СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетические основы эволюции. Закон Харди – Вайнберга

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Генетические основы эволюции. Закон Харди – Вайнберга»

Генетические основы эволюции

Генетические основы эволюции

Микроэволюция — эволюционные процессы, происходящие на уровне популяции (т. е. внутри вида), ведущие к накоплению наследственных особенностей и приводящие к образованию нового вида

Микроэволюция

— эволюционные процессы, происходящие на уровне популяции (т. е. внутри вида), ведущие к накоплению наследственных особенностей и приводящие к образованию нового вида

что является причинами возникновения признаков у организма? Причины возникновения признаков у организма: комбинации генов мутации
  • что является причинами возникновения признаков у организма?

Причины возникновения признаков у организма:

  • комбинации генов
  • мутации
2. какие существуют виды мутаций (по характеру изменения генотипа, по исходу для организма, по проявлению в гетерозиготе). Каковы последствия мутаций, появляющихся в результате различных перестроек генотипа, приведите примеры заболеваний, вызванных этими мутациями

2. какие существуют виды мутаций (по характеру изменения генотипа, по исходу для организма, по проявлению в гетерозиготе). Каковы последствия мутаций, появляющихся в результате различных перестроек генотипа, приведите примеры заболеваний, вызванных этими мутациями

Мутации по характеру изменения генотипа  генные хромосомные геномные по исходу для организма полезные нейтральные предные  по проявлению в гетерозиготе доминантные рецессивные Каковы последствия мутаций, появляющихся в результате различных перестроек генотипа, приведите примеры заболеваний, вызванных этими мутациями

Мутации

по характеру изменения генотипа

  • генные
  • хромосомные
  • геномные

по исходу для организма

  • полезные
  • нейтральные
  • предные

по проявлению в гетерозиготе

  • доминантные
  • рецессивные

Каковы последствия мутаций, появляющихся в результате различных перестроек генотипа, приведите примеры заболеваний, вызванных этими мутациями

4. Что является источником рекомбинаций?

4. Что является источником рекомбинаций?

причины рекомбинаций 3 случайное сочетание гамет при оплодотворении 1 кроссинговер 4 взаимодействие аллельных и неаллельных генов 5 2 переход рецессивных мутаций в гомозиготное состояние случайное расхождение хромосом при мейозе

причины рекомбинаций

3

случайное сочетание

гамет при оплодотворении

1

кроссинговер

4

взаимодействие аллельных и неаллельных генов

5

2

переход рецессивных мутаций в гомозиготное состояние

случайное расхождение хромосом при мейозе

5. сделайте вывод, что является элементарным эволюционным материалом элементарный эволюционный материал - мутации и комбинации

5. сделайте вывод, что является элементарным эволюционным материалом

элементарный эволюционный материал - мутации и комбинации

дайте определение термину популяция Популяция —  относительно обособленная группа особей одного вида, которые населяют определенную территорию внутри его ареала и свободно скрещиваются между собой
  • дайте определение термину популяция

Популяция

— относительно обособленная группа особей одного вида, которые населяют определенную территорию внутри его ареала и свободно скрещиваются между собой

2. Какими характеристиками, важными для эволюции, обладает популяция?

2. Какими характеристиками, важными для эволюции, обладает популяция?

элементарная единица эволюции - популяция 1 2 ареал популяции, численность и плотность генофонд как величина ареала, численность и плотность популяции влияют на эволюционные процессы в этой популяции? почему не вид и не особь, а популяция являются элементарной единицей эволюции?

элементарная единица эволюции - популяция

1

2

ареал популяции,

численность и плотность

генофонд

как величина ареала, численность и плотность популяции влияют на эволюционные процессы в этой популяции?

почему не вид и не особь, а популяция являются элементарной единицей эволюции?

дайте определение термину панмиксия

дайте определение термину панмиксия

сформулируйте закон Харди-Вайнберга   закон Харди-Вайнберга — закон генетического равновесия: соотношение частот встречаемости доминантного и рецессивного генов остается неизменным из поколения в поколение p+q = 1,  где p - частота встречаемости гена А,  q - частота встречаемости гена а

сформулируйте закон Харди-Вайнберга

закон Харди-Вайнберга

— закон генетического равновесия:

соотношение частот встречаемости доминантного и рецессивного генов остается неизменным из поколения в поколение

p+q = 1,

где p - частота встречаемости гена А,

q - частота встречаемости гена а

идеальная популяция  1 2 неограниченно большая численность панмиксия 3 отсутствие мутаций, ЕО, миграций

идеальная популяция

1

2

неограниченно большая численность

панмиксия

3

отсутствие мутаций, ЕО, миграций

почему генофонд популяции постоянно обновляется? мутации  ↓ изменение генотипов ↓↓↓ изменение генофонда популяции элементарное эволюционное явление - изменение генофонда

почему генофонд популяции постоянно обновляется?

мутации

изменение генотипов

↓↓↓

изменение генофонда популяции

элементарное эволюционное явление - изменение генофонда

Домашнее задание: подготовить доклады по плану: определение причины, эволюционное значение примеры (!) темы: 1.мутационный процесс и комбинативная изменчивость 2. популяционные волны и дрейф генов (+ рассказать эффект бутылочного горлышка, эффект основателя) 3. миграции 4. изоляция (+ рассказать о видах: первичная изоляция (пространственная, экологическая временная), вторичная изоляция ( презиготическая, физиологическая)

Домашнее задание:

подготовить доклады по плану:

  • определение
  • причины, эволюционное значение
  • примеры (!)

темы:

1.мутационный процесс и комбинативная изменчивость

2. популяционные волны и дрейф генов (+ рассказать эффект бутылочного горлышка, эффект основателя)

3. миграции

4. изоляция (+ рассказать о видах: первичная изоляция (пространственная, экологическая временная), вторичная изоляция ( презиготическая, физиологическая)

Движущие силы эволюции Движущие силы Определение, характеристика/виды мутационный процесс, комбинативная изменчивость Причины популяционные волны и дрейф генов Эволюционное значение миграции изоляция

Движущие силы эволюции

Движущие силы

Определение, характеристика/виды

мутационный процесс, комбинативная изменчивость

Причины

популяционные волны и дрейф генов

Эволюционное значение

миграции

изоляция

Закон Харди – Вайнберга в популяции соотношение частот генов и генотипов из поколения в поколение является величиной постоянной и соответствует уравнению:  p 2  +2pq + q 2  = 1    p 2    — доля гомозигот по одному из аллелей; p — частота одного аллеля; q 2   — доля гомозигот по альтернативному аллелю; q — частота соответствующего аллеля; 2pq — доля гетерозигот p + q = 1  p 2 AA + 2pqAa + q 2 aa = 1

Закон Харди – Вайнберга

в популяции соотношение частот генов и генотипов из поколения в поколение является величиной постоянной и соответствует уравнению:

p 2  +2pq + q 2  = 1  p 2    — доля гомозигот по одному из аллелей;

p — частота одного аллеля;

q 2   — доля гомозигот по альтернативному аллелю;

q — частота соответствующего аллеля;

2pq — доля гетерозигот

p + q = 1 

p 2 AA + 2pqAa + q 2 aa = 1

Гетерозигота Гомозигота  (гомо – одинаковый) (гетеро – разный) А А а А а а

Гетерозигота

Гомозигота

(гомо – одинаковый)

(гетеро – разный)

А

А

а

А

а

а

Задача 1.  В популяции человека количество индивидуумов с карим цветом глаз составляет 51%, а с голубым – 49%. Определите процент доминантных гомозигот в данной популяции Найти нужно процент доли генотипа АА А – карие глаза, а –голубые глаза   Количество людей с генотипами АА и Аа составляет 51%, а количество людей с генотипом аа - 49%  Обозначим частоту встречаемости гена А буквой р, следовательно частота встречаемости гена а = 1 – р p + q = 1 p 2 AA + 2pqAa + q 2 aa = 1 (1 – р) 2  = 0,49 – это частота встречаемости людей с голубыми глазами

Задача 1.  В популяции человека количество индивидуумов с карим цветом глаз составляет 51%, а с голубым – 49%. Определите процент доминантных гомозигот в данной популяции

Найти нужно процент доли генотипа АА

А – карие глаза, а –голубые глаза

  Количество людей с генотипами АА и Аа составляет 51%, а количество людей с генотипом аа - 49% 

Обозначим частоту встречаемости гена А буквой р, следовательно частота встречаемости гена а = 1 – р

p + q = 1

p 2 AA + 2pqAa + q 2 aa = 1

(1 – р) 2  = 0,49 – это частота встречаемости людей с голубыми глазами

(1 – р) 2  = 0,49 1 – р = 0,7 p= 0,3 Таким образом частота встречаемости гена А составляет 0,3, чтоб вычислить долю генотипа АА, нужно частоту возвести в квадрат Частота кареглазых гомозиготных особей АА в данной популяции будет составлять 0,09 или доля их будет равна 9%

(1 – р) 2  = 0,49

1 – р = 0,7

p= 0,3

Таким образом частота встречаемости гена А составляет 0,3, чтоб вычислить долю генотипа АА, нужно частоту возвести в квадрат

Частота кареглазых гомозиготных особей АА в данной популяции будет составлять 0,09 или доля их будет равна 9%

Популяция европейцев по системе групп крови резус содержит 64% резус положительных индивидуумов. Определите процент доминантных гомозигот в данной популяции   Ген, отвечающий за проявление резус положительной крови является доминантным R, а резус отрицательный – рецессивным r.   Количество людей с генотипами RR и Rr составляет 64%, а количество людей с генотипом rr - 36%  Обозначим частоту встречаемости гена R буквой р, следовательно частота встерчаемости гена r = 1 – р (1 – р) 2  = 0,36 – это частота встречаемости людей с отрицательынм резусом фактором

Популяция европейцев по системе групп крови резус содержит 64% резус положительных индивидуумов. Определите процент доминантных гомозигот в данной популяции Ген, отвечающий за проявление резус положительной крови является доминантным R, а резус отрицательный – рецессивным r.

  Количество людей с генотипами RR и Rr составляет 64%, а количество людей с генотипом rr - 36% 

Обозначим частоту встречаемости гена R буквой р, следовательно частота встерчаемости гена r = 1 – р

(1 – р) 2  = 0,36 – это частота встречаемости людей с отрицательынм резусом фактором

(1 – р) 2  = 0,36 1 – р = 0,6 р= 0,4 Таким образом частота встречаемости гена R составляет 0,4, чтоб вычислить долю генотипа RR, нужно частоту возвести в квадрат Частота кареглазых гомозиготных особей RR в данной популяции будет составлять 0,16 или доля их будет равна 16%

(1 – р) 2  = 0,36

1 – р = 0,6

р= 0,4

Таким образом частота встречаемости гена R составляет 0,4, чтоб вычислить долю генотипа RR, нужно частоту возвести в квадрат

Частота кареглазых гомозиготных особей RR в данной популяции будет составлять 0,16 или доля их будет равна 16%

В большой перекрестно скрещивающейся популяции доля особей ММ составляет 0,16. Если все генотипы обладают одинаковым репродуктивным потенциалом то, сколько особей в популяции должно быть с рецессивным признаком, если численность популяции 300 000? p =M (частота встречаемости гена М) , q=m(частота встречаемости гена m)   Количество людей с генотипами MM составляет 0, 16 р 2  = 0,16 р=0,4 Частота встречаемости гена М составляет 0,4 Найдем частоту встречаемости гена m (q) q= 1-p q= 1- 0,4 = 0,6 Количество людей с генотипом mm составляет q 2   = 0,36 = 36% Если в популяции 300 000 человек, то 36 % от этой популяции - это 108 000 человек носители генотипа mm

В большой перекрестно скрещивающейся популяции доля особей ММ составляет 0,16. Если все генотипы обладают одинаковым репродуктивным потенциалом то, сколько особей в популяции должно быть с рецессивным признаком, если численность популяции 300 000?

p =M (частота встречаемости гена М) ,

q=m(частота встречаемости гена m)

  Количество людей с генотипами MM составляет 0, 16

р 2  = 0,16

р=0,4

Частота встречаемости гена М составляет 0,4

Найдем частоту встречаемости гена m (q)

q= 1-p

q= 1- 0,4 = 0,6

Количество людей с генотипом mm составляет q 2   = 0,36 = 36%

Если в популяции 300 000 человек, то 36 % от этой популяции - это 108 000 человек носители генотипа mm

В популяции доля особей bb составляет 0,25. Если все генотипы обладают одинаковым репродуктивным потенциалом то, сколько особей в популяции должно быть с доминантным гетерозигтных признаком, если численность популяции 500 000? p =b (частота встречаемости гена b) , q=B(частота встречаемости гена B)   Количество людей с генотипами bb составляет 0, 25 р 2  = 0,25 р=0,5 Частота встречаемости гена b составляет 0,5 Найдем частоту встречаемости гена B (q) q= 1-p q= 1- 0,5 = 0,5 Количество людей с генотипом BB составляет q 2   = 0,25 = 25% Если в популяции 500 000 человек, то 50 % от этой популяции - это 250 000 человек носителигенотипа Вb

В популяции доля особей bb составляет 0,25. Если все генотипы обладают одинаковым репродуктивным потенциалом то, сколько особей в популяции должно быть с доминантным гетерозигтных признаком, если численность популяции 500 000?

p =b (частота встречаемости гена b) ,

q=B(частота встречаемости гена B)

  Количество людей с генотипами bb составляет 0, 25

р 2  = 0,25

р=0,5

Частота встречаемости гена b составляет 0,5

Найдем частоту встречаемости гена B (q)

q= 1-p

q= 1- 0,5 = 0,5

Количество людей с генотипом BB составляет q 2   = 0,25 = 25%

Если в популяции 500 000 человек, то 50 % от этой популяции - это 250 000 человек носителигенотипа Вb

Определите частоту доминантного гена S (появление у кошек белых пятен на теле, белого треугольника на шее и белых кончиков лапок), если из 500 встреченных на улицах кошек 420 были пятнистыми.  Определите отдельно частоту доминантного генотипа АА и частоту генотипа Аа(появление у человека веснушек), если из 16 000 исследуемых людей 5 760 веснушек не имели.
  • Определите частоту доминантного гена S (появление у кошек белых пятен на теле, белого треугольника на шее и белых кончиков лапок), если из 500 встреченных на улицах кошек 420 были пятнистыми.
  • Определите отдельно частоту доминантного генотипа АА и частоту генотипа Аа(появление у человека веснушек),

если из 16 000 исследуемых людей 5 760 веснушек не имели.