СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура» может быть использован при прохождении нового материала на уроках истории в 5 классе при изучении раздела «Древний Рим».  Данный ресурс также дает возможность повторить ранее изученный материал по указанной теме, расширить знания учащихся о личности Юлия Цезаря и периоде его единовластия, закрепить навыки работы с историческими источниками.

Просмотр содержимого документа
«Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура»

Методическая разработка

Предмет

История

Класс

5

Тема урока

«Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура»

Цель и задачи урока:

Цель: сформировать представление о личности Юлия Цезаря и периоде его единовластия.

Задачи: обучающие – дать характеристику особенностей развития поздней Римской республики, причинах и предпосылках падения республики в Риме, изучить понятия ветеран, диктатор;

развивающие – способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников, развивать навык самостоятельной работы учащихся с источниками информации (учебной литературой), развивать умения рассуждать, делать выводы;

воспитывающие – развитие личностных качеств: смелость, решительность и стремление к достижению поставленной цели; формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории посредством использования технических средств обучения.


Планируемые образовательные результаты:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.

Тип урока/форма проведения урока: комбинированный/ урок – исследование.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.


Формы организации обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. — 14-е изд.,перераб. — М.: Просвещение, 2023. — 320 с.:ил.,карты.

Оборудование: Учебник История Древнего мира 5 класс, ПК, проектор, презентация, видеоматериалы, тетрадь, мел, доска, раздаточный материал, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап, 1мин.

Взаимное приветствие

Здравствуйте, ребята

Присаживайтесь пожалуйста

Учащиеся встают.

Учащиеся садятся.

Проверка присутствующих

Кто сегодня отсутствует на уроке?

Староста отвечает, кто отсутствует.

Проверка готовности к уроку

Проверьте, чтобы все необходимое к уроку лежало у вас на парте

Учащиеся делают проверку

Актуализация знаний учащихся,6 мин.

Письменный опрос по домашнему заданию ( по карточкам, все учащиеся) . (4мин.)

Прием «Побуждение».

Давайте вспомним материал, изученный на прошлом уроке. В прошлый раз мы говорили о восстание рабов.

Каковы были причины восстания?

Кто встал во главе восстания?

Что нам известно о Спартаке?

Давайте вспомним, в каком году в Риме была установлена республика?

Какова была территория Римского государства?

Работа с картой у доски. Определение географического месторасположения государства. Какие государства вошли в состав Римского государства?

Кому принадлежала верховная власть в Риме?

Предположите, какая была обстановка в Римском государстве после подавления восстания Спартака?

Письменно отвечают на вопросы.

Ответ: желание обрести свободу, вернуться на родину, поделить имущество богачей...

Ответ: Спартак.

Ответ: он был фракийцем, попал в плен и сделан гладиатором.

Ответ: в 509 г. до н.э.

Ответ у доски (карта): территория Рима была огромная, включая Италию, Испанию, часть Галлии, Северной Африки, Греции, Малой Азии.

Ответ: сенату.

Ответ: в стране было неспокойно

Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, 6 мин.


Прием «Работа с историческим источником».

А вот какой была обстановка в Риме мы узнаем с помощью документа, который лежит у вас на столах. (учебник стр.270)

По рассказу древнего писателя Плутарха, «Рим был подобен судну, несущему без управления».


Вопросы к документу:

- Какими способами пользовались люди, чтобы стать консулами?

- Что помогло бы исправить ситуацию в Риме?

- А что такое единовластие?

Показ изображения Цезаря с его изречениями.

Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Итак, тема нашего урока – «Единовластие Цезаря».

Что вы хотели бы узнать в процессе изучения данной темы?

Фразу необходимо начинать с фразы «Я хочу узнать»

Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока.

Прежде чем вам приступить к работе возьмите листочки (рефлексия) и заполните там, где считаете нужным в столбце начало урока. Отвечая на утверждения: «да или нет».

После изучения материала тоже самое проделаем в конце урока.

План сегодняшнего урока:

  1. Возвышение Цезаря;

  2. Захват Цезарем власти;

  3. Гибель Цезаря.

Задание на урок. « Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»

Читают документ.






Отвечают на вопросы.


управление, при котором вся власть сосредоточена в руках одного лица.

Ответ: Цезарь.



Учащиеся записывают дату и тему урока.



Учащиеся записывают план урока.


Первичное усвоение новых знаний, 10 мин.

Для установления порядка в Риме, необходимо было заменить республиканскую форму правления на единовластие.

Все чаще командование войсками поручали не консулам, а опытным военачальникам. Успешные завоевательные войны усиливали власть полководцев. Они сами набирали войско, и легионеры подчинялись только военачальнику, так как плату они получали от него.

Жители Рима стали задумываться о том, чтобы лишить сенат власти и передать ее в руки опытного полководца, распоряжающегося сильным войском.

Главными кандидатами были Гней Помпей и Марк Красс, который сыграли главную роль в подавлении восстания Спартака. В эти же годы, в Риме появляется еще один кандидат Гай Юлий Цезарь.

Давайте перенесемся в прошлое и представим себя на месте жителей Риме, кого из трех полководцев выбрали бы вы на месте римлян. И прежде чем сделать выбор, давайте познакомимся с деятельностью этих исторических личностей.

Прием «Театрализованное представление».

Сегодня у нас в гостях Гай Юлий Цезарь, Гней Помпей и Марк Красс.


У кого, на ваш взгляд, было больше шансов в борьбе за власть? Обоснуйте свою точку зрения.

Давайте путем открытого голосования проведем выборы на должность правителя Рима.

Действительно, больше всех шансов имел Помпей. И все-таки победил Цезарь.


Давайте запишем: В 60 г. до н.э. Красс, Помпей и Цезарь заключили триумвират – союз трех полководцев.

Цезарь стал консулом 59 г. до н.э., а после этого получил в управление провинцию Галлия.

Учащиеся слушают.
















Учащиеся рассказывают заранее подготовленные биографии полководцев. По возможности выступают с атрибутами древнеримской одежды.

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся голосуют с помощью поднятия руки.





Записывают дату с доски





Физкультминутка 1 мин.

Встали все, давайте немного отдохнем. Я говорю слово или выражение, и если оно встречалось сегодня на уроке, вы хлопаете, если нет, то вы поднимаете руки вверх.

Триера, единовластие, триумвират, гладиатор, Галлия, Карфаген, Цезарь, фаланга, триумф, Красс, Помпей, Тиберий Гракх, Колизей.


Первичное усвоение новых знаний, 9 мин.

Чем же прославился Цезарь, будучи наместником Галлии?

Работа с учебником: стр. 268, п. 2 «Цезарь завоёвывает огромную страну». Прочитать и обсудить с соседом по парте, прочитанный материал.

- Какую территорию хотел подчинить Цезарь?

- Каков итог похода Цезаря в Галлию?

- Как вы думаете, как отреагировали на такой успех Цезаря его противники?









Рассказ учителя.

в 49 г. до н.э. Узнав о решении сената, Цезарь подошел к речке Рубикон (показывает по карте), отделявшей провинцию Галлию от Италии. Там остановился в глубоком раздумье и наконец произнес: «жребий брошен». Эта фраза и сегодня используется в речи, и означает «выбор сделан», «принять трудное решение». По команде Цезаря войско переправилось через Рубикон и двинулось на Рим. Так началась гражданская война Цезаря против римского сената во главе с Помпеем Великим.

49 г. до н.э. – Цезарь захватил власть в Риме.




А сейчас прочитайте на стр. 269 пункт 3 и выпишите в тетрадь новые понятия, затем мы с вами обсудим прочитанное.

1.Как называли старых солдат, завершивших службу?

Что сделал для них Цезарь?

2.Какое пожизненное звание даровал Цезарю сенат?

3.В чем проявилась неограниченная власть Цезаря?









Прием «Видеосюжет» с заданием до просмотра.

(Выписать дату смерти Цезаря)

Сейчас мы с вами узнаем, как закончилась жизнь одного из величайших политиков в истории человечества.

Просмотр видео фрагмента «убийство Цезаря».

- 15 марта 44 года до.н.э. Цезарь был убит.

Читают, затем обсуждают.



Отвечают на вопросы:

-Заальпийскую Галлию, неподвластные Риму.

- Галлия покорена и объявлена римской провинцией.

- Успехи Цезаря вызвали зависть у других полководцев. Особенно у Красса и Помпея. Красс погибает в походе на Восток, а Помпей уговорил сенат, приказать Цезарю распустить войска и безоружным вернуться в Рим.

Учащиеся слушают.









Учащиеся записывают: 49 г. до н.э. – Цезарь захватил власть в Риме.


Учащиеся выписывают понятия.

1.Ответ: ветераны.

Ответ: наделил землей.

2.Ответ: диктатор.

3.Ответ: в Народном собрании на должности консулов или народных трибунов выбирали тех, кого Цезарь счет достойным и преданным себе. Изображения Цезаря чеканились на монетах, он восседал на золотом кресле.


Просмотр видеофрагмента.





Записывают в тетрадь.

Первичное закрепление, 3 мин.

Проверка усвоения учащимися нового материала (фронтальный опрос):

1.Кто был претендентами на власть в Риме?

2.Кто одержал победу в гражданской войне?

3.Когда Цезарь захватил власть в Риме?

Задание на урок. « Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»


Ответ: Красс, Помпей и Цезарь.

Ответ: Юлий Цезарь.

Ответ: в 49 г. до н.э..


Ответ: власть Цезаря стала неограниченной, Цезарь не обязан был отчитываться в своих действиях.

Информация о домашнем задании, 2 мин.

Учитель объясняет домашнее задание: § 55; подготовить интересные факты о Цезаре.

Выслушивают информацию, задают вопросы по выполнению домашнего задания

Рефлексия, 5 мин.




























Итог урока, 2 мин.

Мы с вами изучили тему «Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура», узнали о великом политическом деятеле и полководце. Сейчас обратите внимание на доску, здесь дано начало предложения, дополните фразу.

Дополните фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я приобрел…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…



А сейчас возьмите таблицы, на ваших столах, и заполните графу «конец урока».

Утверждения

Начало

урока

Конец

урока

Я знаю, кто такой Цезарь



Я знаю, как Цезарь завоевал Галлию



Я знаю, как Цезарь пришел к власти



Я могу рассказать когда, где и как произошло

убийство Цезаря



А теперь мы оценим вашу работу на уроке (выставляются оценки).

Урок закончен. До свидания.



Делятся впечатлениями, что они узнали и приобрели в результате изучения темы.









Заполняют таблицу.












Учащиеся слушают свои оценки.

Учащиеся встают, собирают вещи и выходят из класса.


Приложение

Записи

На доске

В тетрадях учащихся

Дата, тема: «Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура»

План урока:

  1. Возвышение Цезаря;

  2. Захват Цезарем власти;

  3. Гибель Цезаря.

60 г. до н.э.

49 г. до н.э.

44 г. до н.э.

Триумвират

Ветеран

Диктатор

Д/з

  1. § 55; ответить на вопросы

  2. Найти интересные факты из жизни Гая Юлия Цезаря.

Дата, тема: «Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура»

План урока:

  1. Возвышение Цезаря;

  2. Захват Цезарем власти;

  3. Гибель Цезаря.

60 г. до н.э. – Красс, Помпей и Цезарь заключили триумвират – союз трех полководцев

49 г. до н.э. – Цезарь захватил власть в Риме

44 г. до н.э. – заговор и убийство Цезаря

Ветеран – старый солдат, завершивший службу

Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях

Д/з

  1. § 55; ответить на вопросы

  2. Найти интересные факты из жизни Гая Юлия Цезаря.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!