СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическое положение Австралии. История открытия

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся общее представление о своеобразии и особенностях  природы Австралия. Продолжить формирование навыков  учащихся составлять характеристику географического положения объекта. Усовершенствовать  практические умения учащихся работать с картами атласа. Способствовать экологическому воспитанию. 

Просмотр содержимого документа
«Географическое положение Австралии. История открытия»

Тема: «Географическое положение Австралии. История открытия».

( География, VII класс).

Задачи урока: Сформировать у учащихся общее представление о своеобразии и особенностях природы Австралия. Продолжить формирование навыков учащихся составлять характеристику географического положения объекта. Усовершенствовать практические умения учащихся работать с картами атласа. Способствовать экологическому воспитанию.

Оборудование: Физическая карта мира, глобус, физическая карта Австралии.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам.

1.По какому плану составляется характеристика материка?

2.Почему изучение любой территории начинается с определения географического положения?

III.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Учитель читает стихотворение Г.Усова, а учащиеся смотрят слайд-шоу.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где – то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводненье…

IV.Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Что бы проследить путь из Донецка до Австралии нам надо повернуть глобус на пол – оборота. Путешественнику задумавшему преодолеть это расстояние ещё 100 лет назад потребовалось бы от 8 месяцев до 1 года. Сейчас самолёт, с посадками в Дели и Сингапуре долетает до Сиднея за 40 часов.

Задание: определить на сколько часов надо перевести часовую стрелку во время перелёта из Донецка в Сидней? (карта часового пояса Земли в учебнике на стр.11).

10 – 3 = 7 часов на 7 часов вперёд.

Если у нас сейчас 10 часов, определите время в Сиднее

10 + 7 = 17 часов.

Австралийцы очень любят свой материк. Они просто говорят: «Австралия – лучшая страна в мире».

А вот что сказал об Австралии Жак Паганель, один из героев романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта».

Просмотр кинофрагмента «Дети капитана Гранта»

Если нет возможности посмотреть кинофрагмент, то можно зачитать слова из романа:

«А я клянусь вам, что этот край самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе друзья мои, материк, где реки с каждым днём всё больше и больше высыхают; где деревья ежегодно теряют не листья а кору; где листья, обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где животные не обычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что заставило учёных выделить их в особый класс птице-зверей… Самая причудливая, самая не логичная страна из всех когда – либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!» (Ж. Верн)

Учитель обращает внимание на последние слова Жака Паганеля, если был просмотр кинофрагмента.

«Самая причудливая, самая нелогическая из всех когда – либо существующих страна. Земля парадоксальная, опровергающая законы природы»

Учитель. Австралия самый... самый… материк. «Самый… Какой?» это вопрос на который мы попробуем ответить. Учащиеся под руководством учителя работают с картами атласа и учебником.

Учитель предлагает открыть учебник на стр.6 и по рисунку 2 определить площадь Австралии.

Австралия… самый маленький материк, его площадь 7,7 млн. км2.

Учитель предлагает открыть физическую карту мира в атласе на странице 2 – 3 и определить, как расположена Австралия по отношению к другим материкам.

Австралия… самый удалённый материк, поэтому она была открыта позже других материков.

С помощью физической карты мира (или Австралии) страница 6-7 в атласе определить, что занимает большую часть материка (пустыни) и с помощью климатической карты мира страница 6-7 определить среднегодовое количество осадков на материке и сравнить с другими материками.

Австралия… самый сухой материк, большую часть занимают пустыни.

С помощью физической карты мира страница 2-3 определить среднюю высоту материка (≈215 м) и сравнить с другими материками.

Австралия… самый низкий материк.

С помощью тектонической карты страница 4-5 определите, что лежит в основании материка, где находятся области землетрясений и есть ли действующие вулканы?

Австралия… самый спокойный в геологическом отношении материк, на котором нет действующих вулканов и областей землетрясений.

С помощью карты страницы 15 определите среднюю плотность населения на материке и сравнить с другими материками.

Австралия… самый малонаселённый материк.

И наконец, как мы услышали из речи Жака Паганеля

Австралия… самый удивительный материк с точки зрения органического мира.

Австралия является таким удивительным материком благодаря своему географическому положению.

Задание. Вспомнить план характеристики географического положения материка.

Определение географического положения материка.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы.

1.Как расположена Австралия по отношению к экватору? (к юг от экватора т.е. в южном полушарии и широта будет только южная).

2.Как расположена Австралия по отношению к 0 меридиану? (к востоку от экватора т.е. в восточном полушарии, долгота будет только восточной)

3.Как расположена Австралия по отношению к тропикам? (южный тропик пересекает Австралию почти по середине, т.е. она лежит в жарком поясе освещенности).

4.Как расположена Австралия по отношению к другим материкам? (удалена)

5. Как расположена Австралия по отношению к океанам? (на западе омывает Индийский океан, на востоке – Тихий океан)

Вызванные к доске учащиеся определяют координаты крайних точек:

Северная – мыс Йорк 10°ю.ш. 142° в.д.

Южная – мыс Юго-Восточный 39°ю.ш. 147° в.д.

Западная – мыс Стип – Пойнт 26°ю.ш. 113° в.д.

Восточная – мыс Байрон 28°ю.ш. 153° в.д.

Во время рассказа учителя о крайних точках, просмотр слайд-шоу

Мыс Йорк – открыт в 1802 г. английским мореплавателем Флиндерсом и назван по имени Лорда Йорка президента адмиралтейства, способствовавшего мореплаванию.

Мыс Юго – Восточный – назван по географическому положению.

Мыс Стип – Поинт - открыт в 1697 г. голландскими мореплавателями и назван ими как Крутая точка.

Мыс Байрон – название дано Куком в 1770 г. по имени английского командора Байрона.

После этого рассматривается береговая линия. По карте учащиеся находят крупные заливы, полуострова, острова; или работа с учебником стр.103-104

История открытия материка.

Когда и как был открыт этот удивительный материк.

В 1605 г. Австралию открыл голландец Виллем Янсзон, назвавший её Новой Голландией.

В 1606 г. испанец Луис Торрес открыл пролив отделяющий Австралию от Новой Гвинеи.

В 1648 г. голландец Абель Тасман открыл к югу от материка землю, названную позже в его честь – это о.Тасмания.

В 1770 г. восточных берегов Австралии достиг Джеймс Кук, экспедиция которого плыла со стороны Новой Зеландии.

Знакомство с плаванием Дж. Кука может пройти в форме кратких заранее подготовленных сообщений учащихся.

Капитан Джеймс Кук по праву считается великим мореплавателем. Сын батрака, дослужившийся к 40 годам от простого матроса до лейтенанта, он возглавил английскую экспедицию в тропическую часть Тихого океана. В день ухода «Индевора» («Попытка») в плавание Кук получил сверхсекретную инструкцию, которая предписывала главе экспедиции от берегов Таити проследовать до 40о ю. ш.

«.., В том же случае, если континент не будет открыт, - отмечалось в инструкции, - Вы отправитесь на его поиски на запад, следуя между вышеупомянутой широтой и широтой 35о, пока не откроете его или не достигнете восточного берега земли открытой Тасманом и ныне называемой Новой Зеландией», а затем указывалось, что эту самую Новую Зеландию следовало «с согласия туземцев ввести во владение короля Великобритании»

«В апреле 1770 г. англичане усмотрели землю у 37о40’ ю. ш., т.е. на 550 км севернее, чем Тасман. От этого пункта Кук двинулся к северу, держась близ побережья и ведя съемку местности. А 28 апреля под 38о ю. ш. Дж. Кук с несколькими членами команды высадился на австралийский берег. При виде их небольшая группа темнокожих аборигенов исчезла в лесу. Зато местность была отрадная. Рос на берегу не очень густой лес, а воздух в нем был удивительно свеж, и чуть кружил головы крепкий, смолистый дух. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, и, описав, их, Бенкс и Соландер (биологи экспедиции) сделали важное ботаническое открытие. В конце мая и в начале июня «Индевор» вошел в чрезвычайно опасную зону коралловых рифов и мелей. В море попадались редкостные рыбы, моллюски, черепахи, а на суше натуралисты встретили чудо зверей – кенгуру, вомбатов, собак динго, сумчатых волков. Правда, крупных зоологических открытий совершить не удалось: кенгуру и динго уже были известны голландским мореплавателям, открывшим в XVII веке западный берег Новой Голландии»

Таким образом, Кук первым проследил восточный берег Австралии и обнаружил Большой Барьерный Риф. Просмотр кинофрагмента о Большом Барьерном Рифе, и рассказ учителя.

Большой барьерный риф расположен к востоку от материка на расстоянии 150 км. Его длина составляет 2300 км, ширина достигает 150 км. По существу, это- огромный природный волнорез, задерживающий огромные волны Тихого океана. Около берегов Австралии морская вода тёплая на глубине около 50 м. в ней обитают колонии кораллов – без небольших беспозвоночных морских животных. После их смерти остаются прочные известняковые скелеты, со временем они накапливаются и образуют коралловые острова. Кораллы бурно разрастаются и образуют настоящее чудо. Здесь находят приют моллюски, многочисленные водоросли, разнообразные рыбы.

V. Закрепление новых знаний.

Учащиеся выполняют практическую работу №8.Обозначение на контурной карте основных географических объектов материка. Учебник стр.107.

VI. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки за работу на уроке .

VII. Задание на дом. Проработать текст § 25 в учебнике.