СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Где живут белые медведи?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю подготовить интересный урок окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«"Где живут белые медведи?"»

Урок окружающего мира в 1-м классе

"Где живут белые медведи?"



Цель урока:

Формировать представление о разнообразии природы Земли.

Задачи урока:

  1. Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.

  2. Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать.

  3. Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний.

Оборудование:

Отрывок из мультфиьма В.Катаева “Цветик-семицветик”
Глобус
Сказка В.Даля “Старик-годовик”
Отрывок из рассказа В.Леденцова “Страна загадок и чудес”

Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков

Компьютер, ЖК экран,

Презентация «Где живут белые медведи?»

Ход урока

1. Организационный момент.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Вновь урок у нас сейчас

- Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением начинаем урок.

2. Повторение пройденного.

(На доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

– Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?

(Учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)

– На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?

(Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?)

– Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Кто пойдёт их выполнять?

Индивидуальные задания:

Фронтальная работа с классом.

– Пока ребята выполняют задания, Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте.

“Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

– Кто догадался, какие птицы полетели? (Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)

Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.

– Что за птицы полетели? (Весенние месяцы – март, апрель, май)

Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

– Что за птицы третьей тройки? (Летние месяцы – июнь, июль, август)

Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.

– Какие это птицы? (Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь).

А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.

– Почему у птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)

– Почему в крыле 7 перьев и как они называются? (7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

– Молодцы, ребята. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.

– Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня загадки о животных.

В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот
Удивительный народ. (Пингвины)

(Учитель вывешивает на доску картинку пингвина)

Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает 
И от морозов его согревает. (Белый медведь)

(Учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)

  1. Объявление темы урока. Постановка цели.

- Муравьишка вас спрашивает: Что вы знаете об этих животных?
- Белые медведи охотятся на пингвинов?
- Каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на этот вопрос?

- О чём пойдёт речь на нашем уроке?

Тема нашего урока: Где живут белые медведи?

- Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что сверху и снизу на нем есть белые островки. Так обозначены на глобусе две противоположные части Земли - самая северная Арктика и самая Южная Антарктика. Там же расположены Северный и Южный полюсы. 
- Чтобы это узнать, нам предстоит отправиться в интересное путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева “Цветик – семицветик”.

Повторяйте за мной.

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток, 
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели. (2 раза)

– Вели оказаться там, где живут белые медведи.

 Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, Здесь очень холодно.(На Севере.)

- Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Ребята. Посмотрите на слайд и скажите, что нам понадобится. (Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани.)

– На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.

Здесь на Северном полюсе, в Арктике, лёд никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лёд здесь солнце не может. Зимой солнце и вовсе не показывается. Здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки – ночь. Полярная ночь. И длится она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит – наступает полярный день. Засыпаешь – светло. Просыпаешься – светло. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет. Здесь находится самый холодный район Земли Северный полюс. (показывает на глобусе)

– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)

Посмотрите на экран, какие же животные могут встретиться нам в этом холодном районе Земли?

– Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовили для вас наши ребята. Саша Ч., Гриша и Лиза.

Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.

Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.

– Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.

Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… “Сугроб” осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!

– На кого охотился белый медведь? (на тюленя)

– Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)

– Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)

– Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)

– Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)

– Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли, 
Будь по-моему вели.

Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.

– Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)

– Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.

– Посмотрите на стр. 13. Кто же нас здесь встречает?

– Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о пингвинах.

Долгое время пингвинов не могли отнести ни к одному виду животных, но совсем недавно их признали птицами. Не смотря на то что они неуклюже на суше, пингвины отлично плавают и хорошо развивают скорость, благодаря обтекаемому строению тела и плавникам. Так же пингвины могут задерживать воздух до получаса. Суровые климатические условия обитания отразились на их поведении. Например, императорские пингвины для сохранения тепла собираются в тесные группы. Для того что бы тепло распределялось равномерно они постоянно двигаются от центра к краю. В настоящее время науке известно 17 разновидностей пингвинов, 13 из которых находятся на грани исчезновения, что требует принятия экстренных мер по их спасению.

Кто же такие пингвины?

О каких пингвинах вы сейчас услышали?

- Что показалось самым интересным?

– Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)

Физкультминутка

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли, 
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались в родном 1 б классе.

– Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.

5. Итог урока.

– В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)

– Какие полюса здесь расположены? Прикрепите карточки на карты полушарий, которые у вас есть на столах

– Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)

– Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)

– Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки-Вопросика и правильно прикрепим фигурки животных туда, где они обитают.

(Учащиеся прикрепляют с помощью магнитов на схематический рисунок глобуса на доске карточки с животными: белые медведи и пингвины к Северному и Южному полюсу соответственно)

Задание по группам

1гр. Что такое Северный полюс

2 гр. Что такое Южный полюс

3 гр. Кто такой белый медведь

4 гр. Кто такие пингвины

5гр. Могут ли белые медведи охотиться на пингвинов?

6.Рефлексия

Возьмите, пожалуйста цветики-семицветики и нарисуйте ручкой в середине ваше настроение от работы на уроке. Ли вы довольны улыбка, считаете, что могли бы и лучше, то безэмоциональное лицо, ну а если уж совсем недовольны, то грусть.

Спасибо за урок!