Урок 2. Географические исследования
Цель: Сформировать у обучающихся представление об истории познания Земли, научить анализировать первые исторические карты и глобус.
Ход урока:
Орг момент.
Проверка домашнего задания § 1. Задание №1-3.
3. Мотивация учебной деятельности.
Любознательность!!! С неё всё началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди первых вопросов, которые задавал себе первобытный человек были вопросы об окружающем мире.
Любознательность порождала стремление узнать, что находится за холмом, рекой, лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека и знания об окружающем мире, необходимые для выживания человека, передавались из поколения в поколение.
Затем появилась письменность. Люди стали записывать, зарисовывать, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались знания о Земле. Только изучив их историю, можно представить все опасности и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели.
Их пример вдохновляет современников на новые исследования ещё не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.
Сегодня на уроке мы узнаем как в древности люди представляли себе форму Земли, как выглядит карта Эратосфена.
4. Изучение нового материала.
Знания о природе Земли были необходимы людям. Они познавали окружающий мир для того, чтобы собирать плоды, ловить рыбу, охотится. Первобытные люди пытались расширить обжитые территории за счёт отдалённых земель. Так они осваивали территории. Местность они изображали в виде насечек на стенах пещер, коре деревьев, костях животных. Так передавалась информация об охотничьих угодьях, ловушках последующим поколениям.
Так История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Первобытные люди получали географическую информацию во время охоты, собирательства, посещая соседние со своим проживанием территории.
Высекая символические предметы окружающей среды человек создавал схематические чертежи местности - их считают древнейшими картами.
Чтобы отличить новые реки, горы, леса от уже известных люди давали им название, они передавались устно из поколения в поколение. Так передавался первый географический опыт.
А) Какую форму имеет Земля.
Этот вопрос возникал у всех народов. Но все представляли землю по- разному. Жителям равнин она казалась ровной, жителям гор в виде горы.
В Древней Индии считали, что земля – это полусфера, она покоится на трёх слонах, слоны на черепахе.
В Древней Греции земли представляли в виде диска, который напоминает щит воина. Наиболее распространённое было мнение о том, что земля плоская
Б) Кто совершил самые древние плавание. Имена первых путешественников история не сохранила. Расширяя рамки разведанных земель люди наталкивались на водные просторы и пытались преодолеть их. Корабль изобрели шесть тысяч лет назад. Древние географические открытия совершили жители Древней Греции. Они плавали на гребных и парусных судах, не только вдоль берегов, но и в открытом море, могли ориентироваться по солнцу и Полярной звезде.
Греки основали множество колоний по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей об окружающем мире расширялось.
Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей, однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.
Существенно облегчило изучение новых территорий изобретение компаса. Компас – устройство, облегчающее ориентирование на местности. Предположительно, компас был изобретен в Китае около 900-1000 лет назад.
Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т.е. он был региональным.
Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. Люди по-разному пытались изобразить поверхность Земли и саму планету.
Гипотеза о том, что земля имеет круглую форму, была выдвинута еще древнегреческим философом Аристотелем: он наблюдал за движениями Луны и Солнца в течение суток, что позволило ему сделать подобный верный вывод. В Средние века шарообразность земли была общенаучным фактом.
В 4 в до н. э великий учёный античного мира Аристотель пришёл к выводу о шарообразности Земли.
Позже на основе его трудов греческому ученому Птолемею удалось сделать первые совершенные карты. Более 2000 лет назад ученые определили, что Земля имеет форму шара (сферы).
Значительный вклад в развитие географических знаний сделал древнегреческий математик Эратосфен. Ему первому удалось разработать систему меридиан и параллелей и определить размеры планеты. В сравнительно больших отрывках дошло до настоящего времени сочинение Эратосфена о географии. Кроме того, на основе своих наблюдений и расчетов Эратосфен создал карту поверхности Земли.
В последующее время также было создано много географических карт по мере открытия новых территорий. Конечно, эти карты были далеки от идеала, но все равно имели огромное значение и являлись показателем прогресса географических знаний.
Древнегреческий учёный Эратосфен ( 3 -2 в. до н. э. ) впервые употребил термин «географика», он сумел высчитать размеры Земли и составить одну из первых карт.
Древнегреческий учёный Птолемей (1-2 в. в) составил более совершенную карту мира.
5. Закрепление
1. Как люди представляли Землю в древности ?
6. Итог урока
7. Д. з. Прочитать параграф, и ответить на вопросы в конце параграфа.