СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гармонично ли физическое развитие человека в современном мире?

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская проектная работа 8 класс по антропометрии ( соматометрия и "золотое сечение"). Работа помогает научить школьников проводить измерение и анализировать полученные результаты. Развивает коммуникативные компетенции учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Гармонично ли физическое развитие человека в современном мире?»


Проектная работа Зайцевой Анны, Кузнецовой Полины

учащихся 8б класса

МБОУ « Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского»

Структура:

1) Название проекта: «Гармонично ли физическое развитие человека в наше время?».

2) Руководитель: Шевченко Елена Александровна.

3) Рецензент: Гашинская Е. Н.

4) Учебный предмет - биология.

5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: математика, обществознание.

6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект 12-16лет.

7) Состав проектной группы: Зайцева Анна 8б, Кузнецова Полина 8б.

8) Тип проекта (по критериям) исследовательский.

9) Цели проекта:

-практическая: научить анализировать и обрабатывать полученные антропометрические данные,

-педагогическая: развивать умения работать в группе и представление проекта в аудитории.

10) Задачи проекта:

1 Оценка антропометрических данных по методикам и сравнение роста родителей и детей

2 Определить гармоничность физического развития с помощью математического метода

3 Оценка гармоничности развития учащихся по пропорции «золотого сечения» на примере «Витрувианского человека» Леонардо Да Винчи


12) Необходимое оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, компьютер, м\м аппаратура.

13) Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание).

Объект исследования: группа учащихся 8 класса, в количестве 24 человек.

Субъект исследования: соматометрические показатели.

Цель работы: оценить гармоничное физическое развитие учащихся по стандартными антропометрическим методикам и сравнить их с пропорцией «золотого сечения» Леонардо Да Винчи. Исходя из поставленной цели, мы выдвинули гипотезу: если человек физически развит гармонично, то все методики оценки пропорций строения должны совпадать.

Для решения поставленной цели было выделено несколько задач:

1 Оценка антропометрических данных класса по выбранным методикам

2 Сравнение роста родителей и детей

3 Оценка гармоничности развития учащихся по пропорции «золотого сечения» Леонардо Да Винчи.

4 Определить гармоничность физического развития по выбранным методикам

Если посмотреть на фотографии наших соотечественников начала и даже середины XX века, то нельзя не заметить, что современные русские серьезно отличаются от своих  предшественников. Разница есть и в росте, и в весе, даже в движениях и мимике. И не только у русских. Антропометрические показатели народа - величина не постоянная. На рост, вес, фигуру и даже пластику может влиять питание, политическая система, экономическая стабильность, эпидемии. Серьезное влияние на антропометрические показатели населения имеют войны.
Если упрощать, то в том поколении, чье детство, а главное - первый год жизни пришелся на благоприятное время, будут более высокие антропометрические показатели. Для роста человека первый год жизни можно считать критическим, он имеет намного большее значение.

Самое масштабное исследование антропометрических данных русского населения было проведено в 1974 году в МГУ. По его итогам было видно, что на протяжении XX века средний рост населения страны постепенно увеличивался, но случались и краткосрочные "спады", связанные, прежде всего, с периодом коллективизации и ухудшением условий жизни.


В 1960-1970 годах средний рост мужчин в Советском Союзе составлял 168 см, женщин - 157 см. В 1950-1980 годы у послевоенных поколений акселерационные процессы стали ещё более заметными. В 20 этнических группах СССР, в том числе у русских, белорусов, украинцев, татар и башкир средний рост увеличился почти на 3 см. Если смотреть данные только по России, то к началу 90-х годов средний рост мужчин составлял 176 см, а женщин - 164 см.

Сегодняшний средний показатель динамики роста по Европе - 11 см, в Испании - 12 см. На данный момент самой высокой нацией являются голландцы, а средний рост в России в 60-е годы XX века был 1,68 см, сегодня - 1,78см.


По этим сведеньям видно, что тело человека, а именно его рост, на протяжении последнего столетия менялось. Можно предположить, что наше поколение также будет выше своих родителей.

Несколько лет назад MedicalNewsToday познакомили своих читателей с результатами исследования форм тела и размеров подростков. Выяснилось, что современные дети в среднем на 5 см выше своих сверстников из прошлого. Кроме того, значительно увеличился средний вес детей: объемы тела стали больше почти на 10 см.

Антропометрия  — один из основных методов исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Но существует ряд гипотез причин акселерации, их условно можно разделить на 3 основные группы.

1.Физико-химические воздействия

2.Изменение социальных условий

3.Результат циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений

После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

Человек часть - творение природы, в природе все гармонично. Поэтому в качестве оценки был применен принцип «золотого сечения» в трактовке Леонардо Да Винчи: Витрувианский человек. Золотое сечение - гармоническая пропорция, в которой одна часть относится к другой, как всё целое к первой части. Оно равно примерно 1,618.

Золотое сечение это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек.
Исследователи природы находят «идеальную пропорцию» в строении различных живых систем. Самый известный пример — это структура спирали, которая подчиняется математическому закону золотого сечения и находит воплощение, например, в форме рогов горных козлов или раковинах моллюсков.

В дневнике Леонардо да Винчи есть рисунок вписанного в окружность обнаженного человека, находящегося в двух наложенных друг на друга позициях. Опираясь на исследования римского архитектора Витрувия, Леонардо подобным образом пытался установить пропорции человеческого тела. Адольф Цейзинг, исследуя пропорциональность человека, проделал колоссальную работу. Он измерил порядка двух тысяч человеческих тел, а также множество античных статуй и вывел, что золотое сечение выражает среднестатистический закон. В человеке ему подчинены практически все части тела, но главный показатель золотого сечения - это деление тела точкой пупа.  В результате измерений исследователь установил, что пропорции мужского тела 13:8 ближе к золотому сечению, чем пропорции женского тела – 8:5.

Антропометрические данные нашего класса:

Средний рост девочек составляет 163 см, что соответствует нормам

Средний рост мальчиков составляет 173 см, что выше нормы

Средний вес девочек: 58 кг, что соответствует норме

Средний вес мальчиков:63 кг, что выше нормы

Результаты измерений подтверждают общечеловеческую тенденцию в увеличении ростовых и весовых показателей.

Анализ соотношения роста родителей и детей показал, что во всех семьях (кроме двух) юноши переросли своих матерей, но наши одноклассники не переросли своих отцов, однако в двух семьях подростки переросли обоих родителей

С девушками другая ситуация, ни одна из нас не переросла своего отца, но в 3 семьях девочка переросла свою маму

Пропорции гармонично развитого человека по принципу «золотого сечения» Леонардо да Винчи 13:8 (1,618) В исследованной группе юношей данная пропорция варьирует от 1,53 до 1, 757 и наиболее близкое значение – 1,600 у одного обследуемого,

у девушек от 1,555 до 1,793 и наиболее близкое значение – 1,612 у одной из обследуемых

Так как пропорции витрувианского человека выведены для взрослых, сформированных организмов, то корреляция полученных значений, является не совсем корректной. Поэтому было принято решение провести оценку гармоничности развития по классическим методикам антропометрии. При анализе полученных результатов было выявлено, что девушки развиваются гармоничнее, что может быть обусловлено периодом полового развития и условиями первого года жизни.

Следовательно, нельзя утверждать, что мы развиваемся неправильно. Все эти стандарты и идеалы условны.

Выводы

  1. Девушки по всем показателям (рост, вес, объем грудной клетки) соответствуют норме, а юноши по всем показателям (рост, вес, объем грудной клетки) превышают норму. Явлений достижения максимального роста нет.

  2. Рост родителей

  3. Число гармонично развитых составляет 44%, причём большинство из них - девушки.

  4. Двое учащихся, юноша и девушка, оказались наиболее близкими по значению к пропорции «золотого сечения». Девушка оказалась самой близкой к "идеальному" значению и гармонично развитой, парень имеет правильные пропорции, но при этом слабо развивается

Данная работа была представлена на внутришкольной конференции. Основная цель заключалась в том, чтобы донести до одноклассников и всех учеников, что идеалы, к которым мы стремимся - условны. Они созданы законодателями моды, fashion индустрии, celebreties, популярными блогерами социальной сети instagram ради материальной выгоды, но это не значит, что мы должны подгонять себя под установленные ими параметры. Можно абсолютно гармонично развиваться, но при этом не иметь идеальные пропорции тела, или, наоборот, слабо развиваться и быть похожим на витрувианского человека своей пропорциональностью, что и доказали наши исследования. Мы хотели создать позитивный настрой для тех учащихся, кто отклоняется по каким - либо параметрам от усредненных нормы. Каждый человек абсолютно уникален в своём строении, потому что природа не создаёт две абсолютно одинаковых создания. Человечество идеализировало понятие "размер", сделав из него очередной шаблон. Но только от нас зависит, как мы будем себя воспринимать, гармонично или нет, в современном обществе. Ученые-антропологи делают попытки моделирования человека будущего, учитывая современные условия (гиподинамия развития техники, развитая медицина и т.д.)

Дальнейшее развитие работы видим в

- оценке динамики на следующий год, наращивание статистических данных (охват параллели)

- оценке пропорциональности лица по принципу «золотого сечения».



14) Предполагаемые продукты проекта:

- представление результатов исследования на школьной конференции исследовательских проектов,

- представление проекта на научно-практической конференции «Ровесник-ровеснику» 2018г.

15) График работы над проектом (этап – сроки - содержание).

Этапы

Сроки

Содержание

Организационный

2.10-7.10.2017

Введение  в  проблему

Исследовательский

09.10.2017-12.11.2017

Знакомство  с  проблемой;

Развитие исследовательской деятельности (поиск информации, ее обработка);

Получение антропометрических данных (измерения роста, веса, объёма грудной клетки, выяснение роста родителей исследуемой группы)

Совершенствуются умения в разных видах продуктивной деятельности.

Презентационный

20.11.2017-20.02.2018

Обобщение и оформление коллективного продукта и его публичная презентация


Объем и  содержание  работы

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в сюжетную ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.



17) Оценки содержания (разработка критериев оценки проекта самостоятельно согласно возраста):

Научность : биологическая обоснованность 3б

Доступность и наглядность представление работы в аудитории 5б

Грамотность оформления печатно работы 2б


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!