Гамлет и противоречия эпохи.
Урок в 10 классе
Мой стих - о пряже тьмы и света В узлах всемирного узла Призыв к познанию - вот что это И к осмысленью корня зла… Чтоб прозревая глубь былую И наших дней глухое тло. Не петь осанн напропалую И различать добро и зло. (Д.Андреев)
Словарная работа:
Осанна – восторженное славословие.
Тло – пепел, останки, основание после того, что сгорело, или полное отсутствие чего-либо.
Английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564.
Фамилия «Шекспир» может быть переведена с английского как «потрясающий копьём». Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком). Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий.
Учился Шекспир, скорее всего, в Стратфордской грамматической школе – одной из лучших провинциальных школ Англии, где сыновья горожан получали бесплатное образование, главным образом изучая латинский язык и литературу.
Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на- Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт.
В 1582 году он женился на Анне Хатауэй, дочери местного помещика, бывшей на 8 лет его старше; в 1583 у них родилась дочь Сюзанна, в 1585 двойняшки: сын Хемнет, умерший в детстве (1596), и дочь Джудит. Около 1587 года Шекспир покинул Стратфорд и переехал в Лондон.
В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской (1603), а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством.
В печати фамилия Шекспира впервые появилась в 1593 г. Он подписал ею посвящение поэмы "Венера и Адонис" своему покровителю графу Саутгемптону. Ему же посвятил он и вторую поэму - "Обесчещенная Лукреция", напечатанную в следующем году. "Венеру и Адониса" Шекспир назвал "первым плодом моего творчества". Лишь в 1597 г. фамилия Шекспира в первый раз появилась на титульном листе издания пьесы. Это была комедия "Бесплодные усилия любви".
Вскоре семья Шекспира получила дворянский герб,
после чего Уильям получил право называться джентльменом, и это еще больше упрочило его общественный статус.
Растет и его благосостояние, он приобретает богатые дома в Лондоне, Стратфорде, помогает заново отстроить театр “Глобус ”, на вывеске которого был изображен Геркулес, державший на плечах земной шар-глобус.
В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.
Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен.
23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.
Настоящим памятником Шекспиру стали 37 его пьес, 154 сонета и несколько поэм.
Пьесы Шекспира до сих пор не сходят со сцены. Наиболее известные из них: «Ромео и Джульетта»,
«Укрощение строптивой», «Много шума из ничего» , «Двенадцатая ночь», «Ричард III», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», но самая известная из них – «Гамлет».
Трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600—1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира — в ней 4042 строки и 29 551 слово.
В основу истории о Гамлете легла датская легенда, впервые записанная в конце XII века датским летописцем Саксоном Грамматиком.
В древние времена язычества правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове.
Сын убитого, молодой Гамлет, решил отомстить за отца.
Белинский назвал трагедию «Гамлет»: «Блистательнейший алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов.»
Главный герой пьесы – человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом.
Гамлет с другом Горацио у могилы бедного Йорика. Рис. Эжен Делакруа
По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, трагедия Шекспира «Гамлет» - одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия.
Она касается важнейших вопросов жизни и смерти, которые не могут не волновать каждого человека.
Чтобы выиграть время и казаться безопасным в глазах коварного Фенга, Гамлет притворился безумным.
Все его поступки говорили о «совершенном умственном оцепенении», но в его речах таилась «бездонная хитрость», и никому не удавалось понять скрытый смысл его слов.
Друг Фенга взялся проверить, точно ли Гамлет безумен.
Чтобы подслушать разговор Гамлета, он спрятался под соломой в комнате матери.
Но Гамлет был осторожен, обыскал комнату, нашел шпиона и жестоко убил его.
Фенг отправил принца в Англию в сопровождении придворных, тайно вручив им письмо к английскому королю с просьбой умертвить Гамлета. Гамлет подменил письмо, и английский монарх принял его ласково.
Затем он вернулся в Ютландию, где во время пира напоил Фенга и придворных, поджег дворец. Придворные погибли в огне. Фенгу Гамлет отрубил голову.
Так восторжествовал Гамлет над своими врагами.
Гамлет - Лоуренс Оливье
Шекспир немного изменил легенду, сделав её красивой и убрав варварство.
Переработав окончание легенды, великий мастер делает её более трагичной.
Главный герой трагедии Гамлет – принц датский – передовой человек своего времени. Он – студент Виттенбергского университета, который был в эпоху Шекспира ведущим учебным заведением.
Владимир Высоцкий в роли Гамлета,
рис. Айдаров Ильяс
Кроме Гамлета в список основных героев трагедии Шекспир включил следующих персонажей:
- Клавдий – король датский, дядя Гамлета;
- Полоний – приближенный вельможа царствующего короля;
- Горацио – ученый, друг Гамлета;
- Лаэрт – сын Полония и брат Офелии;
- Офелия – дочь Полония, возлюбленная Гамлета;
- Гертруда – мать Гамлета, вдова предыдущего короля, супруга Клавдия;
- Розенкранц и Гильдестерн – друзья Гамлета;
- Призрак отца Гамлета.
До поры до времени существование датского принца было безмятежным: он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей, сам полюбил и пользовался взаимностью, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, писал стихи; впереди его ждало великое будущее - стать государем и править целым народом. Но вдруг все начало рушиться. В расцвете лет умер отец …
Гамлет и Офелия, рис. Данте Габриэль Россетти
Не успел Гамлет пережить горе, как его постиг второй удар: мать, казалось, так любившая его отца, меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ним трон.
И третий удар: Гамлет встречает призрак отца.
Общение с ним приводит Гамлета в ужас и полное смятение — призрак рассказал ему о том, что его дядя, нынешний король, убил его, влив в ухо яд спящему и завещает сыну месть.
Но принцу надо сначала удостовериться в сказанном: вдруг призрак – посланец ада?
Гамлет и призрак отца, рис. Pedro Américo
Гамлет поражён и растерян настолько, что придворные подумали, что принц сошёл с ума, после чего он решает притвориться сумасшедшим.
Гамлет пытается получить неопровержимые доказательства вины Клавдия.
Король, догадываясь, что «Гамлет не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью».
Клавдий посылает к нему его друзей — Розенкранца и Гильденстерна, чтобы они за вознаграждение выведали, что на самом деле на уме у Гамлета.
Но Гамлет, поняв истинную цель их приезда, ничего им не открывает, отвечая бессмысленными монологами на их расспросы.
В это время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актёров.
Гамлет просит их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», вставив туда несколько строк своего сочинения.
— «Убийство Гонзаго» будет изображать убийство прежнего короля со слов призрака.
Король внимательно следит за действием пьесы и уходит после акта с убийством, тем самым выдав себя.
После спектакля Гамлет идёт в покои королевы и убивает притаившегося за ковром королевского советника Полония, решив, что это Клавдий.
Далее он разговаривает с матерью, упрекая её в том, что выйдя замуж за Клавдия, она оскорбила прежнего мужа.
Потрясенный убийством отца из Парижа приезжает Лаэрт, но дома ждет еще один «сюрприз» – сестра Офелия, возлюбленная Гамлета, узнав о смерти отца, сходит с ума.
И в дальнейшем погибает, утонув в реке:
«Ей травами увить хотелось иву, Взялась за сук, а он и подломись, И, как была, с копной цветных трофеев, Она в поток обрушилась».
Король, понимая, что Гамлет для него опасен, отсылает его в Англию, чтобы его сразу же по приезде казнили.
Принц спасается от этой участи, подменив письмо Клавдия и отправив на верную смерть, сопровождавших его Розенкранца и Гильдестерна, и возвращается в Данию.
Клавдий решает уничтожить Гамлета руками разгневанного Лаэрта, придумав хитрую идею: отпрыск Полония встретится с принцем в поединке, в котором поразит его отравленным мечом. Перед поединком правитель для верности ставит на стол кубок с вином и ядом, чтобы дать выпить Гамлету.
В этом представлении суждено было умереть всем:
Лаэрт ранил противника, при смене рапир принц датский нанес смертельный удар ядовитым мечом Лаэрту, королева же случайно выпила отравленное вино. Гамлет умирает, перед смертью убивая короля…
Истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших душевных качеств, надломился,
когда увидел ужасные стороны жизни - коварство, измену, убийство близких.
Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность.
Василий Качалов и Ольга Книппер в ролях Гамлета и Гертруды — МХТ, 1911
Притворяясь безумным, Гамлет на самом деле находится на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди, - предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры.
Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.
Сара Бернар в роли Гамлета
Гамлет борется против своих врагов их же средствами.
Противоречием в поведении героя является то, что для достижения цели он прибегает к тем же, приемам, что и его противники.
И ради благородной цели оказывается виновным в смерти нескольких лиц.
За Клавдием вина в смерти только одного прежнего короля.
Гамлет же убивает Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденстерна, убивает Лаэрта и, наконец, короля; он также косвенно виновен в смерти Офелии.
Но в глазах всех он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников.
Михаил Врубель. «Гамлет и Офелия», 1884, Русский музей
Стремится осмыслить окружающее.
Гамлет
Клавдий сам должен проникнуться чувством вины.
Причины промедления Гамлета на пути к цели
Гамлет начина понимать, что не все в
зависит от его воли, многое решают обстоятельства, случай. Ждет случая.
Воля
Ф0РТИНБРАС
Мощь
В глазах Гамлета цель норвежца – ничтожна
Причины решительных действий норвежского принца
Средства
Честолюбие, погоня за „вздорной» славой
Лаэрт
Причины решительных действии сына Полония
Смерть отца
бесстрашие перед смертью
в мести любые средства хороши ( и убийство)
воля к мести.
ВЫВОД:
По мнению Гамлета, месть должна стать орудием нравственного закона. В этом причина его медлительности, в то же время как для других героев месть - это удовлетворение своей ярости для одних, своего честолюбия - для других.
ДОМ ПОЛОНИЯ
ВПЕРВЫЕ ГОВОРИТ О ВРЕМЕНИ В ТРАГЕДИИ
ОФЕЛИЯ
ЛАЭРТ
УПОМИНАЮТ О ГАМЛЕТЕ
ПОЛОНИЙ
ДАНИЯ
ЭЛЬСИНОР (площадка перед дворцом)
СТРАЖА – ПРИЗРАК
ГОРАЦИО - ГАМЛЕТ ГОВОРИТ О ВРЕМЕНИ
Что главные герои Шекспира трагедии «Гамлет, принц датский» говорят о времени?
1) Время «плодит лишь семя дикое и злое»
2) Время « клевета врагов»
3) Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его!
Гамлет — один из вечных образов мировой литературы. В этом произведении автору удалось коснуться самых сложных, болезненных тем, значимых для каждого человека.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Вечный образ – содержательная ёмкость, неисчерпаемость смыслов; высокая художественная, духовная ценность; способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность.
Монолог «Быть или не быть»
Когда так просто сводит все концы
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
И в смертной схватке с целым морем бед
Когда бы неизвестность после смерти,
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
Боязнь страны, откуда ни один
И знать, что этим обрываешь цепь
Не возвращался, не склоняла воли
Сердечных мук и тысячи лишений,
Мириться лучше со знакомым злом,
Присущих телу. Это ли не цель
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
И вянет, как цветок, решимость наша
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
Когда покров земного чувства снят?
В начале обещавшие успех,
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
От долгих отлагательств. Но довольно!
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
Офелия! О радость! Помяни
А то кто снес бы униженья века,
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
- Что для Гамлета означает вопрос «быть» и «не быть»? - Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
ГАМЛЕТ
«Быть или не быть …»
«Вот я один»
значит бороться с роком, судьбой
Кто есть дух (Призрак)?
Ангел Дьявол
То месть- То месть-
священна гибель души
душа сына сына и отца
значит смириться с волею рока
И отца спасена
Отказаться от свободы своего
Но при условии, что жизнь-
сон – жизнь после смерти
волеизъявления
Вопрос “Быть или не быть?” смыкается вопросом “Жить или не жить?” Перед Гамлетом смерть предстает во всей своей мучительной осязаемости. В нем возникает страх смерти. Гамлет достиг высшего предела в своих сомнениях. Итак. Он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.
Герой-мыслитель, Гамлет размышляет над тем, какая жизненная позиция человека более благородная. Какой выбор сделать: покориться ударам судьбы или бороться, защищая свое достоинство? Герой не может выбрать ни то, ни другое, потому что в первом случае это означает смириться с преступлениями и жить бок о бок с людьми, которые не заслуживают уважения, а в другом - стать преступником самому, потому что борьба в этой ситуации означает месть. Поэтому Гамлет задумывается над другим выходом из ситуации: уйти из жизни.
Чтение АКТ V СЦЕНА 1
1. Как вы понимаете смысл сцены разговора принца Гамлета с могильщиком?
Гамлет вот уже 2 месяца как живет словно на кладбище. Эта сцена вообще глубоко знаменательная и символическая. Здесь состояние души Гамлета оттеняется светом, отбрасываемым на него могильщиками. Гамлет и могильщики – два разряда людей, простых, обыкновенных, по-земному, цинически понимающих смерть, и человека отмеченного, который в душе всегда на грани жизни и смерти. Могильщики всегда на кладбище – среди могил, черепов, трупов, костей, могильщики роют могилу и поют о молодости, старости, смерти – балагурят и острят. Они только внешне в могиле, они не задумались, не почувствовали смерти. Несколько простонародно циничные, грустные и веселые в одно время, песни их и разговоры оттеняют полную противоположность Гамлета. Эти слова воплощают их спокойно-равнодушное отношение к смерти, привычное, как к обыкновенному, к жизненному, к будничному; в смерти для них нет ничего удивительного, она для них только неизбежный, неприятный, но привычный эпизод жизни
2. А в чем тогда смысл размышлений над черепом королевского шута?
Гамлет рассматривает черепа. Здесь не рассуждения главное – Гамлет меньше всего рассуждает, – он ощущает, чувствует, переживает. Эти черепа политиков, царедворцев, простых людей, законников, составлявших купчие, приобретателей (замечательная черта: как Гамлету больно говорить с могильщиком, и как могильщик плохо (понаслышке) относится к Гамлету. Сцена насыщена таким кладбищенским настроением Гамлета, что, если только проникнуться им, станет невозможно жить – так бесцельно, так бессмысленно делать что-то во внешнем мире. Здесь в Гамлете важны не рассуждения, а глубокое ощущение кладбища и то особое состояние могильной печали, которой насыщена вся пьеса. Гамлет находится в этом здесь подчеркнутом, но чувствующемся тайно во всей пьесе состоянии особой скорбной грусти, проистекающей из того, что он все время на краю жизни, у ее грани, которое можно назвать состоянием могильной или, лучше, «порожной» (на пороге) грусти. Череп Йорика особенно живо это чувство выводит наружу: ему почти дурно от грусти.
3. Каким был герой Шекспира, судя по этой сцене? Что можно сказать об идеалах его эпохи?
Эпоха Возрождения начинается со второй половины 15 века, когда закончил своё существование средневековый феодализм и начался расцвет новой культуры, проникнутой идеями гуманизма, начало которому было положено в Италии. Но жизнь не оправдала гуманистические идеалы, так как всё большую роль в ней играли корыстные, эгоистичные люди, стремившиеся к личному благополучию любой ценой, вплоть до убийств. Если в эпоху Средневековья христианство отрицало свободу воли, утверждало божественное предопределение в судьбе человека, то в эпоху Возрождения утверждался человек, сопричастный всем сферам знания, всем формам социальной, гражданской и творческой деятельности, то есть универсальный человек, ориентированный на переустройство мира.
«Гамлетизм» - это символ состояния, характеризующийся пребыванием кого-либо в постоянных противоречиях и сомнениях.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать эссе 7-10 предложений на тему (по выбору): 1. Есть ли выбор у Гамлета? 2. Каким вы увидели Гамлета?