8 Класс Химия
Тема: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Цель:
Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.
Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
Выяснить генетическую связь между классами неорганических соединений.
Продолжить формировать умения пользоваться таблицей растворимости и периодической системой Д.И.Меделеева для прогнозирования возможных химических реакций, а также применять полученные знания по темам свойства классов веществ.
Повторить основные классы неорганических соединений и их классификацию.
Развивать познавательный интерес к предмету, умение быстро и четко отвечать на вопросы.
Продолжать формировать умения логически мыслить, работать с учебником, работать с полученной информацией.
Закрепить и систематизировать знания по данной теме.
Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основный оксид→щёлочь→соль
Например, K→K2O→KOH→KCl
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→
→основный оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль
Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→
→кислотный оксид→неметалл
Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si
Примером генетического ряда, в котором образуется амфотерный оксид может служить ряд цинка:
2Zn + O2 =2ZnO
ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4
Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
Zn(OH)2 + NaOH= Na2[Zn(OH)4]
ZnCl2 = Zn + Cl2↑ (электрический ток)
Наиболее «богат» ряд металла, у которого проявляются разные степени окисления. Рассмотрим на примере генетического ряда железа:
Fe→FeCl2→Fe(OH)2→FeO→Fe→FeCl3→Fe(OH)3→Fe2O3→Fe
Fe+2HCl = FeCl2 + H2↑
FeCl2 + 2KOH=Fe(OH)2 + 2KCl
Fe(OH)2=FeO+ H2O
FeO + CO=Fe + CO2↑
2Fe+3Cl2 = 2FeCl3
FeCl3 +3NaOH=Fe(OH)3 +3NaCl
2Fe(OH)3=Fe2O3 + 3H2O
2Fe2O3 + 3C= 4Fe + 3CO2↑
Наиболее часто встречающийся генетический ряд неметалла:
неметалл → кислотный оксид → кислота → соль
Например:
S→SO2→H2SO3→K2SO3
S+ O2 = SO2
SO2 + H2O = H2SO3
H2SO3 + 2KOH = K2SO3 + 2H2O
Домашнее задание: решить генетические цепочки.
Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества
1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3
2. P→P2O5→H3PO4→Na3PO4→Ca3(PO4)2
3. Zn→ZnCl2→Zn(OH)2→ZnO→Zn(NO3)2
4.Cu →CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
5.N2O5→HNO3→Fe(NO3)2→Fe(OH)2→FeS→FeSO4