Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор__________Тлисова Г.С.
______/_____________/ ____________/Цикисова Э.Ю./ Приказ №30 от 30.08.2021г.
Протокол № 1
От 26 августа 2021г.
Рабочая программа
по географии в 5 классе
Разработал:
учитель географии
Ильяс Рамазанович Курумбаев
2021год
Пояснительная записка
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Общая характеристика учебного предмета
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно -научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «Биология»,«Математика»,«Экология»,«Основы безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др."
Описание места учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 272, из них по 34 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7,8 и 9 классах
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» в 5–9-х классах являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание учебного предмета
5 класс.
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Календарно-тематическое планирование 5 класс 34 ч. (1 ч. в неделю)
«География 5-6» А.И. Алексеев
Москва «Просвещение» 2013г. 191 стр
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Форма занятий | Форма контроля | Дата | Коррекция |
На какой Земле мы живем ( 4 часа) |
| Зачем нам география, и как мы будем изучать её | 1 | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | Поиск информации по накоплению географических знаний | ФО | 3,09 | |
| Как люди открывали Землю | 1 | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследования материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан. Составление таблицы « Путешественники и учёные» | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, выявление взаимосвязей между составными частями гидросферы | ФО | 10.09 | |
| Как люди открывали Землю | 1 | Открытие и исследование материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллингаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы- исследователи Сибири и Дальнего Востока : С. Дежнев, Ермак, И. Москвин. Покорение Северного полюса. | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов. Работа с к/к | ФО | 17.09 | |
| География сегодня | 1 | Источники географической информации. Географические информационные системы ( ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности человека. | Обозначение на контурной карте объектов гидросферы | ИК | 24.09 | |
Планета Земля (4 часа) |
| Мы во Вселенной | 1 | Земля- одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли. | Заполнение дневника погоды, составление и анализ графика изменения температур, вычисление средних суточных, месячных температур | ФО | 1.10 | |
| Движения Земли | 1 | Неравномерное распределение тепла и света. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. | Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. | ФО | 8.10 | |
| Солнечный свет | 1 | Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. | | | 15.10 | |
| Обобщение по теме: Планета Земля – часть Солнечной системы | 1 | Смена дня и ночи, смена времен года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; Весеннего и осеннего равноденствия. Пояса освещенности. | Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах | ИК | 22.10 | |
| План и карта (10 часов) |
| Ориентирование на местности | | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, « живым ориентирам». План местности. | . Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. | ФО | 5.11 | |
| Земная поверхность на плане и карте | | Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | . Решение задач по расчету величины широты долготы | ФО | 12.11 | |
| Земная поверхность на плане и карте | | Глобус- объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карта в жизни человека. | | ФО | 19.11 | |
| Учимся с «Полярной звездой» | | Определять с помощью условных знаков изображённые объекты. Измерять расстояние и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейшие планы местности. | Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков | ФО | 26.11 | |
| Географическая карта | | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная и абсолютная высота. Горизонтали | . Решение задач по расчету величины широты долготы | ФО | 3.12 | |
| Градусная сетка | | Градусная сетка -её предназначение. Параллели и меридианы. Определение направлений и расстояний по карте. | . Решение задач по расчету величины широты долготы | ИК ФО | 10.12 | |
| Географические координаты | | Географические координаты. Широта. Определение географической широты объектов. Долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | Задачи на нахождение места по координатам | ИК ФО | 17.12 | |
| Географические координаты | | Географические координаты. Широта. Определение географической широты объектов. Долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | Задачи на нахождение места по координатам | ИК ФО | 24.12 | |
| Учимся с «Полярной звездой» | | Определять географические координаты по карте. | Задачи на нахождение места по координатам | ИК | 14.01 | |
| Обобщение по теме: План и карта | | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления по глобусу. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. | Совершенствовать умения читать карты | ФО | 21.01 | |
Человек на Земле (4 часа) |
| Как люди заселяли Землю | | Основные пути расселения человека. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям на разных этапах развития общества. | Изучение численности населения земли в разные века | ФО | 28.01 | |
| Расы и народы | | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Плотность населения. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств. | Работа с картами по нахождению различных стран | ФО | 4.02 | |
| Учимся с «Полярной звездой» | | Сравнение стран мира по политической карте мира. | Разнообразие стран по территории | ФО | 18.02 | |
| Обобщение по теме: Человек на Земле | | Находить и показывать на карте Россию, страны соседи, наиболее крупные государства. | Работа с картами по нахождению различных стран | ИК ФО | 25.02 | |
Литосфера-твердая оболочка Земли (13 часов) |
| Земная кора – верхняя часть литосферы | | Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли. Типы земной коры, её строение. Литосферные плиты. | Работа с учебником и картами атласа. | | 4.03 | |
| Горные породы и минералы | | Горные породы, минералы их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, значение их для человека. Охрана недр. | Различие полезных ископаемых по видам | ФО | 11.03 | |
| Движения земной коры | | Движение земной коры: вертикальные. Горизонтальные. Землетрясения их причины. Сейсмические районы, условия жизни людей в сейсмоопасных районах. | Вулканизм их последствия, землетрясения | ФО | 18.03 | |
| Движения земной коры | | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры . Тихоокеанское огненное кольцо. | | ФО | 1.04 | |
| Рельеф Земли. Горы | | Различие гор по высоте, возрасту. Размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор по времени. Опасные природные явления в горах. | Обозначение на к\к крупнейших платформ, складчатых областей и форм рельефа. | ФО | 8.04 | |
| Рельеф Земли. Равнины | | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних и внешних сил . Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. | Обозначение на к\к крупнейших платформ, складчатых областей и форм рельефа. | ФО | 15.04 | |
| Учимся с «Полярной звездой» | | Разработка проектного задания « скульптурный портрет Земли» Правила работы с контурной картой. | Работа с учебником и картами атласа. | ИК | 22.04 | |
| Литосфера и человек | | Значение литосферы для человека. Воздействие человека на литосферу. | Работа с учебником и картами атласа. | ФК | 29.04 | |
| Обобщение по теме: Литосфера-твердая оболочка Земли | | Выявлять значение литосферы для человека. выявлять характер изменения в результате его деятельности. | П\Р: Определение по карте г\п материка и его сравнение с г\п Африки. | ФК | 6.05 | |
| Экскурсия на природу | | | | | 13.05 | |
| Итоговое тестирование | | | | ИК | 20.05 | |
| Обобщение за год | | Находить природные объекты на контурной карте, определять их координаты. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. | | | 27.05 | |
Итого: | 34 | | | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учсбно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
5-6 класс
И. Алексеев и др. География. 5—6 классы (учебник)
В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3).формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4). формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:,
1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы ^достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
7)умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8).умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хоз. Деятельности людей, экологических проблем на разных материках и отдельных странах.
4)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количестенных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности