План-конспект урока по теме "Географическое положение и природа Поволжья"
Учебник Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические регионы, 9 класс
Учитель географии МБОУ СОШ №67 Шарова Т.В.
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на определение состава и особенностей ЭГП и природы района, выявление роли Волги в развитии экономики Поволжья.
Задачи:
- определить состав Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);
- выявить природно-ресурсный потенциал Поволжья и роль Волги в развитии экономики района;
-продолжить формирование основных географических понятий;
-продолжить работу по формированию универсальных компетенций у учащихся через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
-содействовать развитию познавательного интереса к предмету, экологическому воспитанию обучающихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, атласы, мультимедийный ресурс ( презентация), рабочие листы.
Структура урока:
I. Мобилизационный этап.
II.Этап усвоения новых знаний.
III. Закрепление полученных знаний.
IV. Подведение итогов урока.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Содержательная часть урока
Организационный момент
Беседа с учащимися, подводящая к изучению новой темы
- На какие экономические зоны разделена территория России? (на Западную и Восточную).
- С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? ( Центральным, Центрально - Черноземным, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным). Ученик показывает их на карте. (Слайд 1)
А с каким районом будем сегодня знакомиться, думаю, вы догадаетесь по следующему сюжету. Прошу вас, ребята.
(Ролевое чтение – слова царя Бориса из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»). Читают учащиеся по ролям.
ЦАРЬ: А ты, мой сын, чем занят? Это что?
ФЕДОР: Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь.
ЦАРЬ: А это что такое
Узором здесь виется?
ФЕДОР: Это Волга.
ЦАРЬ: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни –
Когда-нибудь, и скоро, может быть
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге
Все под руку достанутся твою
Учись мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
ФЕДОР: Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель!
Усвоение новых знаний.
Догадались, о каком экономическом районе пойдёт речь?
Итак, тема нашего урока « Поволжский экономический район ( Слайд 2)
Постановка цели и задач урока самими учащимися, их коррекция учителем.
Цель нашего урока:
Выявить особенности экономико - географическое положения и природно-ресурсного потенциала Поволжского района и роль Волги в развитии экономики Поволжья. (Слайд 3)
Задачи:
1.Определить состав Поволжья
2. Оценить ЭГП Поволжья
3. Охарактеризовать природные условия района
4. Выявить и оценить природные ресурсы района
5. Выявить проблемы Волги (Слайд 4)
Чем вы будете пользоваться, чтобы найти ответы на поставленные задачи? ( учебник, атлас).
У каждого из вас есть рабочие листы, где вы будете выполнять задания, в конце урока вы оцените свою работу , а рабочие листы сдадите мне.
Задание №1. Определить площадь района (используя приложение в учебнике с.274 определяют площадь 500 тыс.кв.км)
Задание №2. Определить какие субъекты РФ входят в состав Поволжья и записать в тетрадь ( используя карту в атласе определяют, один ученик у доски озвучивает ответ, все сверяют свои ответы (Слайд 5)
Субъекты РФ составляют ПЭР
Республика Татарстан, республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Пензенская обл.
Задание №3.
По плану дать характеристику ЭГП Поволжья, оценить его, записать выводы в тетрадь. (Слайд 6)
Примерный ответ учащихся, сверка со (слайдом 7):
Стержень района – Волга, связующее звено субъектов федерации, образующих экономический район.
Район вытянут с севера на юг (около 1500 км).
Находится между двумя индустриальными ядрами: Центральной Россией и Уралом.
Граничит с Центральным районом, Северным Кавказом. Уралом.
Имеет внешние границы с Казахстаном, но граница «прозрачная» - приток мигрантов, поставка сырья, рынок сбыта, наркотики.
По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.
Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.
Транспортное положение: Судоходная река.
Транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы.
По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, Черному, Азовскому.
ВЫВОД: (Район имеет очень выгодное экономико – географическое положение).
Задание 4.Определить роль Волги в формировании района
Ответы учащихся, сверка (Слайд 8), а так же делит район на части: Среднее и Нижнее Поволжье (Слайд 9).
Задание 5. Оценить природные условия района, данные записать в таблицу (Слайд10).Сделайте вывод.
Природные условия | Характеристика природных условий |
1.Рельеф | равнинный |
2. Климат | Умеренно-континентальный, лето тёплое, на юге жаркое, увлажнение на севере достаточное, на юге возможны засухи |
3. Природные зоны | С севера на юг сменяют смешанные леса, лесостепи, степи, полупустыни |
рельеф – равнинный.
климат – умеренно – континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге – жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное, возможны засухи – причина не урожаев.
природные зона – закон широтной зональности, ярко выражен, т.к. район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:
С--------------Ю смешанные леса – Татарстан;
лесостепи – Ульяновская и Саратовская области;
степи – Саратовская и Волгоградская области;
полупустыни – Астраханская область
Вывод: природные ресурсы района благоприятны для хозяйственной деятельности человека.
Задание 6.Определить и оценить природные ресурсы района, данные записать в таблицу (Слайд 11), записать вывод.
Природные ресурсы | Районы нахождение |
| |
| |
| |
| |
(Слайд12)
Сверка ответов учащихся
По карте Поволжья учащиеся определяют наличие следующих ресурсов:
1.Минеральные: а) добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области); б) поваренная соль (озеро Баскунчак и Эльтон); в) строительные материалы. (Слайд 13).
2. Агроклиматические и земельные ресурсы (Слайд 14).
3. Рыбные (Слайд 15).
4. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (Нижнекамское, Волгоградское, Саратовское, Куйбышевское) (Слайд 16).
Сообщение учащегося о проблеме, связанной со строительством на Волге ГЭС и водохранилищ.
Презентация учащегося об Астраханском заповеднике.
Вывод: природные ресурсы богаты и разнообразны. (Слайд17)
III.Закрепление полученных знаний
(Ребята отвечают на вопросы теста)
1. Укажите субъекты Федерации, которые входят в состав Поволжья:
а) республика Мордовия
б) республика Башкортостан
в) республика Калмыкия
г) республика Тыва
д) республика Удмуртия.
2. Поволжьем считается:
а) весь речной бассейн Волги
б) территории, непосредственно примыкающие к Волге
в) области и республики России, находящиеся в среднем и нижнем течении Волги.
3. Выберите верное высказывание:
а) Поволжье связывает воедино две крупные части России
б) Поволжье обеспечивает экономическую целостность страны
в) Поволжье выполняет транспортно-распределительную функцию
г) все высказывания верны.
4. Выберите вариант, где перечислены природные ресурсы Поволжского экономического района:
а) руды чёрных и цветных металлов, калийные соли
б) топливные, гидроэнергетические и агроклиматические
в) уголь, химическое сырьё, лесные ресурсы
г) рекреационные и водные ресурсы, слюда.
5.Найдите лишнее.
Недра Поволжья располагают большими запасами:
а) угля
б) нефти
в) газа
г) соли.
Взаимопроверка
Ответы теста 1-в; 2-в; 3-г; 4-б; 5-а (Слайд 18)
IV. Самооценка. (Слайд 19).
V. Рефлексия. (Слайд 20).
-Вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой?
-С какими трудностями столкнулись при работе?
-Удалось ли вам сформировать понятие о Поволжье?
-Возникло ли у вас желание побывать в Поволжье?
VI. Домашнее задание п.34
На контурной карте отметить:
границы района, состав, полезные ископаемые Поволжья.
Подготовить сообщения о городах Поволжья.