМЫ)
Антонимы: «не умру» - «но станет жить»; слава «возрастет, не увядая»; «от Белых вод до Черных»; «из безызвестности я тем известен стал».
Архаизмы: «доколь» (устар. – «до каких пор?»), «вселенна» (вместо «вселенная»), «Белые воды и Черные» (архаизм – вместо Белое море и Черное море ), «всяк» (вместо «всякий»), «неисчетный» (вместо «неисчислимый»), «дерзнул» (высок. – «смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому), «презреть» – пренебречь; «чело» - лоб.
Николай Гаврилович Чернышевский:
«В своей поэзии что ценил он?
Служение на пользу общую…
Гораций говорит:
“ Я считаю себя достойным славы
за то, что хорошо писал стихи”.
Державин заменяет это другим:
“ Я считаю себя достойным за то,
что говорил правду народам и царям”».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Используя текст, заполните таблицу.
М.В.Ломоносов
Черты биографии
Границы творческого бессмертия
Г.Р.Державин
А.С.Пушкин
Каковы отношения у поэта с музой
М.В.Ломоносов
Черты биографии
Г.Р.Державин
“ Мне беззнатный род препятством не был”.
Границы творческого бессмертия
А.С.Пушкин
“… первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.
Поэт будет жить, пока живо его Отечество.
Каковы отношения у поэта с музой
“… чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.
“ Доколь славянов род вселенна будет чтить”.
Муза – высокая покровительница.
“… доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.
Муза – верная подруга поэта.
Муза – соратник на великом поприще поэзии.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ВОПРОС
Содержание
Форма стихотворения
О каком памятнике идёт речь?
Как раскрывает Державин тему поэта и поэзии?
Что вызвало негодование оппонентов поэта?
Какой путь развития русской поэзии предвидел Державин?
Вывод
ИСТОЧНИКИ