СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географический турнир по теме: "Население мира", 10 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Географический турнир по теме: "Население мира", 10 класс.»

МОУ «СОШ №3»



Географический турнир по теме: «Население мира»


10 класс





Знания – это только тогда знания, когда они приобретены

усилиями своего мозга, а не твоей памятью.

Л.Н. Толстой



Задачи:

  • повторить, закрепить и проверить знания уч-ся по основным темам раздела: «География населения мира»

  • проверить знание основных терминов, умения работать с картами

  • продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов), учить выступать публично

  • развивать интерес к предмету

  • формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе, способствовать формированию коллективного решения

  • способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека



Оборудование: атласы, иллюстрации, картосхемы к теме, карточки с заданиями,

деревянный бочонок, грамоты


Форма организации: групповая - участвуют 2 команды (по 5- 6 человек)


Жюри (2 чел.) – каждый правильный ответ оценивается одним баллом


Используемые технологии: игровые







  1. Вступительное слово учителя. Представление команд.


На протяжении нескольких уроков мы изучали материал и важный раздел курса 10 кл. – население мира. Еще в 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!» - писал он. Теперь география населения мира стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие.

На протяжении нескольких уроков мы изучали этот материал и важный раздел курса, и сегодня вы попробуете показать свои знания.

* На доске показан алгоритм работы в группе:

ощущай!

что? почему?

пробуй! наблюдай!

как? где?

думай!


  1. Конкурсная программа:


I конкурс: Разминка – «БЛИЦ - ВОПРОС» - население в цифрах

На доске (или на карточке) написаны цифры, задача команд объяснить, что они обозначают.


    • 400

    • 24-9 = 15

    • 3-4 тыс.

    • 52 ч/км²

    • 50%

    • 7,6 млрд. чел

    • 15-20 млн.

    • 4000

    • 1,4 млрд. чел

    • 8 млрд. чел.

      • кол-во городов – миллионеров

      • формула Еп, мир

      • кол-во этносов

      • ср. плотность населения

      • k урбанизации в мире

      • численность населения, 2020 г.

      • кол-во сельских населенных пунктов

      • кол-во городов в начале 21 века

      • численность населения Китая.

      • прогноз численности населения на 2022 г.












II конкурс: «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?» - прокомментируйте содержание понятий


  • Ватикан

  • демографический взрыв

  • воспроизводство

  • депопуляция

  • демография

  • эмиграция

  • агломерация

  • ЭАН

  • иммигрант

  • Мекка

  • демографическая политика

  • синтоизм

  • мегалополис

  • урбанизация

  • этнос

  • миграция







III конкурс: «НАЗОВИ СТРАНУ»


    1. Страна – гигант по численности населения.

    2. Страна – карлик по численности населения.

    3. Самая многонациональная страна.

    4. Страна – город, где 100% городского населения.

    5. Самая урбанизированная страна в мире, 90%.

    6. Страна с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни в 21 веке

    7. Страна – лидер по плотности населения.

    8. Двунациональные страны.

    9. Страна, девиз дем. политики которой: «Нас двое – нам двоих».

    10. ------------------- // ------------------------- : «Одна семья – один ребенок».


Китай

Ватикан

Индия

Сингапур

Австралия

Япония

Бангладеш

Канада, Бельгия

Индия

Китай



IV конкурс: Геотест – «В ДЕБРЯХ КОВАРНЫХ ВОПРОСОВ»


  1. Какое из перечисленных государств возглавляет королева Великобритании?

а) Ямайка б) Коста-Рика в) Гана г) Шри-Ланка (а)

  1. Кто является главой государства Н.Зеландия?

а) президент США б) король Испании в) император Японии г) королева Великобритании (г)

  1. Исторически первым городом – «миллионером» был:

а) Токио б) Рим в) Рио-де-Жанейро г) Лондон (б)

  1. Какого статуса домов сумели добиться от властей англичане?

а) цитадель б) крепость в) бункер г) блиндаж (б)

  1. В какой стране национальная одежда кимоно?

а) Китай б) Корея в) Япония г) Индия (в)

  1. Когда национальные границы совпадают с политическими, образуются государства:

а) многонациональные б) двунациональные в) однонациональные г) самостоятельные (в)

  1. Женщины какой страны носят сари ?

а) Япония б) Греция в) Индия г) Монголия (в)

  1. Как почтительно обращаются к мужчинам в Польше?

а) мсье б) пан в) сэр г) дон (б)

  1. И житель Сеула, и житель Пхеньяна – это:

а) кореец б) китаец в) вьетнамец г) монгол (а)

  1. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

а) Фудзияма б) Колизей в) Тадж -Махал г) Тауэр (в)

  1. Какой город удостоен титула «вечный город»?

а) Киев б) Каир в) Стамбул г) Рим (г)

  1. Какому из этих слов «дал жизнь» немецкий город Кельн ?

а) кулон б) одеколон в) колье г) колония (б)

  1. Перемещение иностранных ученых, инженеров, врачей, спортсменов и других специалистов высокой квалификации:

а) «утечка мускулов» б) «утечка денег» в) «утечка знаний» г) «утечка мозгов» (г)

  1. Какой город является центром трех мировых религий?

а) Иерусалим б) Москва в) Рим г) Стамбул (а)





V конкурс: «СТОЛИЦЫ- АНАГРАММЫ»


С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нем буквы так, чтобы получилась столица государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

  • Антоним ссоры - …. (на реке Тибр, «вечный город») мир – Рим

  • Питерская водная артерия - …. ( на Дунае, «столица вальсов») Нева – Вена

  • Пешеходная улица Москвы - …. (в Африке, «апельсиновая столицы») Арбат – Рабат

  • Сахарный остров - …. (в Закавказье, на Каспийском море) Куба – Баку

  • Планета – богиня - … (на реке Раздан, в Закавказье) Венера – Ереван

  • Медвежья ягода - …. (в Ю-В Азии, на о-ве Лусон) Малина – Манила

  • Основное занятие детей и актеров - …( на реке Даугава, в Прибалтике) игра – Рига

  • Очень приличная леди на английский манер - …. (на р. Джамма, в Азии) леди – Дели

  • Главные шторки - .. (на р. Днепр, в Вост. Европе) веки – Киев

  • Бывает красная, черная, кабачковая, баклажанная - ..(на р. Нил, С-В Африки) икра – Каир


VI конкурс: «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

(участники команд вытаскивают из бочонка карточки с вопросами).


  1. В Нью – Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве,

есть своя «Малая Италия», свой «Чайна-Таун». Чем вы объясните современную многонациональную структур США?

(коренное население США было практически истреблено, а современнее

жители США являются потомками мигрантов из различных стран мира)

  1. В чем различие половозрастных пирамид 1 и 2-го типа воспроизводства? (по рис.)

  2. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. О какой форме расселения идет речь? В каких странах она распространена?

(жизнь на ферме, сельская рассеянная форма расселения; Канада, США, Австралия)

  1. Влияет ли религия на тип воспроизводства? Ответ обоснуйте.

( мусульманство поощряет ранние и обязательные браки, многодетность,

многоженство, отрицательно относится к демографической политике;

это способствует высокому Еп, большой доле молодых возрастов

в возрастной структуре населения и как следствие 1-му типу воспроизводства населения)

  1. Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?

(эти критерии – показатели Р, С, Еп)

  1. Что влияет (факторы) на воспроизводство населения?

  2. Что такое субурбанизация? какой вид внутренних миграций характерен для этого процесса? как связаны между собой субурбанизации и развитие агломераций?

(С. – процесс роста пригородных зон городов и городов – спутников, что приводит к постоянной маятниковой миграции между пригородом и центром города, С. – способствует «расползанию агломераций»)

  1. Чем характеризуется понятие «качество населения»?

  2. Какова была причина «белой эмиграции» в России? (политическая)










VII конкурс: «ВЕРИШЬ – НЕ ВЕРИШЬ» (правильны ли утверждения?)


  1. Урбанизация – это слияние городов

  2. Буддизм распространен в Новой Зеландии

  3. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении.

  4. 70% населения проживает на 7% суши.

  5. Плотно заселены тропические пустыни, тайга, тундра.

  6. Турция, Пакистан, Индия – страны иммиграции.

  7. 90% прироста населения приходится на РС.

  8. В начале 21 века в пятерку крупнейших агломераций вошли агломерации таких городов как Токио, Мехико, Сан-Паулу.


-

-

+


+

-


-

+


+

  1. Деревенская форма расселения характерна для России, З. Европы.

  2. Лучшими городами по качеству жизни признаны – Берн, Ванкувер, Вена, Цюрих.

  3. Китайцы, хиндустанцы, американцы – крупнейшие народы мира.

  4. В мире количество женщин превышает количество мужчин.

  5. Синтоизм – мировая религия.

  6. Более половины населения З. сосредоточена в 5- км полосе вдоль побережья.

  7. Второй тип воспроизводства характерен для ЭРС.

  8. Арабское население З. исповедует ислам.

+



+


+


-


-


+

-

+


VII конкурс: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (сценки) –

команды показывают друг другу сценки и задают вопросы.


1. Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, о планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает дорогая? У нас есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все наши зарплаты и доплаты и купим мини сауну и видеокамеру.

Жена: Нет, нет, я не хочу этого … Я хочу … ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!


2. Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

1-й: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

2-й: А у тебя все тот же старенький «Пежо».

1-й: Да … Да … Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем обо мне? Твоя кузина сказала мне, что купил шикарный дом в пригороде. В общем богатеещь! …

2-й: Хочешь знать в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!


Вопросы:

  • В каких странах могут происходить данные сцены?

  • К какому типу воспроизводства можно отнести эти сценки?

  • Что называется демографической политикой?

  • Куда направлена дем. политика стран, отображенных в данных сценках?



  1. Жюри подводит итоги игры.


  1. Награждение команд (сладкие призы, грамоты)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!