СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Где ночует Солнце?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по экологическому воспитанию, модуль "Климат" программы дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Где ночует Солнце?»

Занятие 3. Где ночует Солнце.

Составитель:

Сизова Анна Дмитриевна





Цель: Сформировать у дошкольников представление о явлениях неживой природы. учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей. дать детям представление о том, что Солнце является источником света и тепла.

Задачи.

Обучающие:

-формировать элементарные представления о строении Солнечной системы;

-закрепить представления о взаимосвязях поведения живых организмов со сменой дня и ночи;

-пополнить словарный запас словами -Солнечная система, планета, орбита, глобус, свет, тень, образ жизни;

- формировать навыки совместной деятельности.

Развивающие:

- развивать память, воображение, наблюдательность, творческие способности, логическое и ассоциативное мышление;

-развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

- расширять кругозор детей.

Воспитывающие:

- воспитывать экологическую культуру, любовь к родной природе;

- самостоятельность, любознательность;

-умение видеть красоту природы.



Погодные условия: ясный тёплый солнечный день.

Материалы и оборудование: глобус, лампа, бумажные флажки (2 шт),видеоролики, презентация, краски, альбомные листы, картина о строении Солнечной системы.

Ход занятия

  1. Организационно-мотивационный этап.

Встреча с Незнайкой. Незнайка пришел с глобусом и лампой.

Ребята, к нам на занятие пришел Незнайка. Он недавно летал на Луну. Ему это так понравилось, что он решил отправиться еще в одно путешествие.

Как вы думаете, куда? (ответы детей)

Педагог :

На Солнце. Да вот беда: Незнайка ничего не знает о Солнце. Особенно ему интересно узнать, где же Солнце ночует. Поможем ему узнать о том, что Солнце является источником света и тепла.



Дети:

Да!

  1. Основной этап.



Педагог :

Звучит тихая, плавная музыка. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его слайдовым показом на электронном носителе (ноутбук, интерактивная доска):

-Ты только посмотри вокруг!

Тут – речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь.

А где–то снег лежит горой,

А где–то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря –

Всё называется – Земля.

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар там голубой –

Любимую планету!

Наш дом родной –

Наш общий дом!

Земля, где мы с тобой живем!

Педагог :

- Какое красивое произведение! Ребята, о чем автор рассказывает нам в стихотворении?


Дети:

- О нашей планете, о Земле.


Педагог :

- Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но только люди могут мечтать, желают знать, как устроен окружающий их мир, отправляются в путешествия за новыми впечатлениями и знаниями. Я приглашаю вас в маленькое путешествие, и мы узнаем ещё немного о том, как устроен мир, в котором мы живём.

Представьте, что вы – команда космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сожмите в кулачках штурвал, нажмите ступнями на педали. Держите, держите! Глубокий вдох, выдох... Наш корабль оторвался от Земли, поднимается в небо все выше и выше в космическое пространство… Отпустите штурвалы, включаем автопилот… Посмотрите, какую картину мы видим в иллюминаторе нашего корабля (обратить внимание детей на плакат с изображением модели солнечной системы).

Как вы думаете, что мы видим? (ответы детей)



Педагог :

Это модель солнечной системы.

Давайте рассмотрим её подробнее. Как устроена Солнечная система?

Примерные ответы детей (обсуждение идёт в форме: вопрос – ответ)

В центре Солнечной системы находится Солнце. Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Вокруг Солнца вращаются планеты.

Педагог :

Названия, каких планет вы знаете?

(Ответы детей)

Все планеты разные по размеру, но значительно меньше Солнца. Их девять, и каждая из них вращается вокруг Солнца по своей «дорожке». Кто знает, как она называется?

Дети:

Орбита.

Педагог :

Да, каждая планета вращается по своей орбите. Найдите, пожалуйста, нашу планету. Вот она, небольшой голубой шар, Земля. Какая она по счёту от Солнца?

Дети:

Третья.

Педагог :

Вот так она выглядит с высоты космического полета. (показать иллюстрацию)

Давайте вернёмся на нашу любимую планету. Зажмите в кулачки штурвал, нажимаем педали, глубоко вдохнули и плавно с выдохом опускаемся на Землю. Здесь нас ждут интересные открытия. Но для начала отгадайте такую загадку:

Друг за другом чередой

Мимо ходят брат с сестрой,

Братец будит весь народ,

А сестра – наоборот,

Спать немедленно зовёт.

( Солнце и Луна)

Наблюдая за Солнцем, вы уже узнали, что оно целый день обогревает Землю. Посмотрите на эти «живые» картинки. (Рассмотреть картинки)

Что же происходит с Солнцем?

Солнце восходит утром на Востоке, поднимается днем на небосклоне, а затем опускается на Западе за горизонт. Небо постепенно темнеет, появляются звёзды и Луна на небе. (Рассказ сопровождается показом).

Педагог :

А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью? (Ответы детей)

Чтобы узнать, какое из предположений верное, мы немного поэкспериментируем.

Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус). Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем (это материк Евразия), и поселим туда вот этого «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси. (Моделируем соответствующую ситуацию) Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города.

А мы с вами вращаемся?

Да, но сами этого не замечаем. Во время вращения Земля проходит через солнечные лучи, а затем через тёмное пространство. Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную – ночь. У нас наступает восход, когда тот участок Земли, где мы живём, поворачивается к Солнцу. А на закате, когда кажется, что Солнце тонет за линией горизонта, наш участок поворачивается от Солнца. Так где же ночует Солнце? (Ответы детей)

Педагог :

Ребята, а вы знаете, как называют день и ночь вместе, одним словом?

Дети:

Сутки.

Педагог :

Правильно. Есть такая пословица: «День и ночь – сутки прочь». А какие еще части суток не названы в этой пословице? Расположите их в порядке наступления.

Дети:

Утро, день, вечер, ночь.

Педагог :

Одинаково ли освещение в разное время суток? Чем оно отличается?

(Ответы детей)

Педагог :

Давайте поиграем «Исправь ошибку».

Один художник вот так изобразил сутки. Это квадрат, он разделил его на четыре части, и закрасил эти части, по освещенности в разное время суток. В каждой из этих частей он поместил картинки, соответствующие этой части суток. Посмотрите внимательно, всё ли верно он сделал? (Дети исправляют ошибки, объясняя своё решение)


3. Оценочно-рефлексивный этап.


Педагог :

Ну что же, ребята, давайте расскажем, что же мы сегодня узнали в нашем путешествии за новыми знаниями? (Ответы детей)


Педагог :

Мы рассмотрели, как устроена Солнечная Система, узнали, как происходит смена дня и ночи на планете Земля, смоделировали это с помощью простой настольной лампы и глобуса. Исправили ошибки на модели частей суток. Помогли Незнайке узнать, где ночует Солнце .Я думаю, мы славно сегодня потрудились. Хочу завершить наше путешествие словами: « Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»


3. Оценочно-рефлексивный этап.

4. Список информационных источников.

1.Баряева Л.,Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. «Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии», Санкт-Петербург, «Союз», 2001г

2.Майорова Г. «Игры и рассказы о космосе», Москва, 1999г, «Лист»

3. https://kopilkaurokov.ru



4.http://mirznanii.com/a/180816-7/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-4-7



5.https://studwood.ru/1063986/pedagogika/literatura