СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен анализу  галереи образов помещиков в поэме. Урок разработан для 9 класов.

Просмотр содержимого документа
«Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"»

9 класс

Тема урока. «Галерея образов помещиков»  (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Цели урока: 

Образовательные: 

  •  формировать у обучающихся представление о России Гоголя – России первой  половины 19 века;

  • раскрыть характеристику образов помещиков, выделить главные черты характеров, особенности портрета, показать типичность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Н.В. Гоголя – детали;

  • обучить учащихся умению находить и исследовать детали в художественном тексте и делать выводы.

Развивающие:

  • содействовать развитию самостоятельного мышления обучающихся, закрепить умение анализировать и оценивать художественное произведение и его героев;

  • углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории;

  • формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе;

  • развитие нравственных качеств обучающихся, умение отстаивать собственную точку зрения.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:

  • формирование основ гражданской позиции;

  • осознание обучающимся своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;

  • эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении обучающимся социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств ‒ нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного);

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других стран;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

Регулятивные УУД: 

  • способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

Коммуникативные УУД:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Познавательные УУД: 

  • привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

  • помочь обучающимся раскрыть свои творческие способности в создании и представлении своих проектов.

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма организации учебной деятельности: работа в парах.

Методы обучения: словесный; наглядный; поисковый.

Приёмы деятельности учителя: работа с текстом; использование мультимедийных средств.

Оборудование: мультимедиа проектор, таблица «Образы помещиков в поэме «Мертвые души», рабочая тетрадь ученика.

Ход  урока

I.  Организационный момент

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя

− Мы продолжаем работать над поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души». На дом каждая группа получила задание исследовать образ помещика. По мере раскрытия образа я предлагаю вам делать пометы в тетрадях, которые вам пригодятся при выполнении д/з.

Поэма «Мертвые души»  −  произведение не только о настоящем и будущем России времен Гоголя, а о судьбе России вообще, о ее месте в мире, хотя на первый взгляд может показаться, что это лишь рассказ о похождениях ловкого авантюриста Чичикова. Поэма построена как история похождений героя-дельца, скупающего мертвые души. Но из рассказа о путешествии Чичикова по необъятным просторам великой страны вырастает картина русской жизни во всем ее многообразии. Читатель невольно задается вопросом: "А что же дальше? Какова судьба этой страны?" Писатель не дает прямого ответа на этот вопрос.

Созданная Гоголем картина русской жизни достаточно полна. Мы видим перед собой представителей различных сословий. В первую очередь, это помещики и чиновники, составлявшие в то время главную опору власти. Это не столичное дворянство, не аристократия, а провинциальные помещики средней руки и губернские чиновники. И это не случайно. Гоголь стремился изобразить жизнь всей России. Всю страну Чичиков проехать не мог, да и незачем было. Достаточно показать жизнь одного города, типичного для всей России того времени. Для этой цели провинциальный губернский город, находящийся между Петербургом и Москвой, подходил как нельзя лучше. И та жизнь, которая предстает перед нами со страниц этого произведения, совершенно безрадостна и уродлива.

«Мертвые души» - творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях» - говорил В.Г. Белинский (Слайд 2)

Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло много времени, но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой. В чем причина? Легко было бы ответить: в гениальности

создателя поэмы. Но такое объяснение будет слишком общим. Ведь каждый великий художник имеет свои особые истоки и импульсы творчества. Имел их и Гоголь. Цель нашего урока – обратиться к этим истокам и нащупать эти импульсы  творчества великого сатирика, попробовать приблизиться к Гоголю, «почувствовать» гениальную живопись словом.

Известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков говорил: «…Нельзя понять «Мертвые души» с первого раза». Давайте ещё раз пройдём по пути, предложенному нам автором, и  вместе с Чичиковым встретимся с первым владетелем крепостных.

III. Представление помещиков.

1 группа          

С Маниловым Чичиков  встречается в 1 главе на балу у губернатора.  «Тут же познакомился он с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем…». (слайд  3 )

От обоих Чичиков получает приглашение и первым решает посетить Манилова

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Уже в описании деревни этого помещика проявляется сущность его характера. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. (слайд  4 )

В описании господской усадьбы открываются новые черты Манилова. Здесь уже мы видим человека, претендующего на «образованность», «культурность», «аристократизм», но  все попытки героя казаться образованным и утонченным аристократом пошлы и нелепы.

Дом Манилова стоит «одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам», зато гора, на которой стоит усадьба, «одета подстриженным дерном», на ней «разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций». Неподалеку виднеется беседка «с деревянными голубыми колоннами» и надписью «Храм уединенного размышления». А рядом с «храмом» заросший, покрытый зеленью пруд, по которому, «картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон», бредут две бабы, влача за собой изорванный бредень.

Чичиков со свойственной ему проницательностью сразу понимает сущность помещика и то, как с ним надо вести себя. Он становится таким же слащаво-любезным, как Манилов. Долго упрашивают они друг друга пройти вперед (слайд 5) «Наконец оба приятеля вошли боком и несколько притиснули друг друга…»

О самом Манилове Гоголь пишет так: «Он был человек так себе, ни то ни се: ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». (слайд 6)

«Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».  (слайд 7)

Но Гоголь не зря замечает, что в «приятность» Манилова «чересчур было передано сахару; в первую минуту о Манилове можно только сказать: «Какой приятный и добрый человек!», затем уже «ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!»− и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». (слайд 8)

Слащавость проскальзывает и в его семейных отношениях с женой и детьми. Недаром чуткий Чичиков сразу, настроившись на волну Манилова, начинает восхища-ться его миловидной женой и вполне заурядными детьми, Фемистоклюсом  и Алкидом .

Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.

И характер героя не определен, не уловим. Гоголь говорит:  «Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова».  

Но исследуя его образ, мы увидели, что характер Манилова немного приоткрывается,

проявляется еще и в разговоре о купле мертвых душ. Чичиков даже покраснел от «напряжения что-то выразить». Аферист и мошенник, говоря о своем желании купить крестьян, замкнулся и не кончил речи. Несмотря на всю свою сноровку в таких делах, он пасует перед искренне не понимающим, о чем идет речь, выражением лица Манилова.

Кадр из фильма. Сцена в кабинете Манилова.

    Из подобного сконфуженного состояния Чичиков выводит Манилова опять же с помощью своей деловой хватки. Он убеждает хозяина в законности данного предприятия, Манилов и забыл о сути покупки. Для него задумка гостя - лишь «фантастическое желание», которое и исполняет он, Манилов. А какая это для него честь! «Он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души». К тому же, «умершие души в некотором роде совершенная дрянь».

Учитель:

− Это была первая удача Павла Ивановича в деле скупки мертвых душ. Успех сделки был обусловлен складом характера Манилова, стремящегося во всем к высокому и благородному.

Вывод:

Работая над образом Манилова, мы сделали следующий вывод: полное отсутствие у этого помещика живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный.

Но наряду с отрицательными чертами этого персонажа, мы нашли  и положительные  качества, например: восторженность, симпатия (Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимство (искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное).

Манилов любит жену и детей. За восемь лет совместной жизни отношения остались трогательно-нежными. (слайд 9)   

Учитель:

− Окрыленный первой удачей Павел Иванович отправляется к Собакевичу.

«Чичиков в довольном расположении духа сидел в своей бричке, катившейся давно по столбовой дороге. Из предыдущей главы уже видно, в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей, а потому не диво, что он скоро погрузился весь в него и телом и душою. … мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя; все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра». (слайд 10)

− И тут Гоголь меняет запланированный маршрут Чичикова.  Как  располагает далее помещиков писатель? (Ответы уч-ся) Почему?

 −  Я думаю, что помещиков Гоголь  располагает в таком порядке по мере их духовного

 оскудения и морального падения. Писатель показывает, как постепенно совершался распад

 человеческой личности.

В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками, есть глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал.

Учитель:

 − Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

− Коробочка вторая из галереи помещиков, которых представляет нам Гоголь. Попробуем разобраться, что представляет из себя этот персонаж.  (слайд 11)

2 группа

Чичиков попал в поместье Коробочки, сбившись ночью с дороги. Еще подъезжая к деревне, он услышал лай собак. Собачий лай ассоциируется с хозяйственностью, с тем, что деревня процветает.  

Поместье Коробочки отличается крепостью и довольством, сразу видно, что она хорошая хозяйка. Двор, на который выходят окна комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней тварью»;  (слайд 12) далее видны огороды с «хозяйственным овощем»; фруктовые деревья накрыты сетями от птиц, видны и чучела на шестах – «на одном из них надет был чепец самой хозяйки».

Крестьянские избы тоже показывают достаток их обитателей. Словом, хозяйство Коробочки явно процветает и приносит достаточную прибыль. Да и сама деревенька не маленькая – восемьдесят душ.

Описание поместья разделяется на две части – ночью, в дождь, и днем.

Первое описание скудное, так как  Чичиков подъезжает в темноте, во время сильного дождя. Но в этой части текста также существует деталь, которая, на наш взгляд, имеет существенное значение для дальнейшего повествования, - упоминание внешнего вида дома: «остановилась перед небольшим домиком, который за темнотой трудно было рассмотреть. Только одна половина его была озарена светом, исходившим из окон; видна была еще лужа перед домом, на которую прямо ударял тот же свет».

Окна дома – это своего рода глаза, а глаза, как известно, зеркало души. Поэтому то, что Чичиков подъезжает к дому в темноте, освещено только одно окно и свет из него падает в лужу, говорит, о нацеленности на какую-то одну ее сторону.

 «Дневное» описание лишь  подчеркивает эту однобокость внутренней жизни Коробочки – направленность только на хозяйственную деятельность, рачительность и бережливость.

В кратком описании комнат в первую очередь мы  отметили старинность их убранства: «комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…».

В этом описании Гоголем используются синонимы «старенький», «старинный» и «старая»; набор предметов, которые попадаются Чичикову на глаза во время краткого осмотра, также указывает на то, что люди, обитающие в таких комнатах, больше обращены к прошлому, чем к нынешнему.

Дальше в эпизоде описание комнаты дополняется еще одной деталью, которая подтверждает «старинность» жизни Коробочки: Чичиков обнаруживает утром на стене два портрета – Кутузова и «какого-то старика с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче.

(Слайд 13) Гоголь пишет о ней: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держать голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа . (Салоп - верхняя одежда из меха и богатых тканей, вышедшая из моды уже к 1830 году, за долго до описываемых событий; название «салопница» имеет здесь дополнительный оттенок «старомодная»). Видимо, с этой целью Гоголь и упоминает салоп как непременный атрибут подобных помещиц.  Именно такова Коробочка.

Мы обратили внимание на то, что портрет Коробочки не столь подробен, как портреты других помещиков и как бы растянут: сначала Чичиков слышит «хриплый бабий голос» старухи-служанки; затем «опять какая-то женщина, помоложе  прежней, но очень на нее похожая»; когда его проводили в комнаты и он успел осмотреться, вошла барыня - «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, …». (слайд 14)

Гоголь  подчеркивает старость Коробочки, дальше Чичиков про себя прямо называет ее старухой.

Внешний вид хозяйки утром особенно не меняется – исчезает только спальный чепец: «Она была одета лучше, нежели вчера, - в темном платье (вдова!) и уже не в спальном чепце (но на голове, видимо, чепец все-таки был - дневной), но на шее все так же было что-то навязано». (слайд 15)

В беседе по поводу покупки «мертвых» душ раскрывается вся сущность и характер Коробочки. Сначала она никак не может понять, чего хочет от нее Чичиков – умершие крестьяне не имеют никакой хозяйственной ценности, поэтому не могут быть предметом продажи. Когда же она понимает, что сделка может быть выгодна для нее, то недоумение сменяется другим – стремлением получить максимальную выгоду от продажи. Мертвые   души становятся для нее в один ряд с пенькой, медом, мукой и салом. Но все прочее она уже продавала (и довольно выгодно), а это дело для нее новое и неизвестное.

Кадр из фильма. Сцена торга Чичиковым с Коробочкой .

Срабатывает желание не продешевить: «начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь на надул ее этот покупщик», «я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят», «я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», «в хозяйстве как-нибудь на случай понадобятся…».

Своей упертостью она выводит из себя Чичикова, который рассчитывал на легкое согласие. Тут-то и возникает эпитет, которые выражает сущность не только Коробочки, а всего типа подобных людей – «дубинноголовая». Гоголь поясняет, что ни чин, ни положение в обществе не являются причиной такого свойства, «дубиноголовость» - явление весьма распространенное: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».

Вывод:

Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

Учитель:

− В чем вы еще увидели причину бездуховности Коробочки?

Мы думаем, что причина кроется в изначально бездуховной жизни женщины в России, в ее традиционном положении. Сопоставление Гоголем помещицы со светской дамой и детали, говорящие о том, как Коробочка проводит «свободное время» (гадания на картах, хлопоты по хозяйству) отражают отсутствие какой-либо жизни интеллектуальной, культурной, духовной.

Учитель:

− Могла ли жизнь Коробочки сложиться по-другому?

И да, и нет. Влияние окружающего мира, общества, обстоятельства наложили отпечаток на нее, сделали ее внутренний мир таким, каков он есть. Но выход все-таки был – искренняя вера в Бога. Именно истинная христианская нравственность, с точки зрения Гоголя, является той спасительной силой, которая удерживает человека от духовного падения и духовной смерти.

Учитель:

− Сам Гоголь говорил: «… Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого».  (слайд 16) Следующий помещик, которого встретил случайно Чичиков был Ноздрев.

3 группа

С Ноздревым Чичиков первый раз встречается у полицеймейстера, он обратил внимание на то, что все внимательно следили за игрой Ноздрева в карты. Наверное, это довольно ненадежный человек. (слайд 17)

Следующая  встреча, видимо, не случайно происходит в трактире, описание которого Гоголь дает следующее (слайд 18)  «Деревянный потемневший трактир» был вроде русской избы, но более просторный. Узенький навес, деревянная лестница, широкие сени, скрипучая дверь… Место довольно темное, неприглядное, но «разные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей «говорили о том, что совсем не убытки» терпела вышедшая навстречу Чичикову старуха. … Чичиков узнал от нее много интересного о местных помещиках, узнал кое-что и о Собакевиче, к которому, собственно, он и направлялся.

Но тут кое-что другое привлекло его внимание. Это была подъехавшая бричка, запряженная тройкой добрых лошадей. Два человека в ней особо заинтересовали его: высокий белокурый и чернявый пониже. Голос последнего Чичикову сразу показался знакомым. И он не ошибся, так как встречался уже с этим человеком. Это было Ноздрев. (слайд  19)

Это был «человек лет тридцати, разбитной малый, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты».

Чичиков понял самую суть этого помещика – «горазд на все».

     «А что ж, − подумал Чичиков, − заеду я в самом деле к Ноздреву. Чем же он хуже других. Такой же человек, да еще проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». (слайд 20)

Не будь Павел Иванович настолько алчен, он бы внимательнее пригляделся к Ноздреву, понял, что с ним невозможно вести никаких дел. Он продаст, обманет, разнесет слух по всей округе, да еще и приврет «три короба», что в общем-то и случилось.

Несмотря на то, что Ноздрев  - игрок, кутила, беспутный человек, он не лишен обаятельности. В этом обаянии трудно уловить подвох, который проницательный Чичиков не сразу заметил и совершил ошибку.

При посещении поместья Ноздрева гостям  открывается такой пейзаж:

 «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь».

Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.

Образ жизни этого героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство помещика полностью пришло в упадок. В конюшне его пустые стойла, водяная мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только псарня у него в хорошем состоянии. «Среди собак Ноздрев ...совершенно как отец среди семейства», − замечает Гоголь. (слайд 21)

Характер героя, его интересы и образ жизни отражены и в интерьере его дома. В кабинет, куда Ноздрев пригласил гостей  (слайд 22) «… не было следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги, висели только сабли и два ружья.  Шарманка, у которой не все дудки были в порядке. «Одна из них очень бойкая… никак не хотевшая угомониться… долго потом еще свистела». Наверно, такое поведение шарманки символизирует поведение ее владельца, который делал все вдруг, стремительно, без всякого основания, перескакивая с предмета на предмет, т.е. вел себя бесцеремонно, резко, нагло, вызывающе.

Гоголь  особенно часто употребляет при описании Ноздрева сравнения.  «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с тонкими, румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

    Все в Ноздреве пошло, развратно. Законов и норм не для него не существуют. Он позволяет себе говорить с человеком, которого видел один раз, на «ты», называть его «братец мой». Со всеми Ноздрев на короткой ноге. Но грубость его проявляется даже при разговоре о хороших, с его точки зрения, людях: актриса – каналья, хотя ему понравилось, как она пела; Кувшинников – бестия. А сколько у него плутов и мошенников!

Кадр из фильма. Сцена торга Чичиковы с Ноздревым.

Сцена продажи «мертвых душ», хотя и является у Гоголя кульминацией главы, не добавляет к характеру Ноздрева ничего нового. В полном соответствии с авторской характеристикой помещик обнаруживает в ней способность «начать гладью, а кончить гадью». Значение этой сцены, однако, в том, что она, как и эпизод в трактире, представляет Ноздрева в действии.

Мы обратили особое внимание на то, что Ноздрев - единственный из помещиков, который задал своему гостю вопрос, зачем ему «мертвые души», и единственный, от кого Чичиков уехал ни с чем. Но отнюдь не потому, что его возмутила незаконность предлагаемой Чичиковым сделки. Он просто не способен над этим задумываться, не способен выйти за рамки привычных ему понятий, интересов, увлечений.  Это выразительно оттеняет прием механического повторения реплик: «купи у меня жеребца»; «ну, купи каурую кобылу»; «ну, так купи собак»; «так купи шарманку» и т. д. Сам азарт, с которым он предлагает. Чичикову всевозможные способы получения «мертвых душ», начиная от продажи брички и кончая игрой в «банчик» и шашки, убеждает не только в духовной никчемности и цинизме Ноздрева, но и в его полнейшем равнодушии к судьбам своих крестьян, мертвых ли, живых - все равно.

   Учитель:

-  Как и в двух предыдущих главах, посвященных Манилову и Коробочке, Гоголь не дает

развернутого описания жизни крестьян в имении Ноздрева, однако нравственный облик

помещика не оставляет никаких сомнений на этот счет.

Вывод.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Учитель:

− Собакевич следует четвертым в галерее гоголевских помещиков.  

4 группа

Представить  этого помещика мы хотим с описания основных черт − это ум, деловитость, практическая хватка, но при этом для него характерны прижимистость, какая-то тяжеловесная устойчивость во взглядах, характере, образе жизни. Эти черты заметны уже в самом портрете героя, который похож на медведя «средней величины». Даже зовут его Михайлом Семеновичем. «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». (слайд 24)

Гоголь использует прием гротеска: сближение героя с животным, с вещью. Тем самым писатель подчеркивает ограниченность интересов помещика миром материальной жизни.

Качества героя раскрываются  также посредством пейзажа, интерьера и диалогов. Деревня Собакевича «довольно велика». Слева и справа от нее расположены «два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темное, другое светлее». Уже леса эти говорят о хозяйственности помещика, его практической сметке. (слайд 25)

Полностью соответствует внешнему и внутреннему облику хозяина и его усадьба. Собакевич нисколько не заботится об эстетичности, внешней красоте окружающих его предметов, думая лишь об их функциональности.

Чичиков, подъезжая к дому Собакевича, отмечает, что при постройке, очевидно, «зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина». «Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин − удобства...», −замечает Гоголь. Это «удобство», забота о функциональности предметов проявляется у Собакевича во всем. Двор помещика окружен «крепкою и непомерно толстою деревянного решеткой», конюшни и сараи сделаны из полновесных, толстых бревен, даже деревенские избы мужиков «срублены на диво» − «все ...пригнано плотно и как следует». (слайд 26)

Обстановка в доме Собакевича воспроизводит тот же «крепкий, неуклюжий порядок». Стол, кресла, стулья − все «самого тяжелого и беспокойного свойства», в углу гостиной стоит «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь». На стенах висят картины «греческих полководцев» − необыкновенно крепких и рослых молодцов, «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходит по телу». (слайд 27)

Учитель:

− Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.

Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе?  – Нет, этого помещика не интересуют такие вопросы.

И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же оживляется Собакевич?

− Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».

Отрывок из фильма. Сцена торга Собакевича с Чичиковым.

Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. (слайд 28)

Но даже глазом не моргнул, потому что главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.   Он  в

конце концов соглашается на «два с полтиною», лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар. «Кулак, кулак!» - подумал о Собакевиче Чичиков, покидая его имение. (слайд 29)

Вывод:

Гоголь подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже. Гоголь пишет: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку”.

Учитель:

− Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

− Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечестве”?

5 группа

Как   всегда, появлению самого персонажа на страницах поэмы предшествует описание его поместья, самого дома. (слайд 30)

Владения самого богатого помещика Плюшкина отличаются самой чудовищной разрухой.

    Въезд в поместье полуразрушен, бревна вдавливаются, как фортепьянные клавиши. Всюду видна особенная ветхость, крыши напоминают решето, окна заткнуты тряпьем. Из-за изб видны огромные клади лежалого хлеба, похожего цветом на выжженный кирпич. Здесь все безжизненно. Господский дом, «сей странный замок», расположен посреди капустного огорода, похож на «дряхлого инвалида».

    Описанию жилища богатейшего помещика Гоголь отводит особое место: «Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера…. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками».

    Плюшкин давно уже не знает, сколько, где и чего производится в его обширном и загубленном хозяйстве. Зато он следит за уровнем старой наливки в графинчике: не выпил ли кто-нибудь. Запустение «пошло на пользу» одному лишь плюшкинскому саду, который, начинаясь близ господского дома, пропадает в поле. Все остальное погибло, омертвело.

    Встретив Плюшкина по дороге к дому, Чичиков не может понять, кто перед ним – баба или мужик, ключник или ключница: «Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». (слайд 31)

    У этого существа даже стерлись грани пола! Узнав, что эта «ключница» и есть богатый помещик, владелец тысячи душ, Чичиков долго не может прийти в себя.

Гоголь пишет, что хотя лицо этого персонажа не представляло собой ничего особенного, оно выделяется все-таки из галереи прежних лиц. Важно то, как автор описывает глаза своего героя: «маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».

    У Плюшкина самые живые из всех героев глаза. Пусть не человеческие, но живые! Получается, что самый мертвый, самый отвратительный персонаж из помещиков оказывается и самым «непотухнувшим».

    Далее Гоголь  использует уже совсем необычный для описания помещика прием: рассказывает биографию Плюшкина, показывает, как тот стал «прорехой на человечестве».

    В далеком прошлом он был образцовым хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам «Мертвых душ»: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости… Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать».

В раннем Плюшкине есть только возможность его будущего порока. На это намекают «мудрая скупость» и отсутствие «слишком сильных чувств».

Что же случилось с этим человеком? Жена его умерла, спустя какое-то время одна из дочерей сбежала со штабс-ротмистром кавалерийского полка, сын уехал из дома, а младшая дочь спустя время умерла. Плюшкин стал жить один: «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, …мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине». Так описывает Гоголь умирание изначально неплохого человека.

Несмотря на то, что персонаж, символизирующий собой полный распад человеческой личности, тем не менее, имеет все-таки слабые намеки на существование души. О Плюшкине, услышавшем имя своего школьного приятеля, говорится: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего».  (слайд 32)

Пусть это только «бледное отражение чувства», но все же «чувства», то есть истинного, живого движения, которым прежде был одухотворен человек. Получается, что Плюшкин не мертвее, а живее предшествующих персонажей. Поэтому он закрывает галерею образов помещиков.

В дальнейшем Гоголь собирался возродить душу не только Чичикова, но и Плюшкина. Пропустив героев через череду страданий, автор хотел оживить их лучшие качества. Но второй том был сожжен, а третий просто не написан. Теперь остается только догадываться, через какие очистительные страдания должна бы была пройти душа Плюшкина, чтобы возродиться.

    Плюшкин стоит последним в галерее помещичьих образов не только потому, что он дошел «до такой ничтожности, мелочности, гадости», но и потому, что он, пожалуй, самый живой персонаж поэмы. Он не родился мертвым, к такой жизни его толкнула душевная трагедия.

Отрывок из фильма. Сцена торга Чичикова с Плюшкиным.

   Чичиков в сцене купли-продажи «мертвых душ» проявляет хитрость, находчивость, лицемерие, жадность. Он ловко уверил Плюшкина, что хочет помочь ему по причине доброй души старика. Чичиков за бесценок скупил у скряги мертвые и беглые души и взял на себя расходы по купчей крепости.

Эта сцена, мы считаем, важна для реализации идейного замысла всего произведения. Образ Плюшкина завершает портретную галерею помещиков, каждый из которых духовно ничтожней предшествующего. Плюшкин – страшный образец нравственного и физического вырождения. Эпизод играет большую роль в раскрытии идеи поэмы. Гоголь показывает, что «мертвые души», такие, как Плюшкин, Чичиков и другие губят Россию.

III Итог урока

Учитель:  

- Гоголь в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею “мертвых душ”, “окаменелостей”. Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение - способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

Но не все плохо, мрачно, пошло в поэме. Есть слова, обнадеживающие. Гоголь дает напутствие в 6-й главе, в главе о Плюшкине: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание. Заполнить таблицу «Образы помещиков в поэме «Мертвые души». Читать главы 7-10.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!