СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическая грамотность современных школьников и их родителей

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Владение географическими познаниями-важный показатель культуры человека. Под географической грамотностью подразумевается существование познаний по части географии, ступень обладания человеком навыками соображения и ориентирования в пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Географическая грамотность современных школьников и их родителей»

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Михалицина Д.В., учитель географии,

высшая квалификационная категория

МАОУ СОШ №96



География-это больше чем школьный предмет. Это тот культурный код, который формирует человека и общество в целом.

Н.С. Касимов



География-одно из ключевых звеньев формировании естественнонаучной картины мира, она дает комплексное понимание пространства планеты Земля. Только география сочетает в себе естественнонаучную и общественную составляющие, формируя целый комплекс наук. Владение географическими познаниями-важный показатель культуры человека. Под географической грамотностью подразумевается существование познаний по части географии, ступень обладания человеком навыками соображения и ориентирования в пространстве. Понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможно без определенного фундамента-знания исходных географических фактов. Безостановочно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно владеть необходимой эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях, включая географию. В таком случае можно говорить о грамотности человека подразумевая не только умения писать и читать. Следовательно, знания в области географии предоставляют нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в обществе.



В сегодняшнем обществе условия к грамотному человеку растут точно так же, как и растет уровень развития в мире. В основном эти требования включают в себя:

  1. Многогранная грамотность. Это совокупность разнообразных вариантов грамотности, относящихся главным образом к практической деятельности. Включая Географию.

  2. Многомодальная грамотность. В основном о многообразии природы языков и формирующих их текстов

  3. Полиграмотность. Предполагается способность человека воспринимать, изучать и понимать разные культуры, умение при необходимости переключаться между ними, исходя из контекста выполняемой деятельности.

  4. Трансграмотность. Это способность к чтению, письму и взаимодействию посредством многообразных инструментов, платформ и СМИ.

Для того что бы проверить уровень географической грамотности в МАОУ СОШ №96 было проведено анкетирование среди обучающихся 9-11 классов и их родителей.

Всего в анкетировании было 23 основных вопроса, так же три дополнительных для статистики. Расположены они в таком порядке что с каждым вопросом уровень сложности повышается, с уровня 5 класса до уровня 9 класса. Был опрошен 71 человек. В это число входят ученики старших классов и их родители.

Критерии оценивания:

5 баллов – усвоена программа 5 класса

5-10 баллов – усвоена программа 5-7 класса

10-17 баллов – усвоена программа 5-8 класса

17-23 баллов – усвоена программа 5-9 класса



Анкетирование среди родителей обучающихся МАОУ СОШ № 96:

Всего прошло 28 взрослых (Рис.1).

Рис.1

Можно сделать вывод:

Все 28 человек владеют географией на уровне 5-7 классов (т.к. все 28 человек набрали десять и более баллов)

14 участников из 28 помнят уроки географии на уровне 5-8 классов.

И только 11 респондентов владеют географическими знаниями с 5 по 9 классы.

Результаты подведены не учитывая то что участник мог ответить на вопрос программы 9 класса, но не ответить на вопрос программы 5 класса.

Примеры вопросов (Рис.2,3,4):



Что значит слово «география» с греческого языка?

Рис.2

К каким океанам имеет выход Россия?

Рис.3

Что проникает через озоновые дыры в атмосфере на Землю?

Рис.4

Подводя итог можно сказать, что большая часть взрослого поколения имеет базовые знания по географии.



Анкетирование среди учеников старших классов МАОУ СОШ № 96

Всего прошло 43 ученика 9-11 классов (Рис.5)

Рис.5

41 человек усвоили программу уровня 5 класса и 7 класса

37 человек усвоило программу 8 класса

15 человек подтвердили уровень знаний 9 класса

Примеры распределения вариантов ответов на такие же вопросы, что и отвечали учителя и родители этих обучающихся (Рис.6,7,8):

Что значит слово «география» с греческого языка?

Рис.6

К каким океанам имеет выход Россия?

Рис.7

Что проникает через озоновые дыры в атмосфере на Землю?

Рис.8

Исходя из результатов анкетирования можно предложить мероприятия, направленные на повышение географической грамотности у обучающихся. Обратимся к русскому географическому обществу (сокращённо «РГО») — географическая общественная организация России, основанная 6 августа 1845 года. Главная задача Русского географического общества — сбор и распространение достоверных географических сведений. Экспедиции Русского географического общества сыграли большую роль в освоении Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, в развитии мореплавания, открытии и изучении новых земель, в становлении метеорологии и климатологии. С 1956 года РГО входит в Международный географический союз. РГО предлагает множество географических мероприятий для поднятия уровня грамотности в этой сфере.

К примеру:



Географический диктант

Географический диктант проводится Русским географическим обществом по инициативе Председателя Попечительского Совета Общества, Президента Российской Федерации В.В. Путина ежегодно с 2015 года. Его основной целью является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения. В 2021 году МАОУ СОШ № 96 стала площадкой проведения Диктанта. По итогу, приняли участие в диктанте 39 человек, зарегистрированных на площадке МАОУ СОШ № 96. Из них 61% школьники (большая часть обучающиеся школы 96, были ребята из гимназии № 210, школы № 92), работающих участников – 36,1% - учителя школ № 96, 92, 11, гимназии 210, воспитатель садика 308, сотрудники Сатурн Урал, Свердловэнерго и др. Возрастная категория участников Диктанта, зарегистрировавшихся на площадке от 13 до 64 лет.



Осень Уральского следопыта

На старте каждая команда спасателей получает карту-схему с обозначенными контрольными пунктами, которые необходимо пройти, бегунок участника с перечисленными для прохождения баллами.

Задача команды за время квеста набрать максимальное количество баллов, проходя конкурсные этапы.

Этапы связаны с географией и с общей физической подготовкой.

Направленна на повышение географической грамотности на практике. Ежегодно наши обучающиеся принимают участие в этом квесте, повышая не только свою географическую грамотность, демонстрируют физическую подготовку и смекалку.



Географическая грамотность сегодня необходима современному человеку не меньше, нежели общая грамотность, она способна дать целостное представление окружающего мира. Перед нами стоит задача формирования гармонично развитой личности, в котором одним из главных аспектов является географическое образование.

Если наше общество будет знать такую науку как география хотя бы на базовом уровне, это уже значительно повысит уровень экологии в нашем мире и понизит вероятность чрезвычайных ситуаций природного и биолого-социального характера, что обеспечит продолжение человеческого рода.