СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическое положение России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о ГП России, расширить и закрепить полученные ранее знания о России, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию;

Просмотр содержимого документа
«Географическое положение России»

Тема урока: «Географическое положение (ГП) России»



Цели урока:  сформировать представление о ГП России, расширить и закрепить полученные ранее знания о России, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию;

Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками географических знаний. Тип урока: Урок изучения новых знаний и умений.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока

Сегодня мы начинаем новый курс - курс географии России, географии нашей Родины. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину. Россия - это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и столица наша - Москва, и небольшое село. Это наша история. Россия - это ты и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё. Наша Родина  - самая большая страна на свете с населением более 146 млн. человек. Если бы мы  вдруг превратились в птицу, то  только вдоль сухопутной границы пришлось бы лететь без отдыха не меньше двух месяцев! А вдоль морских границ - в два раза дольше. На севере граница начинается в Баренцевом море.

На западе граница проходит по косе в Балтийском море, недалеко от Калининграда.

На юго - востоке границу проводит знаменитая  река Амур.

На  Дальнем Востоке граница "плывёт" по Тихому океану.

Россия – это великая  морская держава.

Россия - самая лесная страна в мире.

Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной. Символ и гордость русского народа, воспетый  в поэзии, в музыке, живописи

Россия -  государство большое и многонациональное. И как любое государство, имеет  государственные символы.



1.Флаг России бело-сине-красный,  был принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Белый цвет символизирует  мир, чистоту, совершенство; синий - цвет веры и верности; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.



2. На Гербе  России изображён на красном щите золотой двуглавый орёл под тремя коронами. Двуглавый орёл - символ власти, могущества, мудрости. Россия расположена в двух частях света - Европе и Азии, поэтому головы орла повёрнуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона - готовность народа встать на защиту родной земли.



3. Ещё одним символом Российской Федерации является государственный гимн, который

исполняется в особо торжественных случаях. Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией гимна. Звучит гимн и в новогоднюю ночь, и когда российские спортсмены завоёвывают золотые медали. Слова гимна написал поэт С.Михалков, а музыку к гимну написал композитор А. Александров. Кратко охарактеризуем методы географических исследований. (Учащиеся фиксируют основные положения в тетради).

Традиционные методы: статистический, • картографический, • исторический;

Новые методы: • космический - изучение поверхности Земли по космическим снимкам, • диахронический - изучение истории географического объекта с момента его образования до настоящего времени, • метод моделирования - искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях, • исследовательский эксперимент - создание искусственных условий и их изучение, • географический прогноз - предвидение будущего состояния геосистем.

В оставшееся время давайте вспомним различные источники географических знаний.

Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации.

Задание: назовите источники, которые были использованы на уроке.

Демонстрация различных источников географических знаний: учебник, настенные карты, карты атласа, энциклопедии, словари, справочники, космические снимки, видеофильмы, журналы «Гео» и «Вокруг света», художественная литература на географическую тематику, туристические схемы, картины природы и т. д.

Для закрепления приёмов работы с ними учитель даёт несколько заданий и вопросов:

1. Рассмотрите физическую карту России и топографическую карту. Как подробность изображаемой территории зависит от масштаба карты?

2. Для каких целей используют мелкомасштабные карты? Топографические карты? Туристические схемы?

3. Большую часть информации, заключенной в справочниках, можно получить из карт. Почему же создаются справочники? Докажите, что карты и справочники дополняют друг друга как источники информации.  Что я знаю о ГП России

  1. Находится на материке Евразия.

  2. Располагается в северном, восточном и западном полушарии.

  3. Самое крупное по площади государство мира (17,1 млн. км2)

  4. Омывается 3 океанами. (Какими?)

  5. Столица Москва.

  6. Граничит со многими странами. (Используя атлас, назовите соседей России)

  7. На территории много полезных ископаемых.

  8. Протекают крупные реки. (Какие?)

  9. Много гор и равнин.

Крайние точки России Северные: островная- мыс Флигели (остров Рудольфа)-81*51 с.ш. материковая- мыс Челюскин -77*43 с.ш. Западные: Балтийская коса-19*38в.д. материковая- на границе с Эстонией-27*17 в.д. Восточные- островная- на острове Ратманова=169*02з.д. материковая- мыс Дежнёва-169*40 з.д и 65*30с.ш. Южная- около горы Базардюзю(на границе Дагестана с Азербайджаном)-41*10с.ш.

Россия граничит с такими странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша (Калининградская область), Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.

III. Подведение итогов урока. Проверочная работа

1. Какие государства имеют с Россией только морскую границу.

2. Эти государства имеют сходное с Россией географическое положение. Какие это государства, укажите их столицы.

3. Эта страна имеет с Россией самую протяженную сухопутную границу. О каком государстве идёт речь?



Домашнее задание: с. 3 - 6; подобрать дополнительный материал по теме «Освоение и изучение территории России». Подготовить сообщение на тему «Что я еще знаю о ГП России»,

Творческое задание: составить кроссворд о ГП, границах РФ.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!