«Гендерный подход как один из путей повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся на уроках физической культуры»
Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика, так и девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
В рамках изучения гендерной педагогики возникла идея гендерного подхода к обучению. Основная идея гендерного подхода в образовании – учет специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержания, методов обучения, организации школьной жизни, педагогического общения, набора предметов и др.).
С позиций гендерного своеобразия рассмотрим психофизиологические особенности девочек и мальчиков.
Все дети развиваются по-разному. Учёными-психофизиологами получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.
У девочек значительно быстрее развиваются функции левого полушария, ответственного за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую форму памяти, рациональное мышление, положительные эмоции. А у мальчиков быстрее созревает правое полушарие, лидирующее в реализации непроизвольных интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.
Девочки лучше осознают свое поведение и умеют им управлять, осмысливать поступки в разных направлениях, чаще открыто радуются. У мальчиков наблюдается более медленное развитие левого полушария, что ведет к неразвитости сферы положительных эмоций, сказываясь в поведении, где легче и ярче проявляются отрицательные эмоции, даже некоторая агрессивность. Для мальчиков более значима эмоционально положительная оценка его деятельности, для девочек – отрицательная; для мальчиков важно «что» оценивается в его деятельности, для девочек - «кем» производится оценка; мальчики проявляют более низкие показатели понимания другого человека, поскольку у них «понимание» другого происходит через интеллектуальное сходство, у девочек - через эмоциональное сочувствие, сопереживание. Девочки редко переоценивают качества своей личности и дают адекватную или заниженную из-за большой критичности самооценку. Завышенная либо заниженная самооценка мальчиков связана, как правило, с низким уровнем оценки другого. Мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды; они более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девочки. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности учителю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, следить за своей одеждой, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что педагогам-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности. Тем самым для девочек становится более приемлемой взаимозависимость: они приобретают собственную индивидуальность в социальных связях.
Совсем другое дело – игры мальчиков, для которых характерна совместная целеполагающая деятельность в больших группах. Шумные, наполненные движением игры вызывают у учителей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Педагоги не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у учителей правильное отношение к играм мальчиков и научить их руководить ими.
Применение гендерного подхода способствует улучшению дисциплины на уроке, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом занимающихся. Причем, дисциплина мальчиков, как правило, выше дисциплины на занятии девочек. Для мальчиков важен сразу, в начале урока, стимул для выполнения учебного плана на уроке. Например, я объявляю им, что в конце занятия будет больше времени оставлено для их любимой игры. Это является хорошим приёмом мотивирования учащихся, правда, на девочек он не действует. Очень часто они во время урока могут обсуждать различные межличностные проблемы: «Ты здесь не стояла…», «Я не буду выполнять это упражнение…», «Я не буду играть с ней в одной команде…» и т.д. На разрешение межличностных конфликтов часто уходит много времени, они легко ссорятся, долго держат в себе обиду. У мальчиков на разрешение подобных конфликтов уходит меньше времени. Правда, когда подобные конфликты возникают или у девочек, или у мальчиков, невольно успокаиваешь себя тем, что в смешанных классах их было бы гораздо больше, например: «Почему девочки не выполняли это упражнение?»
В гендерном образовании перед учителем стоит непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. Сложность заключается и в особой специфике нашего образования, которое подчас носит парадоксальный характер: по своему содержанию оно носит «мужской характер», так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно «женскими» по своим психофизиологическим параметрам.
Тем не менее, не взирая ни на какие обстоятельства, основная цель учителя физической культуры – дать хорошее общее физическое развитие каждому школьнику, привить любовь к здоровому образу жизни и желание заниматься как на уроках физической культуры, так и в различных спортивных сессиях. Проведение уроков с учётом гендерных особенностей учащихся отвечает этой цели.
Список литературы
1. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: Нейропедагогика– учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Самара, 2010. 160 с.
2.Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учеб. пособие. Оренбург, 2009. 55 с.
3. Попова Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе, 1996. № 4. С. 27-33.
4. Столярчук Л.И. Теоретико-методологические аспекты воспитания: гендерное измерение //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр.