Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап, 1мин. | Взаимное приветствие |
Здравствуйте, ребята Присаживайтесь пожалуйста | Учащиеся встают. Учащиеся садятся. |
Проверка присутствующих |
Кто сегодня отсутствует на уроке? | Староста отвечает, кто отсутствует. |
Проверка готовности к уроку |
Проверьте, чтобы все необходимое к уроку лежало у вас на парте | Учащиеся делают проверку |
Актуализация знаний учащихся,6 мин. | Письменный опрос по домашнему заданию ( по карточкам, все учащиеся) . (4мин.) Прием «Побуждение». Давайте вспомним материал, изученный на прошлом уроке. В прошлый раз мы говорили о восстание рабов. Каковы были причины восстания? Кто встал во главе восстания? Что нам известно о Спартаке? Давайте вспомним, в каком году в Риме была установлена республика? Какова была территория Римского государства? Работа с картой у доски. Определение географического месторасположения государства. Какие государства вошли в состав Римского государства? Кому принадлежала верховная власть в Риме? Предположите, какая была обстановка в Римском государстве после подавления восстания Спартака? | Письменно отвечают на вопросы. Ответ: желание обрести свободу, вернуться на родину, поделить имущество богачей... Ответ: Спартак. Ответ: он был фракийцем, попал в плен и сделан гладиатором. Ответ: в 509 г. до н.э. Ответ у доски (карта): территория Рима была огромная, включая Италию, Испанию, часть Галлии, Северной Африки, Греции, Малой Азии. Ответ: сенату. Ответ: в стране было неспокойно |
Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, 6 мин. | Прием «Работа с историческим источником». А вот какой была обстановка в Риме мы узнаем с помощью документа, который лежит у вас на столах. (учебник стр.270) По рассказу древнего писателя Плутарха, «Рим был подобен судну, несущему без управления». Вопросы к документу: - Какими способами пользовались люди, чтобы стать консулами? - Что помогло бы исправить ситуацию в Риме? - А что такое единовластие? Показ изображения Цезаря с его изречениями. Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока – «Единовластие Цезаря». Что вы хотели бы узнать в процессе изучения данной темы? Фразу необходимо начинать с фразы «Я хочу узнать» Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока. Прежде чем вам приступить к работе возьмите листочки (рефлексия) и заполните там, где считаете нужным в столбце начало урока. Отвечая на утверждения: «да или нет». После изучения материала тоже самое проделаем в конце урока. План сегодняшнего урока: Возвышение Цезаря; Захват Цезарем власти; Гибель Цезаря. Задание на урок. « Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?» | Читают документ. Отвечают на вопросы. управление, при котором вся власть сосредоточена в руках одного лица. Ответ: Цезарь. Учащиеся записывают дату и тему урока. Учащиеся записывают план урока. |
Первичное усвоение новых знаний, 10 мин. | Для установления порядка в Риме, необходимо было заменить республиканскую форму правления на единовластие. Все чаще командование войсками поручали не консулам, а опытным военачальникам. Успешные завоевательные войны усиливали власть полководцев. Они сами набирали войско, и легионеры подчинялись только военачальнику, так как плату они получали от него. Жители Рима стали задумываться о том, чтобы лишить сенат власти и передать ее в руки опытного полководца, распоряжающегося сильным войском. Главными кандидатами были Гней Помпей и Марк Красс, который сыграли главную роль в подавлении восстания Спартака. В эти же годы, в Риме появляется еще один кандидат Гай Юлий Цезарь. Давайте перенесемся в прошлое и представим себя на месте жителей Риме, кого из трех полководцев выбрали бы вы на месте римлян. И прежде чем сделать выбор, давайте познакомимся с деятельностью этих исторических личностей. Прием «Театрализованное представление». Сегодня у нас в гостях Гай Юлий Цезарь, Гней Помпей и Марк Красс. У кого, на ваш взгляд, было больше шансов в борьбе за власть? Обоснуйте свою точку зрения. Давайте путем открытого голосования проведем выборы на должность правителя Рима. Действительно, больше всех шансов имел Помпей. И все-таки победил Цезарь. Давайте запишем: В 60 г. до н.э. Красс, Помпей и Цезарь заключили триумвират – союз трех полководцев. Цезарь стал консулом 59 г. до н.э., а после этого получил в управление провинцию Галлия. | Учащиеся слушают. Учащиеся рассказывают заранее подготовленные биографии полководцев. По возможности выступают с атрибутами древнеримской одежды. Учащиеся высказывают предположения. Учащиеся голосуют с помощью поднятия руки. Записывают дату с доски |
Физкультминутка 1 мин. | Встали все, давайте немного отдохнем. Я говорю слово или выражение, и если оно встречалось сегодня на уроке, вы хлопаете, если нет, то вы поднимаете руки вверх. Триера, единовластие, триумвират, гладиатор, Галлия, Карфаген, Цезарь, фаланга, триумф, Красс, Помпей, Тиберий Гракх, Колизей. | |
Первичное усвоение новых знаний, 9 мин. | Чем же прославился Цезарь, будучи наместником Галлии? Работа с учебником: стр. 268, п. 2 «Цезарь завоёвывает огромную страну». Прочитать и обсудить с соседом по парте, прочитанный материал. - Какую территорию хотел подчинить Цезарь? - Каков итог похода Цезаря в Галлию? - Как вы думаете, как отреагировали на такой успех Цезаря его противники? Рассказ учителя. в 49 г. до н.э. Узнав о решении сената, Цезарь подошел к речке Рубикон (показывает по карте), отделявшей провинцию Галлию от Италии. Там остановился в глубоком раздумье и наконец произнес: «жребий брошен». Эта фраза и сегодня используется в речи, и означает «выбор сделан», «принять трудное решение». По команде Цезаря войско переправилось через Рубикон и двинулось на Рим. Так началась гражданская война Цезаря против римского сената во главе с Помпеем Великим. 49 г. до н.э. – Цезарь захватил власть в Риме. А сейчас прочитайте на стр. 269 пункт 3 и выпишите в тетрадь новые понятия, затем мы с вами обсудим прочитанное. 1.Как называли старых солдат, завершивших службу? Что сделал для них Цезарь? 2.Какое пожизненное звание даровал Цезарю сенат? 3.В чем проявилась неограниченная власть Цезаря? Прием «Видеосюжет» с заданием до просмотра. (Выписать дату смерти Цезаря) Сейчас мы с вами узнаем, как закончилась жизнь одного из величайших политиков в истории человечества. Просмотр видео фрагмента «убийство Цезаря». - 15 марта 44 года до.н.э. Цезарь был убит. | Читают, затем обсуждают. Отвечают на вопросы: -Заальпийскую Галлию, неподвластные Риму. - Галлия покорена и объявлена римской провинцией. - Успехи Цезаря вызвали зависть у других полководцев. Особенно у Красса и Помпея. Красс погибает в походе на Восток, а Помпей уговорил сенат, приказать Цезарю распустить войска и безоружным вернуться в Рим. Учащиеся слушают. Учащиеся записывают: 49 г. до н.э. – Цезарь захватил власть в Риме. Учащиеся выписывают понятия. 1.Ответ: ветераны. Ответ: наделил землей. 2.Ответ: диктатор. 3.Ответ: в Народном собрании на должности консулов или народных трибунов выбирали тех, кого Цезарь счет достойным и преданным себе. Изображения Цезаря чеканились на монетах, он восседал на золотом кресле. Просмотр видеофрагмента. Записывают в тетрадь. |
Первичное закрепление, 3 мин. | Проверка усвоения учащимися нового материала (фронтальный опрос): 1.Кто был претендентами на власть в Риме? 2.Кто одержал победу в гражданской войне? 3.Когда Цезарь захватил власть в Риме? Задание на урок. « Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?» | Ответ: Красс, Помпей и Цезарь. Ответ: Юлий Цезарь. Ответ: в 49 г. до н.э.. Ответ: власть Цезаря стала неограниченной, Цезарь не обязан был отчитываться в своих действиях. |
Информация о домашнем задании, 2 мин. | Учитель объясняет домашнее задание: § 55; подготовить интересные факты о Цезаре. | Выслушивают информацию, задают вопросы по выполнению домашнего задания |
Рефлексия, 5 мин. Итог урока, 2 мин. | Мы с вами изучили тему «Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура», узнали о великом политическом деятеле и полководце. Сейчас обратите внимание на доску, здесь дано начало предложения, дополните фразу. Дополните фразы: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я приобрел… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… А сейчас возьмите таблицы, на ваших столах, и заполните графу «конец урока». Утверждения | Начало урока | Конец урока | Я знаю, кто такой Цезарь | | | Я знаю, как Цезарь завоевал Галлию | | | Я знаю, как Цезарь пришел к власти | | | Я могу рассказать когда, где и как произошло убийство Цезаря | | | А теперь мы оценим вашу работу на уроке (выставляются оценки). Урок закончен. До свидания. | Делятся впечатлениями, что они узнали и приобрели в результате изучения темы. Заполняют таблицу. Учащиеся слушают свои оценки. Учащиеся встают, собирают вещи и выходят из класса. |