Гагаринский урок
Этап №1
Введение
Тезисы, ключевые понятия:
12 апреля –День космонавтики;
Космонавтика – разноплановая наука;
СССР – пионер в космосе;
Россия – передавая космическая держава.
Мультимедиа:
Демонстрация слайдов 1-7 (см. «Презентация»);
Просмотр фильма «Мы первые!» (см. «Фильмотека»).
Текст учителя
Слайд 1: Здравствуйте, ребята! Кто вспомнит, какое сегодня число? Какой праздник отмечает весь мир сегодня? Правильно! День космонавтики.
Слайд 2,3,4: Космонавтика – это теория и практика полетов в космос, а также изучение космического пространства с помощью пилотируемых и автоматических космических аппаратов.
Слайд 5: В нашей стране ведутся работы по созданию космических аппаратов различного назначения, ракет-носителей, строятся космодромы.
Слайд 11: СССР первым вывел искусственный спутник Земли на орбиту. Первое животное на орбите, собака Лайка, была запущена в космос благодаря советским ученым. Знаменитые собаки Белка и Стрелка после суточного полета на борту второго советского корабля-спутника вернулись на Землю живыми и здоровыми.
Слайд 12: Первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин и А.А. Леонов – космонавт, совершивший первый выход в открытый космос, – это наши соотечественники.
Слайд 13: Первая долговременная орбитальная станция, первые автоматические станции, достигшие поверхности Луны, Венеры и Марса. И этот длинный список можно продолжать еще долго. Просмотр фильма «Мы – первые!»
Скажите, знали ли вы, что нашей стране принадлежит такое большое количество рекордов в области космонавтики? Вы узнали, какие исследования и разработки ведутся в нашей стране. Как вы считаете, Россия – передавая космическая держава?
Этап №2.
Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт
Тезисы, ключевые понятия:
День космонавтики приурочен к дате полета первого космонавта;
Ю.А. Гагарин – первый в мире космонавт;
Факты из биографии Ю.А. Гагарина. Деятельность учащихся
Мультимедиа:
Демонстрация слайдов 8-11 (см. «Презентация»);
Просмотр фильма «Юрий Гагарин» (см. «Фильмотека»).
Текст учителя
Слайд 14: Запуск первого искусственного спутника Земли ознаменовал начало космической эры человечества. Это событие произошло 4 октября 1957 года. А День космонавтики отмечается 12 апреля. Кто знает, какое эпохальное событие состоялось 12 апреля 1961 года? Правильно! В космос полетел первый в мире человек космонавт Ю.А. Гагарин.
Слайд 15: Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино в Смоленской области. В 1941 году Юра пошел в школу, но учебу прервала война. Его дом был оккупирован фашистскими захватчиками, и семье в течение практически двух лет пришлось ютиться в небольшой землянке, сделанной руками отца будущего космонавта. В 1945 году Гагарины переехали в город Гжатск, где Юра продолжил учебу в школе. В 1949 году он на «отлично» закончил 6-й класс. Уехал в Москву и поступил в Люберецкое ремесленное училище и параллельно начал учиться в вечерней школе рабочей молодежи. В 1951 году Гагарин окончил училище и седьмой класс вечерней школы и решил продолжить учебу в Саратовском техникуме, куда был зачислен без экзаменов как отличник. С сентября 1954 года по октябрь 1955 года занимался в саратовском аэроклубе. А спустя 2 года в 1957 году закончил Первое Чкаловское высшее авиационное училище летчиков в Оренбурге. Далее была служба в морской авиации на северном флоте в Мурманской области.
Слайд 16: А 7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС зачислен в первый отряд космонавтов, состоящий из 20 человек, где приступил к подготовке к полету в космос. Просмотр фильма «Юрий Гагарин»
Слайд 17: 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал первый пилотируемый космический корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту. За 108 минут корабль-спутник сделал виток вокруг Земли, и космонавт благополучно вернулся на Землю.
. -Давайте поразмыслим, какие качества позволили Юрию Гагарину стать кандидатом в космонавты, а затем стать первым человеком, побывавшим на орбите?
- Возможные ответы: целеустремленность, ум, любознательность, разносторонность, не боялся трудностей, ответственность и т.д.
-Только ли избранные люди могут обладать подобными качествами? Каждый из нас способен на великие свершения.
Учитель выслушивает ответы. Организовывает обсуждение.