СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«География 5 класс»


География 5 класс

Учебник: серия «Полярная звезда», авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина


Тема урока: «Географическая долгота. Географические координаты»

Цели урока:

Дидактические: определить содержание понятия «географическая долгота», научить учащихся определять географические координаты точек.

Развивающие: развитие пространственной ориентации, навыков работы с географическими картами.

Воспитательные: воспитание мотивации к обучению.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Личностные: формирование познавательных интересов к изучению научной картины мира; осознание ценностей географического знания в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом.

Предметные: сформировать представления и определенные знания о географической долготе, её градусной величине и способах определения; о географических координатах точек.

Метапредметные: умение организовывать и самооценивать свою деятельность на уроке; осуществлять самостоятельный поиск информации в тексте учебника; анализировать; делать выводы. Формирование практических навыков работы с географической картой.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедиа, атласы, карта полушарий, учебник, контурная карта, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:


I. Организационный этап. Готовность учащихся к уроку.

Психологический настрой на урок. Традиционное начало урока (проговаривают стих).

Дзинь-дзилинь - звенит звонок,

начинается урок

от нашего внимания,

зависит понимание.

II. Актуализация знаний.

На предыдущем уроке вы узнали о …(дети называют изученную тему урока «Географическая широта»)

1. Географический приём «Проверь себя» (раздать карточки с заданием)

Задание: установить соответствие между понятиями и их характеристикой


Понятие

Характеристика понятия

1. глобус

А. Окружности, проведенные условно на поверхности Земли, параллельно экватору

2. карта

Б. Точки на земной поверхности, через которые проходит условная ось Земли

3. меридианы

В. Условна линия, которая проведена на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария

4. экватор

Г. Условные линии, которые проходят через полюса Земли и пересекают экватор под прямым углом

5. полюса

Д. Модель земного шара

6. параллели

Е. Уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков, в определенном масштабе.


(Ответ: 1-Д, 2-Е, 3-Г, 4-В, 5-Б, 6-А)

2. Работа с физической картой полушарий. Блиц-опрос.

-Где на Земле расположена точка, с которой можно двигаться только на юг?

- По какой параллели можно совершить самое длинное путешествие?

- Какой материк, Южная Америка или Австралия расположен южнее?

- В каком направлении движется корабль через Суэцкий канал из Средиземного моря в Красное?

-На какие полушария разделяет Землю начальный и 180 меридианы?

- Сколько на Земле полюсов?

-По какому меридиану можно совершить самое длинное путешествие?

- Сколько на глобусе можно провести параллелей и меридианов?

III. Постановка цели и задач урока.

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Первую часть адреса мы изучили, сегодня должны узнать о чем?

-Какие условные линии на карте помогут нам определить вторую часть адреса любой точки? Подведение к теме урока, определение цели и задач.

IV. Мотивация учебной деятельности.

С помощью меридианов мы научимся определять географическую долготу, а вместе с географической широтой научимся определять географические координаты точек земной поверхности.

V. Физминутка.

Движения под проговаривание строк:

Параллели, параллели,

Словно нити акварели,

Помогают на уроке

Знать, где запад, где восток.

Через сушу, океан, протянулся меридиан

Он поможет, милый друг,

Знать, где север, а где юг.


VI. Первичное усвоение новых знаний

1. Объяснение содержания понятия «географическая долгота»

Географическая долгота - это расстояние в градусах от нулевого меридиана до заданной точки на карте, расположенной на запад или на восток от него ( рис.35 в учебнике)



Западная и восточная долгота изменяется от 0 до 180 градусов. Начальный, нулевой, гринвичский меридиан имеет долготу 0 градусов. От нулевого меридиана начинается отсчет долготы в градусах.


Градусная величина меридианов обозначена на экваторе.


Географические координаты любой точки на земном шаре – это её широта и долгота.


- Кому и зачем нужны знания о географических координатах и умения их определять?

(Работа с текстом учебника с. 48, анализ, выводы учащихся)


VII. Первичная проверка понимания

1. Работа с контурной физической картой полушарий.

Задания:

-Выделить на карте цветным карандашом линию экватора и нулевого меридиана;

У нас получился двухэтажный земной дом с двумя подъездами и по одной квартире на каждом этаже.

- записать простым карандашом на контурной карте, какую широту и долготу будут иметь точки, расположенные в условных квартирах.



1. С. ш., з. д.



2. С. ш., в. д.


3. Ю. ш., з. д.



4. Ю. ш., в. д.

- Обозначить на контурной карте в первой условной квартире точку А с координатами

30 с. ш., 100 з. д.. На каком материке она расположена?

- точка Б с координатами 20 ю. ш., 130 в. д. на каком материке находится?

2. Работа в группах: задают один другому похожие задания, определяют расположение точек на материках или океанах.


VIII. Первичное закрепление изученного

1. Игра «Назови объект» (коллективная работа с учителем, запись в тетради, используют политическую карту мира в Приложении учебника)

38 с. ш., 78 з. д. – г. Вашингтон 52 с. ш., 72 в. д. – г. Астана


(по физической карте России, с.178 учебника)

66 с. ш., 61 в. д.- г. Народная 55 с. ш. , 161 в. д. – влк. Ключевская Сопка


IX. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

Задание 3. Учебник с.53 – самостоятельно в рабочей тетради.

X. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Параграф 15 изучить, задание 6 на стр.53 письменно

XI. Подведение итогов урока. Самооценивание. Коррекция оценки. Рефлексия.