ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ
Паремиология (др.-греч. παροιμία paroimia — притча, пословица и λόγος logos — слово, учение) — подраздел фразеологии, раздел филологии, посвящённый изучению и классификации паремий — пословиц, пословичных выражений, антипословиц, поговорок, веллеризмов, девизов, слоганов, афоризмов, максим, загадок, примет и других изречений , основным назначением которых является краткое образное вербальное выражение традиционных ценностей и взглядов, основанных на жизненном опыте группы, народа и т. п.
Толковый словарь живого великорусского языка
— словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов.
Андроцентричность
(мужская картина мира)
Мужчина как адресант или адресат доминирует количественно : в пословицах и поговорках отражена преимущественно мужская картина мира и мужская власть в нем.
Первую дочь по семье бери, вторую — по сестре.
Жена не стекло (можно побить)
Величина мужского пространства-реальности значительно больше женского. Женщина выступает главным образом в качестве объекта.
Бог бабу отнимет, так девку даст…
Выражается неполная принадлежность женщины к категории “человек”
Курица не птица, баба не человек
В семи бабах половина козьей души
Можно отметить также предписывающий характер высказываний, обращенный к женщине.
Не хлопочи, когда нет ничего в печи
Кроме того, имеет место оппозиция “мужское — женское” с коннотациями “правильное — неправильное”.
Муж пашет, а жена пляшет
Не петь курице петухом, не быть бабе мужиком
Отражена не только зависимость жены от мужа, но и обратное: Мужик без бабы пуще малых деток сирота. Особенно это касается пожилых супругов: Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка; Бабушка неможет, дед семь лет костей не гложет.
Вместе с тем имеет место небольшая группа пословиц, отражающих семейное насилие. Иногда оно имеет форму взаимного рукоприкладства:
Я ее палкой, а она меня скалкой , — что помимо печального факта домашнего насилия свидетельствует еще и о том, что женщина не рассматривается как слабое существо.
Физическая слабость женщины практически не отражена. Напротив , женщины проявляют свою волю и решительность вопреки попыткам мужчин им этой воли не давать:
С ухватом баба хоть на медведя.
Женская картина мира
Хоть бита, да сыта.
Хоть за лысого, да близко.
Приданое в сундуке, а урод на руке.
Говорю мужу-ворогу: не бей меня в голову, а он кол да кол.
2. Обманутое ожидание:
ЗАМУЖЕСТВО : 1. готовность мириться с жизненными неурядицами во имя частичного благополучия
3. Необходимость и приобретение хотя бы минимальной защищенности, отсутствующей у женщин вне брака:
Когда овдовеешь, тогда-то и мужа помянешь.
Покроют головушку, наложат заботушку.
Невольное замужество не веселье.
5. Резко разграничены две фазы жизни женщины — девичество и замужество . Замужество воспринимается в большинстве случаев как неизбежная тягость, но и как необходимая метаморфоза:
4. Доминирует образ несвободы, связанности:
После Покрова
не будешь такова
6. В этой подгруппе отмечен также ряд пословиц, имеющих интенцию предупреждения или рекомендации:
Замуж выходи, в оба гляди.
На красивого смотреть хорошо, а с умным жить легко.
ЛЮБОВЬ: готовность к самопожертвованию
Не мил и вольный свет, когда милого нет
РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: женщина выступает в нескольких социальных ролях: мать, сестра, дочь, золовка, свекровь, теща, бабка/бабушка, кума.
«ЖЕНЩИНА/БАБА»
МАТЕРИНСТВО:
Без отца - полсироты, а без матери и вся сирота
Сердце матери лучше солнца греет
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
Супружество, семья рассматриваются не как изолированная часть общества, а в тесном взаимодействии с остальными членами рода. Отсюда — широкая представленность родителей мужа и жены, бабушек и дедушек, кума и кумы, свахи.
В целом жизнь женщины представлена подробно и не ограничивается лишь деятельностью в домашнем хозяйстве (хотя эта область весьма представительна).
Большое количество паремий тематизирует внедомашние сферы деятельности женщины — разумеется, в допустимых для того времени пределах: знахарство, акушерство, ворожба, о чем свидетельствует и второе значение слова “бабка” (повитуха, акушерка), а также образованный от него глагол “бабить” (оказывать родовспоможение).
ВЫВОДЫ:
Преимущественно отражена мужская картина мира и показана мужская власть в нем.
Но отражается не только зависимость жены от мужа, но и обратное
Женщина выступает главным образом в качестве объекта.
Во многих пословицах женский пол определяется отрицательно , это создает негативный стереотип
Пословицы красноречиво демонстрируют
нам следующие стереотипы :
Ум для женщины не основная характеристика, кто и обладает умом, так это мужчина
Красота для мужчины не так важна, как для женщины.
Власть – это мужская сфера деятельности. То что остается женщине – это дом, хозяйство, дети
Женщина не может принимать ответственные решения