Географические задачи
Задачи на целостность
Что произойдет с живыми организмами, если прекратится биологический круговорот вещества и энергии?
Вещества в оболочках перемещаются под действием силы тяжести. Приведите примеры природных процессов, иллюстрирующих эту закономерность.
Расскажите о взаимосвязи между газовым составом атмосферы и растительным покровом Земли.
Африка – самый жаркий материк. Каковы причины и следствия этого?
Объясните роль Перуанского течения в формировании пустыни Атакама. Опишите природу этой пустыни.
Задачи на зональность
Назовите области постоянного атмосферного давления, формирующиеся у поверхности Земли (рис. ). Причиной возникновения, каких из них является разный нагрев земной поверхности?
Приведите примеры теплых поверхностных течений Мирового океана. В каких широтах они возникают?
Перечислите климатические пояса в порядке их смены от экватора к полюсам. Объясните проявление географической зональности на примере субарктического пояса.
Горные породы земной поверхности подвергаются постоянным внешним воздействиям. Расскажите, чем различается процесс выветривания горных пород в широтах с холодным и теплым климатом.
Назовите, какие природные зоны расположены в пределах жаркого теплового пояса, умеренных и холодных.
Приведите примеры зонального размещения природных зон на материках.
Приведите примеры меридиональной зональности. Объясните причины ее проявления.
Во влажных экваториальных лесах почвообразование происходит в течении всего года, а в тундре всего 2-3 месяца. Почему? Есть ли на Земле участки, где почвы отсутствуют?
Приведите примеры высотной поясности. Объясните, каковы причины ее проявления.
Приведите примеры проявления глубинной поясности в Мировом океане. Объясните причины ее проявления.
Задачи на ритмичность
Приведите примеры суточных и годовых ритмов жизни животных и растений.
Суточные ритмы проявляются в физическом выветривании горных пород. В какое время суток и почему можно слышать, как «кричат камни» в Сахаре и Атакаме?
Почему горные реки удобнее и безопаснее переходить вброд на рассвете, а не после полудня?
Ритмичность многих явлений природы была издавна подмечена жителями разных стран и нашла отражение в следующих пословицах и поговорках:
После прилива всегда бывает отлив (японская)
Завтра июль может обрушиться и на меня (амхара)
Солнце не навек скрывается за облаками (ассирийская)
Ночью солнце не появляется вместо Луны (азербайджанская)
Ждать росы в полдень (малайская)
Увидишь тучи на востоке – убегай, увидишь тучи на юге – продолжай работу (вьетнамская)
Объясните, какие природные ритмы нашли отражение в их содержании?
Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
В чем проявляется зависимость рельефа Северной Америки от строения земной коры? В чем различие рельефа Южной и Северной Америки? Есть ли сходство? Чем это объясняется?
Задания на группировку связей по их генезису.
Установление прямых и обратных связей. Сравните тропические пояса Северной и Южной Америки. В чем сходство? Какова причина сходства? К какой группе факторов образования ПТК относятся эти причины?
Задания на группировку объектов.
Разделите предложенные объекты Северной Америки на группы; групп должно быть как можно больше: Калифорнийский, Гудзонов, Флорида, Колорадо, Лабрадор, Центральные, Великие, Ниагара, Миссури, Эри, Онтарио.
Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.
Горы необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называются каньонами.
Одна из самых длинных рек на Земле и самая водоносная река континента. Река пропилила холмистую возвышенность, сложенную известняками и соединила озера