Галерея Уффици во Флоренции
Составитель: Мосолова Наталья Николаевна
Галерея расположена в величественном здании, построенном по проекту Джорджио Васари специально для представителей династии Медичи. Козимо I де Медичи решил собрать под одной крышей все правительственные учреждения Флоренции, преследуя при этом еще одну не менее важную цель — увековечить в этом грандиозном и полном роскоши дворце величие и богатство своего знаменитого рода.
Строительные работы начались в 1560 году и были завершены только через двадцать лет, уже после смерти Козимо I. Для этого пришлось снести старинные кварталы, каменные стены средневековых домов широко применялись при возведении нового дворца.
В итоге в центре города на главной площади делла Синьория появилось огромное здание, по форме напоминавшее латинскую букву «U», с висячими садами, роскошным театром и уникальной картинной галереей.
Помимо этого дворцовый ансамбль включал в себя более ранние постройки — Монетный двор и собор Святого Пьетро Скераджо, датированные еще 13 веком.
Джорджио Васари также увлекался изобразительным искусством, поэтому при проектировании здания огромное внимание уделял своеобразным длинным коридорам, где можно было бы размещать художественные полотна. Тем более, что семейство Медичи очень трепетно относилось к живописи, они были истинными ценителями творений художников прошлых эпох и при этом умели разглядеть шедевры в работах современников.
В Уффици постепенно были перевезены все картины и скульптуры с других домов великой династии. Именно здесь находятся редкие работы Сандро Боттичелли, который, кстати, был вхож в семью Медичи, в том числе одна из самых известных картин художника — «Рождение Венеры», дополнившая коллекцию лишь в середине XIX века. Помимо этого здесь представлены работы Рафаэля, Караваджо, Рембрандта, Микеланджело, Леонардо да Винчи, автопортрет Айвазовского и многие другие. Впечатляет и собрание уникальных скульптур, главная из которых — всемирно известная Венера Медичи.
Сейчас экспозиция галереи Уффици занимает 6 тысяч квадратных метров и делится на пять десятков залов. Главные ее шедевры: «Рождение Венеры» и «Весна» Сандро Боттичелли, «Богоматерь» Джотто, «Благовещение» и «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи, «Святое семейство» Микеланджело, «Венера Урбинская» Тициана, «Мадонна со щеглом» Рафаэля и «Бахус» Караваджо.
1. «Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи. Она была закончена приблизительно к 1475 году. На данный момент находится в галерее Уффици во Флоренции.
Картина была заказана бенедиктинским монастырём валломброзианов Сан-Сальви, где и находилась до 1530 года.
Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. Некоторые критики считают, что второго ангела написал Сандро Ботичелли. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». Согласно ей, Вероккьо был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть.
2. «Рождение Венеры» – одна из самых знаменитых и любимых всеми картин. Произведение, написанное Сандро Боттичелли в 1482-1485 гг., стало символом итальянской живописи 15-ого века.
3. «Благове́щение» (итал. Annunciazione) — картина, принадлежащая кисти художника итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. «Благовещение» было создано в 1472—1475 годах молодым Леонардо, работавшим ещё в рамках мастерской своего учителя Верроккьо[1]. С 1867 года и по настоящее время произведение хранится в музее Уффици[1].
Сюжет «Благовещения» восходит к евангельскому тексту, повествующему о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.
4.«Мадонна Дони» или «Тондо Дони» была написано Микеланджело по возвращении во Флоренцию из своей первой поездки в Рим, в тот же самый период, когда гений работал над прославленной статуей Давида.
«Тондо Дони» – единственное произведение живописи великого Микеланджело, хранящееся во Флоренции. Работа датирована 1506-1508 гг. и считается абсолютным шедевром итальянского искусства начала 16 века.
Тондо, круглая по форме картина или барельеф, было особенно популярно во Флоренции в эпоху Возрождения. 
В центре композиции массивные фигуры Марии, Иосифа и младенца Иисуса представляют собой единое целое. Сложная поза Марии придает группе движение по спирали и пластичность.
5. “Мадонна со щеглом”, Рафаэль Санти. Рафаэль родился в Урбино в 1483 году. Его молодость была счастливой и безмятежной, он был любим всеми: сильными мира сего, папами, женщинами. Он был красив и элегантен, как и его произведения. К сожалению, Рафаэль ушел из жизни рано, в возрасте 37 лет, но даже по прошествии веков его имя употребляется с эпитетом «Божественный». Во время своего пребывания во Флоренции Рафаэль написал много выдающихся картин. Но именно «Мадонна со щеглом», как ни одно другое произведение мастера, отражает его эстетический вкус.
В конце 16 века картина серьезно пострадала вследствие разрушения здания, где она находилась. Бесценное произведение, написанное маслом на доске, разбилось на множество кусков.
В течение столетий картина много раз реставрировалась, но только после последних работ, проведенных в 2008 году, произведение снова приобрело свое изначальное великолепие.