СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Где обучаются дети с ЗПР, РАС и нарушением интеллекта?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о видах коррекционных школ, их методах и программах обучения.

Просмотр содержимого документа
«Где обучаются дети с ЗПР, РАС и нарушением интеллекта?»

Где обучаются дети с задержкой психического развития, аутизмом и нарушением интеллекта?

Постановка диагноза задержка психического развития (ЗПР) означает, что в данный момент психические функции ребёнка развиваются чуть медленнее, чем нужно, и отстают в развитии. Но в отличии от умственной отсталости, это состояние считается полностью обратимым. При правильной коррекционной работе, в процессе обучения и взросления ребенка, он достигает возрастной нормы, т.е. догоняет в развитии своих сверстников. Эта граница "доразвития" психических функций условно находится на уровне возраста 12 лет. Если после этого возраста ребёнок достигает нормы развития, то ЗПР снимается по решению ПМПк. А если после этого возраста проблемы не исчезают и трудности в обучении остаются или усиливаются, то ЗПР меняется на лёгкую умственную отсталость.
Дети с ЗПР обучающиеся в школах VII вида, проходят объем начальной школы за 4 или 5 лет, за это время ЗПР корректируется и приближается к норме, после чего дети по решению ПМПк могут быть переведены в массовую школу. В настоящее время часто детей с ЗПР можно встретить в обычных классах массовой школы вместе со всеми детьми с самого начала обучения. Обучение таких детей в обычной школе, в классе с 30-ю детьми, ведет к неуспеваемости ребенка, его неуспешности (ребенок не чувствует, что он успешен) и, как следствие, полное отсутствие мотивации к обучению.

Родителям детей с ЗПР хочется сказать: если вы действительно желаете для своего ребенка только самого лучшего - не бойтесь коррекционной школы. Бойтесь остаться в массовой школе, упустить драгоценное время и не научить ребёнка необходимым навыкам, не подготовить его к дальнейшей жизни, и не вырастить из него самостоятельного, уверенного в себе человека, который не боится окружающего мира, не прячется от него, а смело взаимодействует с ним, потому что знает, как это делать. Кто, если не вы, подумает о будущем вашего ребенка?

Для эффективного обучения детей с ЗПР должны широко применяться наглядные методы - яркие картинки, иллюстрации. Упражнения, направленные на закрепление какого-либо навыка, должны выполняться большее число раз, чем для обычных детей. Но повторение должно быть не механическим, а с изменением условий, изменением игровой ситуации. Именно это будет способствовать закреплению материала, его пониманию, и возможности применить полученные знания в жизни.

Учитывая то, что такие дети быстро устают, им необходима более частая смена видов деятельности на уроке, а также включение динамических пауз (физминуток). При выполнении практических упражнений (по рисованию или письму) эффективно использовать метод совместных действий, когда взрослый берёт руку ребенка в свою и производит движения его рукой. Все эти условия успешно создаются в коррекционной школе
педагогами и специалистами - дефектологом, логопедом, психологом, которых нет в массовой школе.

Варианты программы для обучения детей с ЗПР:
7.1 - подразумевает, что ребёнок получает образование по тому же учебному плану, что и остальные дети, получает тот же объём знаний в те же сроки обучения (начальная школа - 4 года).
7.2 - срок начального образования продляется на 1 год введением первого дополнительного класса. Вводятся дополнительные индивидуальные и коррекционные занятия (психолог). Продолжительность урока сокращается до 40 минут.

Для детей с умственной отсталостью вариант программы обучения зависит от степени умственной отсталости ребенка. Существует всего 2 варианта программы для детей, имеющих нарушение интеллекта:

1 вариант – для детей с легкой умственной отсталостью. Срок обучения – 9 лет.

2 вариант – для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, а также имеющих другие тяжелые нарушения развития. Срок обучения – 12 лет.

Номера программы, такого, как для остальных видов нарушений (например, 2.3, 5.1 или 7.2), здесь нет, поскольку существуют разные ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты, для детей с нарушением интеллекта (ФГОС УО), и детей с другими особенностями развития (ФГОС ОВЗ). Но в последнее время ПМПК может рекомендовать варианты программы 9.1 и 9.2, какие и являются образовательными программами для детей с умственной отсталостью.

Дети с нарушением интеллекта за весь период обучения в коррекционной школе не овладевают содержанием и объемом знаний, которые преподаются в обычной школе.

Так, дети с легкой умственной отсталостью (вариант 1) за 9 лет обучения овладевают примерно 5-летним объемом программы массовой школы. По окончании обучения им выдается свидетельство об обучении с оценками по пройденным предметам. Продолжить обучение такие ребята могут в специализированных училищах (центрах профессионального обучения), где обучают по адаптированным образовательным программам. Могут получить такие профессии, как: столяр (плотник), цветовод, овощевод, штукатур-маляр, швея, каменщик и.т.д.

По сравнению с массовой школой, из программы исключены такие предметы, как алгебра и геометрия (заменены на математику), физика, химия, иностранный язык, обж. Значительно увеличено количество уроков труда. Профильный труд начинается с 5 класса, и количество часов в неделю, отводимое на труд, постепенно увеличивается до 10-12 (к 9 классу).

К детям с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью не предъявляются четкие промежуточные результаты освоения программы, и их обучение опирается исключительно на индивидуальные возможности каждого ребенка. Оценок не предусмотрено. На ребенка пишется СИПР – специальная индивидуальная программа развития, в которую включаются цели и задачи, а также выбираются предметы, которые доступны ребенку, которые он способен освоить на уровне своих возможностей.

В программу школы введены такие предметы, как предметно-практические действия (в начальной школе), где ребятишек учат манипулировать с предметами, развивают у них предметные действия и мелкую моторику, а в старших классах такой предмет, как - социально-бытовая ориентировка, на котором детей учат бытовым навыкам и умению взаимодействовать с окружающим миром.
По окончании обучения, детям выдается свидетельство об обучении, не содержащее оценок по предметам. Если индивидуальные особенности и возможности ребенка позволяют, то он также может продолжить обучение в учреждениях СПО по адаптированным образовательным программам, и получить профессию. Выбор профессии будет зависеть от особенностей ребенка. К примеру, такие профессии, как столяр или швея, будут им недоступны.

Все учителя в данных типах школ должны являться дефектологами-олигофренопедагогами. Также с детьми проводятся коррекционные занятия с логопедом и психологом.

Главными задачами школы являются максимальная коррекция недостатков развития и социальная адаптация ребенка. Для детей с легкой умственной отсталостью – также обучение начальным профессиональным навыкам и подготовка к дальнейшей самостоятельной жизни.

Сейчас дети с легкой умственной отсталостью часто попадают в обычные школы, где не получают той коррекции и тех доступных знаний, в которых нуждаются. А также, заканчивая обычную школу, дети не овладевают начальными профессиональными навыками, попросту говоря это время становится для них потерянным, ведь в училища и вузы они поступить не смогут.

 Дети с РАС - расстройством аутистического спектра. Где обучаются они? Дело в том, что коррекционных школ для детей с РАС нет и никогда не было. Такие ребята, если они не имеют нарушений интеллекта, обучаются в обычной школе в ресурсном классе по программе 8.1 (в те же сроки, что и остальные дети) или 8.2 (увеличивается срок обучения в начальной школе). Чтобы ребенку с РАС было комфортнее обучаться - положено выделять тьютора. Правда, к сожалению, сейчас это делается далеко не везде и зачастую родители сами сидят с ребенком на уроках. Что, конечно же, неправильно, но другого выхода обычно нет.

Если ребенок с РАС имеет нарушение интеллекта, то его направляют в коррекционную школу для детей с нарушениями интеллекта, где они обучаются по программе 8.3 (РАС и легкая умственная отсталость) или 8.4 (РАС и более тяжелые формы умственной отсталости). Фактически, ребята, обучающиеся по программе 8.3, осваивают 1 вариант программы этой школы, а 8.4 осваивают 2 вариант. Ребятам с РАС, по закону, в коррекционной школе также положен тьютор, который прописывается в заключении ПМПК. Но беда опять же в том, что детей с РАС в коррекционной школе много, а тьютор в лучшем случае - один на всю школу, который просто физически не может оказать качественную помощь каждому нуждающемуся ребенку.