СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Гений культуры». Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (посвящен 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. познакомиться обучающихся с личностью И. С. Тургенева и основными этапами его жизни и творчества;

          2. учиться обучающимся выбирать и конспектировать главную информацию из лекции;

          3. пробуждать у обучающихся интерес к жизни и творчеству И.С. Тургенева.

Тип урока: знакомство с новым материалом на основе ранее изученного.

Форма организации работы с обучающимися: лекция с элементами беседы.

Просмотр содержимого документа
««Гений культуры». Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (посвящен 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева)»

«Гений культуры»

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева


Цель: 1. познакомиться обучающихся с личностью И. С. Тургенева и основными этапами его жизни и творчества;

2. учиться обучающимся выбирать и конспектировать главную информацию из лекции;

3. пробуждать у обучающихся интерес к жизни и творчеству И.С. Тургенева.

Тип урока: знакомство с новым материалом на основе ранее изученного.

Форма организации работы с обучающимися: лекция с элементами беседы.

Оборудование урока: мультимедийная презентация


В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения,

стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва

ли не единственный после Пушкина, гений меры и, сле-

довательно, гений культуры. Ибо что такое культура,

как не измерение, накопление и сохранение ценностей.

Д. Мережковский


Ход урока:

Организация обучающихся

I учебная ситуация. Введение обучающихся в новую тему.

Вступительное слово учителя.

В течение 10 уроков мы будем знакомиться с жизнью и творчеством И.С.Тургенева. Запишите тему урока и эпиграф, который относится не только к этому уроку, а ко всей теме. Это означает, что мы будем неоднократно обращаться к словам Д. Мережковского. И только изучив тему, мы сумеем ответить на её основной вопрос. Запишем его.

? Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Оставим для ответа на этот вопрос две страницы, откроются ваши выводы на этих страницах словами «Для меня Тургенев – это…»

Знакомство учеников с информацией на слайде № 1 (или записанной на доске). Ответы учеников и запись выводов в тетрадь.

Кратко запишите ответы на вопросы:

1.Какие исторические события вошли в контекст произведений Тургенева?

2.Что способствовало формированию духовного мира и художественного опыта «гения культуры»?

Материал на слайде № 1 или на доске:

1. Когда родился И.Тургенев, А.Грибоедову исполнилось 23 года, А.Пушкину – 19, Ф.Тютчеву – 15, Н.Гоголю – 9, В.Белинскому – 7, И.Гончарову – 6, М.Лермонтову – 4.

А. Фет родится через 2 года, Ф.Достоевский и Н.Некрасов – через 3, А.Островский – через 5, М.Салтыков-Щедрин – через 8, Л.Толстой – через11, Н.Лесков – через 13 лет.

2.И. Тургеневу было 7 лет, когда в 1825 году произошло восстание декабристов. В дальнейшем он стал свидетелем величайших событий, потрясавших Россию и Европу:

  • восстания в Польше в 1830 году;

  • революции во Франции в 1848 году;

  • Крымской войны в 1853 – 1856 годах;

  • отмены крепостного права в 1861 году;

  • франко-прусской войны 1 1870 году;

  • русско-турецкой войны в 1877 – 1878 годах;

  • развития народнического движения в России в 60-ые годы.

Вывод (записан учениками в тетради):

Чтение вывода учениками. Формирование личности «гения культуры» происходило в сложную историческую эпоху, богатую катаклизмами, происходившими в мире и в России. В это время на арену общественной жизни и борьбы выходило поколение демократов-разночинцев. Это было время взлёта русской литературы, время, когда создавались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского,

Л. Толстого.

II учебная ситуация. Лекция учителя с элементами беседы. Задание ученикам: конспектировать лекцию, отвечая на вопрос: «Какие черты личности Тургенева позволили Д.Мережковскому назвать его «гением культуры»?, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

План лекции:

  1. Биография И.С. Тургенева.

  2. Идейно-эстетическая позиция писателя.

  3. Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.

  4. Мир романов И.С. Тургенева.

  5. Герои и героини И.С. Тургенева.

Хронологическая таблица жизни и творчества И.С. Тургенева.

Дата

Событие

Ответ на вопрос о чертах личности писателя, героях, произведениях

1818, 28.04.

Родился в г Орле. Детские годы провёл в имении матери Спасском-Лутовинове.


1827 – 1829

Учёба в пансионе, г. Москва.


1833


Поступил в университет,

г. Москва.


1834

Перевёлся в Петербургский университет.


1837

Окончил университет. Петербург.


1838 – 1841

Учёба в Берлинском университете.


1841

Возвращение в Россию.


1843

Знакомство с Полиной Виардо. Сближение

с Белинским. Петербург.



1852

«Записки охотника» в ж. «Современник», арест и ссылка в Спасское-Лутовиново.


1856

Роман «Рудин», повесть «Фауст». Петербург.


1858

Роман «Дворянское гнездо», повесть «Ася».


1860

Роман «Накануне», разрыв с «Современником».


1862

Роман «Отцы и дети» в ж. «Русский вестник».


1864

Повесть «Призраки».


1865

Повесть «Довольно».


1867

Роман «Дым».


1876

Роман «Новь».


1878 – 1882

«Стихотворения в прозе».


1883, 03.09.

Скончался в Буживале, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.



III учебная ситуация.

Какие выводы о личности Тургенева вы записали?

Д/задание: 1.опережающие индивидуальные задания: сообщения о романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»;

2.читать «Записки охотника», анализ одного из рассказов цикла 1) «Хорь и Калиныч», 2) «Певцы», 3) «Ермолай и мельничиха», 4) «Бурмистр»; 5) «Живые мощи» 6) «Чертопханов и Недопюскин» по плану: тема, идея, герои;

3. сообщения по группам:

  • особенности жанра «Записок охотника»;

  • человеческие типы в «Записках охотника»;

  • образ рассказчика в «Записках охотника».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!