Просмотр содержимого документа
«Гавриленко В. Защита УИР по обществознанию "Особенности подросткового возраста"»
МБОУ Зональная средняя общеобразовательная школа
Школьная НПК. Секция «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Особенности подросткового возраста
Выполнила: Гавриленко Виктория Владимировна, учащаяся 8 класса Научный руководитель: Колмаков А. И., учитель истории и обществознания
с. Зональное
2012
План исследования:
1. Актуальность проблемы. 2. Понятие подросткового возраста 3. Подходы к проблеме. 1) рост и развитие подростка в переходном возрасте; 2) актуальность подросткового возраста; 3) развитие мышления в переходном возрасте; 4) подростковый интеллект; 5) подростковый комплекс; 6) смена настроения 4. Реальные события 5. Кто виноват и что делать?
Актуальность проблемы
- Во все времена актуально противоречие "отцов и детей", проблема стабильности сложившегося стиля поведения в обществе, традиций и нового, приходящего с молодёжью.
- Проблема молодёжи имеет внешнюю (отношение со стороны взрослых) и внутреннюю (с точки зрения самой молодёжи) стороны.
- Являясь представителем современной молодёжи, хочу рассмотреть проблему изнутри.
Понятие подросткового возраста
Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.
Рост и развитие подростка в переходном возрасте
- Рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объём сердца и лёгких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом, происходят также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
- Идёт серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растёт количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
- В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми .
Актуальность подросткового возраста
- Особое положение подросткового периода в развитии ребёнка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
- Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Развитие мышления в переходном возрасте
- Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышление начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств.
- В подростковом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни интенсивно развивается мышление подростка, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всёсторонне, ему недостаёт ещё философского диалектического мышления
.
Подростковый интеллект
Особенности теоретического мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир.
Подростковый комплекс.
- Проявления подросткового комплекса:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности
- крайняя самонадеянность и суждения в отношении окружающих
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
- эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет
Смена настроения.
- Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
- Веселье, радость может быстро смениться апатией
- Повышенная самоуверенность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
- Неустойчивость интересов
Проблемы молодежи в 21 веке
- Молодые люди (девушки и юноши) не знают, чем заняться (в прямом смысле). Одни сразу после школы идут за угол, и курят, и пьют; другие – на улице гуляют с утра до вечера, только некоторые посещают различные кружки и секции, находят полезные занятия.
- У мальчиков обычно другие вредные привычки: алкоголь и курение. Как известно из курса биологии, алкоголь и курение отрицательно влияют не на отдельные органы тела, а на весь организм в целом. Так как у подростков идет еще биологическое развитие, то происходят различные проблемы с развитием и созреванием.
- Сейчас очень популярны дискотеки. Это хорошо – дети танцуют, отдыхают, но если бы это был только отдых! Почти в каждом развлекательном клубе не обходятся без наркотиков. Подросткам предлагают: «Попробуй: один раз – это ничего». Но этот один раз превращается обычно не в один раз, а в жизнь. Только старшие предлагают не только из-за того что они таки добрые – угостили, а просто им надо на что-то жить. Вот и смотрят: впечатлительный, любопытный подросток - можно дать. Поэтому почти невозможно избавиться от наркомании, мошенничества в мире. А наркоманы еще причиняют вред не только себе, но обычно они не могут себя контролировать, находясь под действием этого наркотика. Происходит большое количество нападений на малолетних, кражи, убийства и т.д.
Реальные проблемы. Статистика
Кто виноват и что делать?
Может быть, в этом виноваты не только дети, но и сами родители. Некоторые приведут в школу ребенка и думают, что из него «сделают» взрослого человека (личность). Они не проверяют уроки, не помогают детям, иногда даже не интересуются успехами своих детей. Другие разрешают детям все, что те захотят. Одни хотят что-то купить – им покупают, другие погулять разрешают. Но пройдет время, ребенок взрослеет и поймет, что ничего делать сам не умеет, кроме как гулять, ему остается только жить за счет своих родителей. НО не все время будет так. Придет пора и этим детям надо будет ухаживать, помогать своим родителям (это предусмотрено конституцией РФ). Хорошо, что все же много детей выбирают другой образ жизни, других друзей, посещают различные развлекательные кружки, спортивные секции. Мне кажется, что каждый из нас должен в один день задать себе вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Смогу ли я добиться чего-то в жизни? Могу ли я быть не только лидером компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни?»
Источники информации:
http://ob38.ucoz.ru/publ/bilet_18/1-1-0-18- Подростковый возраст.
http://humanitar.ru/page/bilet_number18- Рост и развитие подростка в переходном возрасте.
http://www.sova.ru/expo/17685/prod_4483_r.htm- Проблемы молодёжи 21 века.
http://cango.net.kg/dusha_podrostka/53-smena-nastroenija-u-podrostkov.html- Смена настроения.