СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру Плешаков А.А. 3 класс. Тема: «Наши ближайшие соседи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру Плешаков А.А. 3 класс. Тема: «Наши ближайшие соседи»»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Технологическая карта урока

Окружающий мир,

проведённого в 3 Б классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 3 курса группы А

Аралбаевой Аиды Валерьевны





Проверил:

__________ Буслова Ю. А., учитель 3 Б класса

__________ Ванюшина Е. Е., методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за урок





Астрахань, 2022


Класс: 3 класс

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир»

Тема: «Наши ближайшие соседи»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать представления детей о странах, ближайших соседях РФ

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с государствами, которые граничат с РФ, имеют сухопутные и морские границы; продолжить знакомство с политической картой мира, формировать картографические навыки; объяснить, почему важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;


Воспитательная: воспитывать патриотические и гражданские качества личности, чувство гордости за свою страну, уважительное отношение к другим странам и народам ,их обычаям и культуре.


Развивающая: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, речи, воображения;


Планируемые результаты:

  1. Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника, умение оценивать свои действия, развивать мотивацию учащихся.

  2. Предметные:

  • Знать страны и их столицы, которые являются нашими ближайшими соседями.

  • Уметь находить и показывать на карте страны и их столицы


  1. Метапредметные:

  • Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

  • Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

  • Коммуникативные: развивать умение доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме; слушать и понимать высказывания собеседников; тренировать умение «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Ресурсы: Плешаков А. А. «Окружающий мир», рабочая тетрадь Плешаков А. А. «Окружающий мир», образец для самопроверки заданий, раздаточный материал.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, школьная доска.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аида Валерьевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь.

- Давайте зарядимся положительной энергией и улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Учащиеся:

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

организация рабочего места.

Личностные:

эмоциональный настрой на работу.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель:

-Урок окружающего мира – это чаще всего путешествие. Ребята, подскажите, пожалуйста, куда мы путешествовали на прошлом уроке.

- Перечислите все города Золотого Кольца.

-Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол».

- Город, образованный Ярославом Мудрым.

-Город, план которого похож на веер.

-Можно ли назвать эти города соседями? Почему?

-Кого называют соседями?

Учащиеся:

-Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир, Углич, Иваново, Плёс.

-Углич.


- Ярославль.

-Кострома.

Регулятивные:

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа.

Самоопределение к деятельности

Учитель:

- Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».

-Какие взаимные дела могут быть у соседей.

-Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?

-Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.

Так и у России много  государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться.

- Верно, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- Какую цель мы поставим?



И так тема сегодняшнего урока: «Наши ближайшие соседи».

Учащиеся:

-Соседи помогают друг другу


-Помогать друг другу.











-Мы будем говорить о наших ближайших соседях.

-Познакомиться со странами, которые являются нашими ближайшими соседями

Регулятивные:

умение ставить перед собой цель;

планирование реализации целей;

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа.

Работа по теме урока




















































































































Физкультминутка

Учитель:

- Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями.

А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Быстро в небо проплывает.

Что же это?

-Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами - физическую или политическую?



-Да, верно нам понадобится политическая карта.



Территория РФ составляет 17 125 191 км², она занимает 1 место по площади среди стран мира.

- Проследим по карте границу России. Кто покажет на карте границу России?

(Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.)

Ребята у вас на столе лежат листы, переверните их. По ходу знакомства со странами-соседями мы вместе заполняем таблицу.

- Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия.

-Кто знает столицу Норвегий?(Осло)

- Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. 

Вписываем столицу Норвегий-Осло, Финляндии-Хельсинки.

- Кто из вас был внимательным и может показать на карте, где расположены эти страны.

Подробнее об этих странах вы узнаете на следующем уроке.

- Поэтому сейчас наш самолет отправляется в страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва. Эти страны расположены на западе.

- Ребята, на побережье какого моря располагается Эстония? Найдите на карте

Показывают на карте.

Столица Эстонии – город Таллин. Гуляя по его улицам можно заметить, что здесь очень много мест, связанных с историческим прошлым этой страны. Самая красивая часть Таллина – Старый город.

-Латвия, как и Эстония, тоже омывается Балтийским морем. 

-Кто знает столицу Латвии?

Верно, столицей этой страны является город Рига.

 Литва тоже имеет выход к Балтийскому морю. Столица этой страны – город Вильнюс.

Давайте отправимся в самое высокое здание этого города – в Вильнюсскую телебашню. В ней на очень большой высоте расположен ресторан.

-Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава. Сейчас, ребята, мы находимся в одном из самых красивейших мест этого города – на Дворцовой площади.

- Кто может показать на карте Эстонию, Латвию, Литву и Польшу.

- Прочитайте текст на странице 100-101 в учебнике. ( Найдём на карте три..)

- Какая страна имеет самую короткую границу с Россией?

- Литву, Латвию, Эстонию называют также прибалтийскими странами. Объясните, почему

Заполняем таблицу: столица Эстоний- Таллин, Латвии- Рига, Литва- Вильнюс, Польша- Варшава.

- А знаете ли вы две славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения?

- Правильно, это Украина и Белоруссия.

-Кто знает столицу Белоруссии?

Столица Беларуси – город Минск. Одна из достопримечательностей этого города – большая Национальная библиотека, в которой хранится огромное число книг. Посмотрите, она похожа на огромный алмаз!

-Следующей страной нашего пребывания будет Украина

-Столица Украины – город Киев. В этом городе очень много памятников, церквей соборов, монастырей. Один из них – Киево-Печерская лавра.

-Кто может показать Украину и Белоруссию на карте?

Заполняем таблицу: столица Белоруссии-Минск, Украины- Киев.


Что ж, пора нам дальше в дорогу. Наш самолет набирает высоту…. Теперь летим к побережью Чёрного моря.

Прочитайте текст учебник на странице 102.

-Какие страны расположены вдоль южных границ России?

 Столица Абхазии- город Сухум. Здесь расположен Сухумский ботанический сад. Представляете! В этом саду растёт липа, которой около 250 лет!

Столица Грузии – город Тбилиси. Здесь очень красиво! Вот, например, Крепость Нарикала, которая расположена в старой части города.

Главным городом Южной Осетии, её столицей, является город Цхинвал. В этой стране очень красивая природа.

Азербайджан омывается водами Каспийского моря, а её столица – Баку. Смотрите, друзья! Это самые высокие здания во всем Азербайджане! Называются они Пламенные башни, потому что очень похожи на языки пламени.

Запишите в таблицу столицы стран.

- Вижу, что многие утомились. Давайте выполним физкультминутку

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)

- Назовите, мне столицу Казахстана?

Столица Казахстана – город Нур-Султан. Одной из достопримечательностей этого города является Дворец мира и согласия, который построен в виде пирамиды.

Пора покинуть Казахстан и двигаться дальше! 

Столицей Монголии является город Улан-Батор. Недалеко от него расположен самый крупный памятник великому полководцу этой страны Чингисхану.

-Следующая страна-соседка нашей Родины знаменита тем, что в ней проживает самое большое число людей на Земле! Угадайте что это за страна?

 Столица Китая – город Пекин. Пекин, друзья, самый загадочный город востока. В нём расположен самый большой дворцовый комплекс в мире – Запретный город. 

-Держим путь дальше? С этой страной Россия имеет самую маленькую границу – всего 19 километров. Это Северная Корея.

 Столицей Северной Кореи является город Пхеньян. Давайте посмотрим, что интересного есть в этом городе? Одной из достопримечательностей Пхеньяна является Триумфальная арка. Интересное сооружение.

Давайте запишем в таблицу столицу Казахстана-Нур-Султан, Монголии-Улан-Батор, Китая-Пекин, Северной Кореи-Пхеньян.

Ребята, наше путешествие практически подошло к концу. Нам осталось посетить еще две страны, которые имеют с Россией только морскую границу. Прочитайте о них на странице 103 в учебнике.

- Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?

Столица Японии – город Токио. Этот город поражает своими зданиями. Это Императорский дворец – резиденция императора Японии.

Далее мы отправляемся в последнюю страну-соседку России, расположенную на северо-востоке. Это США.

-Почему США попали в список наших соседей?

 С нашей страной граничит только один её штат – Аляска, достопримечательностью которого является удивительнейшая природа.

Давайте запишем в таблицу столицу Японии, США.

Это было замечательное путешествие. В нем мы побывали во всех странах, которые граничат с нашей страной.


Учащиеся:








- Самолет.

-Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств.






-Ребенок показывает на карте границу России.












-Осло.











-На побережье Балтийского моря.










-Рига.

















-Литва







-Украина, Белоруссия.



-Минск.




















-
































-Нур-Султан.











-Китай.






















-Япония, США.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулировка проблемы;

осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

умение ставить перед собой цель;

планирование реализации целей;

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа.

Продолжение работы по теме урока

Учитель:

Работа в группах

-А теперь проверим, какие же знания остались у вас после путешествия вдоль границ нашей Родины?

Вам предстоит выполнить работу в группах.

Давайте повторим правила работы в группах.







-Сейчас я раздам конверты, в них вы найдёте задание, в котором необходимо разгадать кроссворд с помощью текста и карты.

Время выполнения-5 минут. Не забываем показывать свою готовность, по окончанию группы рассаживаются на свои места. Если возникнут вопросы, я помогу.


Учащиеся:


1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие – слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.










Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулировка проблемы;

осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

умение ставить перед собой цель;

планирование реализации целей;

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа;

планирование учебного процесса.

Подведение итогов

Ученик:

- Какую цель ставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

Дом задание: учебник, стр. 100-104 читать и пересказывать, работать с полит картой.

Раб тетрадь ____

На уроке-

- я узнал..

- было интересно…

- пригодится в дальнейшем..

- Какое открытие сделали на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке. 

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе самолетики. Если вам легко было работать, поднимите их. А если возникли трудности, то не поднимайте

- Что было трудно?

- А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

-Спасибо за урок! До свидания!

Учащиеся:

- познакомиться со странами, которые являются нашими ближайшими соседями






Проводят самоанализ.














Прощаются с учителем.

Познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценивание своих результатов;

осознание достижения цели.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!