Тема урока: «Географическое положение (ГП) России»
Цели урока: сформировать представление о ГП России, расширить и закрепить полученные ранее знания о России, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию;
Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками географических знаний. Тип урока: Урок изучения новых знаний и умений.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Ход урока
Сегодня мы начинаем новый курс - курс географии России, географии нашей Родины. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину. Россия - это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и столица наша - Москва, и небольшое село. Это наша история. Россия - это ты и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё. Наша Родина - самая большая страна на свете с населением более 146 млн. человек. Если бы мы вдруг превратились в птицу, то только вдоль сухопутной границы пришлось бы лететь без отдыха не меньше двух месяцев! А вдоль морских границ - в два раза дольше. На севере граница начинается в Баренцевом море.
На западе граница проходит по косе в Балтийском море, недалеко от Калининграда.
На юго - востоке границу проводит знаменитая река Амур.
На Дальнем Востоке граница "плывёт" по Тихому океану.
Россия – это великая морская держава.
Россия - самая лесная страна в мире.
Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной. Символ и гордость русского народа, воспетый в поэзии, в музыке, живописи
Россия - государство большое и многонациональное. И как любое государство, имеет государственные символы.
1.Флаг России бело-сине-красный, был принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Белый цвет символизирует мир, чистоту, совершенство; синий - цвет веры и верности; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
2. На Гербе России изображён на красном щите золотой двуглавый орёл под тремя коронами. Двуглавый орёл - символ власти, могущества, мудрости. Россия расположена в двух частях света - Европе и Азии, поэтому головы орла повёрнуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона - готовность народа встать на защиту родной земли.
3. Ещё одним символом Российской Федерации является государственный гимн, который
исполняется в особо торжественных случаях. Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией гимна. Звучит гимн и в новогоднюю ночь, и когда российские спортсмены завоёвывают золотые медали. Слова гимна написал поэт С.Михалков, а музыку к гимну написал композитор А. Александров. Кратко охарактеризуем методы географических исследований. (Учащиеся фиксируют основные положения в тетради).
Традиционные методы: статистический, • картографический, • исторический;
Новые методы: • космический - изучение поверхности Земли по космическим снимкам, • диахронический - изучение истории географического объекта с момента его образования до настоящего времени, • метод моделирования - искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях, • исследовательский эксперимент - создание искусственных условий и их изучение, • географический прогноз - предвидение будущего состояния геосистем.
В оставшееся время давайте вспомним различные источники географических знаний.
Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации.
Задание: назовите источники, которые были использованы на уроке.
Демонстрация различных источников географических знаний: учебник, настенные карты, карты атласа, энциклопедии, словари, справочники, космические снимки, видеофильмы, журналы «Гео» и «Вокруг света», художественная литература на географическую тематику, туристические схемы, картины природы и т. д.
Для закрепления приёмов работы с ними учитель даёт несколько заданий и вопросов:
1. Рассмотрите физическую карту России и топографическую карту. Как подробность изображаемой территории зависит от масштаба карты?
2. Для каких целей используют мелкомасштабные карты? Топографические карты? Туристические схемы?
3. Большую часть информации, заключенной в справочниках, можно получить из карт. Почему же создаются справочники? Докажите, что карты и справочники дополняют друг друга как источники информации. Что я знаю о ГП России
Находится на материке Евразия.
Располагается в северном, восточном и западном полушарии.
Самое крупное по площади государство мира (17,1 млн. км2)
Омывается 3 океанами. (Какими?)
Столица Москва.
Граничит со многими странами. (Используя атлас, назовите соседей России)
На территории много полезных ископаемых.
Протекают крупные реки. (Какие?)
Много гор и равнин.
Крайние точки России Северные: островная- мыс Флигели (остров Рудольфа)-81*51 с.ш. материковая- мыс Челюскин -77*43 с.ш. Западные: Балтийская коса-19*38в.д. материковая- на границе с Эстонией-27*17 в.д. Восточные- островная- на острове Ратманова=169*02з.д. материковая- мыс Дежнёва-169*40 з.д и 65*30с.ш. Южная- около горы Базардюзю(на границе Дагестана с Азербайджаном)-41*10с.ш.
Россия граничит с такими странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша (Калининградская область), Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.
III. Подведение итогов урока. Проверочная работа
1. Какие государства имеют с Россией только морскую границу.
2. Эти государства имеют сходное с Россией географическое положение. Какие это государства, укажите их столицы.
3. Эта страна имеет с Россией самую протяженную сухопутную границу. О каком государстве идёт речь?
Домашнее задание: с. 3 - 6; подобрать дополнительный материал по теме «Освоение и изучение территории России». Подготовить сообщение на тему «Что я еще знаю о ГП России»,
Творческое задание: составить кроссворд о ГП, границах РФ.