СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геймификация, нетворкинг и другое: современные технологии в образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетворкинг, или сетевое взаимодействие, представляет собой процесс установления и поддержания профессиональных контактов. В контексте образовательного учреждения нетворкинг может быть особенно полезен классному руководителю при работе с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Геймификация, нетворкинг и другое: современные технологии в образовании»



Мастер-класс «Геймификация, нетворкинг и другое: современные технологии в образовании»

Нетворкинг, или сетевое взаимодействие, представляет собой процесс установления и поддержания профессиональных контактов. В контексте образовательного учреждения нетворкинг может быть особенно полезен классному руководителю при работе с родителями.

Материалы: карточки чистые, карточки с изображением животных, письменные принадлежности, магниты (9 штук), 9 стульев, карточки цветные пустые (9 штук), игра по самоуправлению.

1 часть. Нетворкинг

— Скажите, у кого есть записная книжка с полезными контактами? Каждый из нас занимается нетворкингом. Нетворкинг, или сетевое взаимодействие, представляет собой процесс установления и поддержания профессиональных контактов. Теперь посмотрим, как это можно применить в работе педагога. В контексте образовательного учреждения нетворкинг может быть особенно полезен классному руководителю при работе с родителями и детьми. При помощи каких инструментов можно организовать нетворкинг? Рассмотрим один из них. Интересный, игровой, не затратный по времени. Можно использовать заранее игровые карточки. Но не всегда в кармане есть карточки, поэтому можно использовать стикеры. Попросить участников нарисовать два любых животных, которые почему-то сейчас пришли им в голову.

Упражнения «Я - не Я». Креативное знакомство

Ход работы:

Каждому участнику выдать, "не глядя", по две карточки с изображениями животных.

Введение в контекст: "Вам достались две карточки. Необходимо подумать и найти что-то общее с одним из них и явно не совпадающее с другим. Нужно решить, кто из этих животных скорее я, а кто не я. Например, мне достался лев и ёж. Ёж-это не Я. Не умею быть беззащитным, защищаясь колючками, пугливым, осторожным, запасливым. Лев - это Я. Мне нравится быть вожаком, лидером, защитником, рисковать собой ради других.

Вот и Вам сейчас нужно познакомиться друг с другом, используя изображения животных в качестве метафоры для описания себя Я и не Я". «Привет, меня зовут Татьяна. Я скорее лев, я не еж». Рассказываю почему. А другой в ответ говорит: «Слушай, а я оказывается еж, потому что периодически выпускаю колючки».

Общий нетворкинг 5 минут

1. Прошу выйти всех в свободное пространство со своими рисунками.

2. Объединитесь в пары, познакомьтесь друг с другом, обсудите свои изображения.

3. По окончании поднимите высоко вверх руку, чтобы показать, что вы освободились,

и вас смогли увидеть те, кто тоже освободился.

4. Снова выбирайте себе партнёра для знакомства и так повторите знакомство несколько раз. Играем до пяти животных.

Обсуждение: Где можно использовать? На любой точке старта: 2-3 минуты педсовета, родительского собрания, начало классного часа. Точка входа, точка начала какого-либо события, которое мы запускаем.

Выводы: 1. Создание доверительных отношений: Нетворкинг помогает наладить открытый диалог и взаимопонимание между учителем, учеником и его семьей.

2. Обмен опытом и знаниями: через нетворкинг классный руководитель может делиться лучшими практиками воспитания и обучения с родителями, а также узнавать от них о методах, применяемых в домашней среде.

3. Поддержка и сотрудничество: Нетворкинг способствует формированию сообщества поддержки, где каждый участник готов прийти на помощь или предложить свою экспертизу.

Шаги применения приёма "Я не Я":

Второй вариант для родительского собрания, чтобы снять неловкую паузу вначале, чтобы всем было понятно кто есть кто, и чтобы восстановилась хорошая атмосфера. Какой я родитель?

1. Подготовка материалов:

- Напишите на отдельных карточках различные предметы или понятия (например, "солнце", "компьютер", "музыка", "книга" и т.д.). Нарисуйте на каждой карточке соответствующий рисунок предмета. Разложите карточки лицевой стороной вниз так, чтобы каждый участник мог выбрать одну.

2. Объяснение правил:

- Объясните родителям правила игры: каждому нужно выбрать карточку и представиться, используя предмет или понятие с карточки, но не напрямую.

- Например, если человек вытянул карточку "солнце", он должен сказать что-то вроде: "Я как солнце — я приношу тепло и свет в нашу семью, потому что всегда поддерживаю своих детей".

3. Практика:

- Попросите родителей выбрать по одной карточке. Каждый участник должен представиться, используя подготовленное описание, связанное с выбранным предметом или понятием.

4. Обсуждение и обратная связь:

- После представления дайте возможность другим родителям задавать вопросы или делиться своими мыслями по поводу представлений.

- Это поможет создать более тесную связь между участниками и углубить взаимопонимание.

Применение на родительском собрании:

- Цель: Создание дружелюбной атмосферы для общения, а также лучшее понимание друг друга.

- Польза: Родители узнают о других участниках нестандартным способом, что может помочь в дальнейшем сотрудничестве и поддержке.

- Пример использования:

- Начинайте собрание с этого упражнения для разогрева. Это поможет снять напряжение и установить более доверительные отношения между родителями.

- После представления можно перейти к основной части собрания, где уже будет легче обсуждать вопросы воспитания детей. Использование приёма "Я не Я" на родительском собрании может стать эффективным инструментом для нетворкинга и создания крепкого сообщества среди участников.

Приём нетворкинга "Я не Я" в детском коллективе – это игра, направленная на развитие коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству среди детей. В основе приёма лежит использование карточек с рисунками предметов или ситуаций, где дети должны представить себя в роли этих предметов, но при этом говорить о себе как будто это не они. Этот приём помогает детям развивать воображение, учит выражать свои мысли и чувства косвенно, что может быть полезным для детей, которые застенчивы или не уверены в себе. Также это способствует улучшению коммуникативных навыков и пониманию различных точек зрения. Например, ребенку досталось дерево. Какие эмоции испытывает дерево сегодня?

2 часть. Геймификация.

«Геймификация» сегодня на слуху. Она же игрофикация или gamification (game — игра). Все эти термины означают использование элементов игры и игровых механик и технологий в неигровом контексте — для достижения реальных целей. Например, в работе, в учебе и в повседневной жизни. Геймификация в обучении означает не только использование готовых игр, но и превращение всего образовательного процесса в игру. К примеру, на образовательной онлайн-платформе за выполнение домашнего задания пользователи получают баллы, а по количеству баллов формируется рейтинг студентов. Желание возглавить рейтинг, чтобы доминировать в социальной группе, дает стимул выполнять больше заданий и набирать баллы.

Один из инструментов – соревнование. Его мы сегодня и рассмотрим. Рейтинги отлично подходят для создания здоровой конкуренции между студентами. Каждый стремится быть лучшим, видеть свое имя на вершине списка, поэтому учится активнее. Можно разбить всех пользователей на несколько групп и сделать отдельные рейтинги для каждой группы. Это усилит мотивацию студентов, поскольку у них появится больше шансов возглавить таблицу.

Игра «Крестики-нолики» в двух вариантах: с карточками и на стульях.

1. Вопрос: Что такое геймификация?
   - A) Процесс автоматизации учебного процесса с помощью компьютерных технологий.
   - B) Внедрение игровых элементов и механик в образовательный процесс.
   - C) Использование мультимедийных ресурсов для визуализации сложных концепций.
   - Правильный ответ: B

2. Вопрос: Какие цели могут преследоваться при геймификации обучения?
   - A) Увеличение количества домашних заданий.
   - B) Повышение мотивации и вовлеченности учащихся.
   - C) Сокращение времени, затрачиваемого на уроки.
   - Правильный ответ: B

3. Вопрос: Какие элементы часто используются в гемифицированных образовательных программах?
   - A) Только текстовые задания и тесты.
   - B) Очки, уровни, достижения и виртуальная валюта.
   - C) Лишь аудиоматериалы для самостоятельного изучения.
   - Правильный ответ: B

4. Вопрос: Как гемификация может влиять на обучение в группах?

- A) Повышает уровень конкуренции между учащимися.

- B) Способствует сотрудничеству и командной работе.

- C) Не оказывает влияние, так как это отдельные технологии.

- Правильный ответ: B

5. Вопрос: Какие риски могут возникнуть при использовании гемификации в образовании?

- A) Учащиеся станут слишком зависимы от компьютеров.

- B) Образование превратится полностью в игру, игнорируя академические стандарты.

- C) Все ответы выше.

- Правильный ответ: C

6. Вопрос: Какие инструменты могут быть использованы для создания гемифицированных образовательных программ?

- A) Только специализированные платформы для разработки игр.

- B) Любые образовательные платформы и инструменты, поддерживающие создание интерактивного контента.

- C) Толькo учебники и тетради.

- Правильный ответ: B

7. Вопрос: Как гемификация может помочь в изучении сложных тем?

- A) Сложные темы становятся еще более запутанными.

- B) Представление материала через игровые механики облегчает понимание и запоминание.

- C) Учащиеся перестают задавать вопросы, так как все становится очевидным.

- Правильный ответ: B

8. Вопрос: Какие типы достижений могут быть использованы в гемифицированных образовательных программах?

- A) Только те, которые связаны с физическими упражнениями.

- B) Достижения за правильные ответы, участие в активностях и развитие навыков.

- C) Лишь достижения за посещение уроков.

- Правильный ответ: B

9. Вопрос: Какие факторы следует учитывать при оценке эффективности гемифицированного обучения?

- A) Только количество полученных очков учащимися.

- B) Уровень вовлеченности, мотивации и академический прогресс учащихся.

- C) Лишь отзывы родителей о новых методах обучения.

- Правильный ответ: B

Ошибки при использовании геймификации:

Слишком много наград. Если вы даете человеку значки и баллы без повода, он не заслужил их своими усилиями, такие знаки отличия быстро обесценятся. Отмечайте студентов только по заслугам.

Заигрались. Добавляя все больше инструментов геймификации, есть вероятность забыть о главной цели обучения — получить знания и навыки. Урок не должен превратиться в бесполезную забаву.

Игра стала самоцелью. Игра ради игры неэффективна. Не стоит делать главный акцент на геймификации. Например, человек должен воспринимать победу в соревновании как дополнительный бонус, а не как цель обучения. Игры — это внешняя мотивация, и она не долгосрочна. Подключайте внутреннюю мотивацию человека — побуждайте его формулировать, зачем он обучается, какие результаты хочет получить.

Неоднозначные правила. Если студенты выполняют одинаковые действия и показывают идентичные результаты, но получают за это разные награды, они перестанут играть в эту игру. Продумайте единые правила игры.

3. Второй инструмент – кейсы. Как скучный материал превратить в игру. Игра по самоуправлению. Ролевые игры с карточками

Игра: "Классный Капитан"

Цель игры: Развить навыки командной работы, коммуникации и креативного мышления среди классных руководителей.

Правила игры:

1. Разделите участников на небольшие группы (по 4-6 человек).

2. Каждая группа получает по одной карточке с ситуацией и несколько карточек с ролями.

3. Участники должны обсудить ситуацию и разработать план действий, принимая во внимание различные роли.

4. После обсуждения каждая группа представляет свою ситуацию и решение остальным участникам. Можно использовать элементы ролевой игры для демонстрации.

5. После каждой презентации другие группы могут задавать вопросы или предлагать альтернативные решения.

▎Карточки с ситуациями

1. Конфликт между учениками

• Два ученика в классе постоянно спорят и конфликтуют. Один из них жалуется на другого, утверждая, что тот его дразнит. Как вы будете решать эту ситуацию?

Роли для игры по ситуации "Конфликт между учениками"

1. Классный руководитель

• Задача: Выслушать обе стороны конфликта, выявить причины спора и предложить конструктивное решение. Важно оставаться нейтральным и создать безопасную атмосферу для обсуждения.

2. Ученик 1 (жертва)

• Задача: Поделиться своими чувствами и переживаниями относительно конфликта. Объяснить, как действия другого ученика влияют на его эмоциональное состояние.

3. Ученик 2 (агрессор)

• Задача: Объяснить свои действия и намерения. Попробовать донести свою точку зрения и выяснить, почему его поведение воспринимается как дразнение.

4. Сторонний наблюдатель (одноклассник)

• Задача: Дать свою оценку ситуации, поделиться тем, что он видел, и предложить возможные пути разрешения конфликта. Может выступить как посредник между двумя учениками.

5. Психолог (или социальный работник)

• Задача: Помочь разобраться в эмоциональных аспектах конфликта, предложить техники управления эмоциями и коммуникацией, а также поддержать обе стороны в процессе обсуждения.

6. Родитель одного из учеников

• Задача: Выразить свои опасения по поводу конфликта, обсудить, как это может повлиять на учебу и психоэмоциональное состояние ребенка, а также предложить свою помощь в решении проблемы.

2. Работа с родителями

• Один из родителей учащегося выражает недовольство по поводу оценок своего ребенка и обвиняет вас в недостаточном внимании к нему. Как вы будете вести разговор и какие меры предпримете для решения проблемы?

1. Классный руководитель

• Задача: Вести конструктивный диалог с родителем, выслушать его претензии и объяснить свою позицию. Постараться найти компромиссное решение, которое устроит обе стороны.

2. Родитель ученика

• Задача: Выразить свои переживания и недовольство по поводу оценок ребенка. Объяснить, почему это вызывает у него беспокойство, и задать вопросы о том, что можно сделать для улучшения ситуации.

3. Ученик (дочь/сын родителя)

• Задача: Поделиться своими чувствами о ситуации с оценками и о том, как она влияет на него. Могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции: от стресса до желания улучшить свои результаты.

4. Заместитель директора по учебной работе

• Задача: Поддерживать классного руководителя в разговоре, предоставляя информацию о методах оценки, учебной программе и возможностях помощи ученику. Может выступить как модератор обсуждения.

5. Психолог (или социальный работник)

• Задача: Помочь всем участникам разобраться в эмоциональных аспектах конфликта. Предложить стратегии для улучшения коммуникации между родителями и учителями, а также поддержку ученику.

6. Сторонний учитель (коллега)

• Задача: Принять участие в обсуждении, предоставив свою точку зрения на ситуацию с оценками и предложив возможные решения. Может выступить как поддержка для классного руководителя.





Конфликт между учениками

1. Классный руководитель

• Задача: Выслушать обе стороны конфликта, выявить причины спора и предложить конструктивное решение. Важно оставаться нейтральным и создать безопасную атмосферу для обсуждения.

Ученик 1 (жертва)

• Задача: Поделиться своими чувствами и переживаниями относительно конфликта. Объяснить, как действия другого ученика влияют на его эмоциональное состояние.

Ученик 2 (агрессор)

• Задача: Объяснить свои действия и намерения. Попробовать донести свою точку зрения и выяснить, почему его поведение воспринимается как дразнение.

Сторонний наблюдатель (одноклассник)

• Задача: Дать свою оценку ситуации, поделиться тем, что он видел, и предложить возможные пути разрешения конфликта. Может выступить как посредник между двумя учениками.

Психолог (или социальный работник)

• Задача: Помочь разобраться в эмоциональных аспектах конфликта, предложить техники управления эмоциями и коммуникацией, а также поддержать обе стороны в процессе обсуждения.

Родитель одного из учеников

• Задача: Выразить свои опасения по поводу конфликта, обсудить, как это может повлиять на учебу и психоэмоциональное состояние ребенка, а также предложить свою помощь в решении проблемы.






Работа с родителями

Классный руководитель

• Задача: Вести конструктивный диалог с родителем, выслушать его претензии и объяснить свою позицию. Постараться найти компромиссное решение, которое устроит обе стороны.

Родитель ученика

• Задача: Выразить свои переживания и недовольство по поводу оценок ребенка. Объяснить, почему это вызывает у него беспокойство, и задать вопросы о том, что можно сделать для улучшения ситуации.

Ученик (дочь/сын родителя)

• Задача: Поделиться своими чувствами о ситуации с оценками и о том, как она влияет на него. Могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции: от стресса до желания улучшить свои результаты.

Заместитель директора по учебной работе

• Задача: Поддерживать классного руководителя в разговоре, предоставляя информацию о методах оценки, учебной программе и возможностях помощи ученику. Может выступить как модератор обсуждения.

Психолог (или социальный работник)

• Задача: Помочь всем участникам разобраться в эмоциональных аспектах конфликта. Предложить стратегии для улучшения коммуникации между родителями и учителями, а также поддержку ученику.

Сторонний учитель (коллега)

• Задача: Принять участие в обсуждении, предоставив свою точку зрения на ситуацию с оценками и предложив возможные решения. Может выступить как поддержка для классного руководителя.